Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Швецова Елена Рудольфовна

Статья с анализом результатов применения в работе приемов нетрадиционной изобразительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника.

Подготовила: Швецова Е.Р.

2019г.

…Это  правда!    Ну  чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

и в трамвае на окне…

Э. Успенский    

                   

Неспособных детей, как известно, не бывает. Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо лишь вовремя заметить этот талант и помочь малышу его раскрыть. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать в крохе творческое начало. Самое доступное творчество для маленьких детей – это рисование. Кроме того, рисование очень полезно для развития мелкой моторики, воображения, логики.  А ведь изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в  рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.

Поэтому одна из задач педагога – научить разнообразным техникам и приёмам изобразительной деятельности, чтобы разбудить потребность детей к художественному творчеству, чтобы рисование вызывало чувство радости и удовлетворения, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя художником.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно - это нетрадиционные методы рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,
  • Чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 Познакомившись с методической литературой различных авторов, поставила перед собой следующие задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • Рисование пальчиками;
  • Оттиск печатками из картофеля;
  • Рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В процессе работы над данной проблемой я убедилась, что овладение техникой нетрадиционного рисования доставляет детям истинную радость.  У большинства воспитанников сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности, вырос уровень изобразительных умений. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Таким образом, дети, даже не овладев достаточными навыками, могут выразить своё настроение, отношение к происходящему, приготовить подарок или сюрприз для близких людей.            

Исходя из вышесказанного, считаю, что нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника, должна входить в жизнь детей с раннего возраста, так как вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.

 

Литература:

1.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М., 2008г.

2.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -М.2009г.

3.Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» – Ярославль, 2009г.

 4.Лыкова И.А. «Цветные ладошки», – М., 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»...

Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Нетрадиционные виды аппликации– один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим от...

Мастер-класс для воспитателей " Нетрадиционные виды аппликации как средства развития творчества дошкольников"

Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Цель: формирование представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества детей дошкольного возраста.Задачи: -познакомить с нетрадиционными видами аппликации, показать при...

Мастер – класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».

Мастер – класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».Цель: способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных ви...