Главные вкладки

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

     

    Программное  содержание:

    1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.  

     

    2.      Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи.

     

    3.      Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.   

     

    4.      Развивать познавательную активность, умение работать коллекционным материалом.

     

    5.      Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.

     

     

    Активизация  словаря: полезные ископаемые, чугун, сталь, железная руда, гранит, торф, каменный уголь,  шахта, шахтер, нефть

     

     

     Наглядный  материал:

    -        проектор с экраном , компьютер,

    -        презентация на тему «Полезные ископаемые»,

    -        магнитофон,

    -        CD-диск с записью мелодии ______________________________________,

      Раздаточный  материал:

    -        кусок породы песок, глина,

    -         воронка,

    -        стаканы,

    -        ложечки.

     

    Предварительная работа:

     

    1.      Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).

    2.      Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И. Перфильев

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ход непосредственной образовательной деятельности:

     

    Дети сидят на стульчиках полукругом.

     

    Воспитатель: Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. И  сегодня мы  поговорим о этих богатствах, которые находятся глубоко под землей. Это полезные ископаемые. А еще их можно назвать по-другому: сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли.

     

    Воспитатель: Мы рассмотрим, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей страны.

     

    Просмотр презентации: «Полезные ископаемые»

     

    Слайд №2

    Воспитатель: Эта коллекция  полезных ископаемых, которые человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие. Большинство полезные  ископаемые твердые. Места, где в глубинах залегают полезные  ископаемые, называют месторождениями.

     

    Слайд №3,4

    Воспитатель: Это песок. Его используют в строительстве, для изготовления стекла  и зеркал.

     

    Слайд № 5,6

    Воспитатель: Эта глина. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки.

    Воспитатель: Наша Россия очень богата песком и глиной.

     

    Слайд №7,8

    Воспитатель: Железная руда. Добывают железную руду в шахтах и карьерах. На заводе  в больших печах по переработке руда плавится. А из руды выплавляют - чугун, сталь. А одним словом - металл. Из металла делают очень многое от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.

     

    Слайд № 9, 10

    Воспитатель: Гранит издавна используется при строительстве и сооружении памятников.

     

    Слайд № 11, 12

    Воспитатель: Это торф, образуется торф на болотах. Торф хорошо горит и он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

     

    Слайд № 13

    Воспитатель: Каменный уголь в народном хозяйстве используют  как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добыча угля - нелёгкий труд.  Уголь  залегает и глубоко под землёй, и на её поверхности. Уголь добывают в шахтах. Профессия человека, который трудится в шахте называется шахтер.

     

    Слайд № 14

    Воспитатель: Нефть в народном хозяйстве используют  как топливо. При горении он дает много тепла. нефти получают: керосин, бензин, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти  Нефть добывают на суше и в воде.

     

    Слайд № 15

    Воспитатель: Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это мел. Из него еще изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты, используют для изготовления косметики.

     

    Слайд № 16

    Воспитатель: Готовить еду нам помогает  одно ценное "ископаемое" — соль.

     

    Слайд № 17

    Воспитатель: Это драгоценные камни, которые добывают в горах, в воде. Из них делают украшения: браслеты, колечки и многое другое.

     

    Воспитатель: Дети, вот мы поговорили о полезных ископаемых, которые использует человек.

     

    Физкультминутка.

     

    Воспитатель: Вот какая богатая  наша страна! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.  Изучают полезные ископаемые исследователи.

     

    Воспитатель: Мы сейчас представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.

     

    Воспитатель: Посмотрите полезные ископаемые, которые находятся в нашей коллекции.

     

    (Воспитатель вместе с детьми подходить к столу, на котором размещена коллекция полезных ископаемых.)

     

    Воспитатель. Какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции?

     

    Дети. песок, глина.

     

    Воспитатель: А теперь  сравним эти полезные ископаемые.

     

    Воспитатель: по цвету песок какой? Глина какая? (ответ детей)

    Воспитатель: Назовите свойства песка, глины? (ответ детей)

     

    Воспитатель: Песок - сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится. Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.

     

    Опыт. Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

     

    Воспитатель: Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично.

    Проверим.

     

    Опыт. Берем 2 стакана в одном песок в другом глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем .

    Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.

    Воспитатель: Песок пропускает воду, глина нет.

     

    Опыт: берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим, в стакан наливаем воду и наблюдаем.

    Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.

    Воспитатель. Дети, проделав опыты-эксперименты, что нового вы узнали о свойствах песка и глины? (ответ детей)

     

    Воспитатель. Как много мы узнали о полезных ископаемых. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"

    Цель:1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

    Конспект совместной деятельности с детьмиподготовительной к школе группы ...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

    Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наша земля- Зеленый дом!»

    Тема «Наша земля- Зеленый дом!» »     Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Социально-ко...