Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Расписная Хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Васильева Алла Викторовна

Знакомство с народно-прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Расписная Хохлома20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Расписная Хохлома» 

Задачи: 

1. Образовательные: учить составлять узор, учить набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок .

2.Развивающие: развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
3. Воспитательные: воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, самостоятельность при выполнении работы; воспитывать чувство гордости за умения народных мастеров.

Методы и приемы:

Наглядный (выставка, рассматривание объекта);

Практический (роспись);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснения);

Словарная работа: хохломская роспись, растительный узор, хохломские усики, капельки, завитки,осочки, шлифовка изделия.

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы, раскрашивание книжек –раскрасок.

Оборудование: предметы с хохломской росписью - тарелочки, матрешка, ложечки, подставка.

Материалы: гуашь –красного, желтого, зеленого, черного цвета, салфетки, баночки с водой, лист белой плотной бумаги, кисти, палитра.

Ход

Воспитатель:
Есть в районе Ковернинском                
Знаменитое село,         
Хохломскому промыслу                
Оно название дало.         

- С давних времен, на Руси, была очень распространена деревянная посуда: деревянные ложки, тарелки, салфетницы, подносы, вазы. Эту посуду, можно было увидеть как на столе у зажиточных бояр, так и у бедных крестьян. Нарядную, дорогую посуду, раскрашивали в золотые и серебряные цвета, она преподносилась богатым семьям в качестве подарков. Но обычные, бедные крестьяне, придумали, как же себе разнообразить быт, чтоб и детям, и взрослым, хоть немного прикоснуться к красоте, чтоб не только богатые бояре могли наслаждаться такой красотой. Но обычную деревянную посуду, нельзя было использовать неокрашенной, т к от горячей пищи, дерево размокало, и приходило в ненадобность, в ней образовывались трещины. Поэтому местные мастера вывели такую формулу, сначала из белого дерева вырезалось изделие, затем его просушивали, примерно около 15 дней, и покрывали обычной глиной, снова просушивали. После просушки, посуда подвергалась обжигу, затем изделие шлифовали и окунали в специальный масляный раствор, для того, чтоб маслом заполнить оставшиеся поры. После того, как масло впиталось, изделие обсушивали еще раз, и оно было готово для росписи. Расписная золотая посуда была недоступна обычным крестьянам, поэтому они и придумали этот способ изготовления. А деревня, где жили основоположники этого вида росписи, называлась Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтоб сбывать свою продукцию. Ребята, а Вы хотите посетить базар, в деревне Хохлома?  

 Дети: - Да, хотим!

Воспитатель:-  Хорошо, давайте посмотрим, какие товары свезли на базар народные мастера. Посмотрите, здесь и тарелочки, , матрешка, ложечки, подставка- все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждое расписанное изделие, мастер вложил красоту родной деревни Хохлома.

Воспитатель-: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом раскрашены узоры на посуде?  
Дети: - Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: - Ребята, это особый узор, он подарен самой природой, ведь вдохновившись ее красотой, мастера из деревни Хохлома сумели воплотить в узорах всю красоту. Посмотрите, здесь и завиток, и усики, капелька, а этот узор называется осочка. И все это – дары красоты русской природы, в деревне Хохлома.

Воспитатель :- Ребята, а скажите какими узорами украшены предметы хохломской росписи?

Дети:- Капельки, усики, завитки, осочки.
Воспитатель: - Верно, и это называется растительный узор. А вы хотите стать мастерами, чтобы уметь украшать посуду основными элементами хохломской росписи?

Дети:- Да, хотим!

Воспитатель: - Хорошо, ребята. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» На столе перед ребятами, разложены карточки, им следует отобрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью. На карточках изображены предметы с росписью Гжель, и дымковские игрушки. Так как раннее изучали эти виды народно-прикладного искусства, предложить ребятам вспомнить их названия.


Воспитатель: - Мы с Вами поиграли, и сейчас я Вам покажу, как происходит процесс росписи. Сегодня мы изучим основные элементы хохломской росписи – усики, капельки, завитки, осочки. Кисточку держим тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Капельку мы рисуем, приемом прикладывания кисти к бумаге, усики рисуем в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, а завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Напоминаю вам ребята, что все элементы растительного узора наносятся сразу кистью, без предварительного наброска карандашом. Смотрите, как я набираю краску, не спеша, держу кисточку у железного наконечника. Осочки рисуем легким движением кисти, сверху вниз. Лишнюю краску снимаю о край баночки, веду кисточкой плавно, и у нас получился завиток. Проделываю снова эти приемы рисования, и для последующего нанесения нового элемента росписи. Обращаю ваше внимание, что все узоры рисуем основными цветами, которые предназначены именно для хохломской росписи.  

 Воспитатель: -Вот такими получились узоры у меня.

Воспитатель: - Дети, скажите пожалуйста, с каким видом росписи мы с Вами сегодня познакомились?

Дети: - Хохломская роспись.
Воспитатель: - Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Физминутка  ( пальчиковая гимнастика)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.              (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                              (Показывают 10пальцев.)

А он один.                               (Показывают 1палец.)

Эта долька — для ежа.           (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.  (Бросательное движение правой  рукой)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь -                         («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

(Воспитатель показывает один раз, затем дети повторяют под руководством воспитателя, и один раз самостоятельно)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - Ребята, какие же изделия у вас получились красивые! Скажите, как называется эта роспись и почему?

Дети: - Хохломская роспись, потому что эту роспись придумали мастера, из деревни Хохлома.

Воспитатель: - У вас получились красивые завитки, усики, осочки, капельки. Давайте сделаем вывод, что сегодня мы изучили один из приемов росписи, который придумали мастера из деревни Хохлома – усики, капельки, завитки.

Воспитатель: - Ребята, скажите, каким приемом росписи вы научились рисовать?

Дети:- Хохломская роспись.

Воспитатель :- Молодцы, ребята, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Выдающиеся математики"

Это интегративное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Бумажная фея»

Тема «Бумажная фея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ра...

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...