Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Яковлева Ирина Васильевна

Разработанный мною мастер-класс для молодых педагогов поможет им в организации изобразительной деятельности по направлению "декоративное творчество национальной (чувашской)культуре.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость»
города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект мастер-класса

Тема: «Особенности чувашских узоров и возможности использовать их образов в декоративном детском творчестве».

Разработала и провела:

 воспитатель Яковлева Ирина Васильевна.

29.03.2010.

Цель:

Обогащать представления педагогов об особенностях чувашских узоров (орнаментальность, символичность образов и цвета, многослойная схематичность линейных образов ).

Повышать интерес педагогов к чувашскому национальному узору, устному народному творчеству.

Упражнять молодых специалистов  в умении создавать узоры чувашской вышивке (в рисунке). Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогв.

Материал и оборудование:

Игра «Парные картинки», образцы чувашской вышивки, динамическая модель создания линейного орнамента, тонированные листы бумаги на каждого участника, кисть пони №4, подставка под кисть, салфетка, стаканы для воды, простой карандаш, 5 палитр с гуашью красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов, книга «Чувашские сказки».- Чебоксары 1984. С.10,11.  

Предшествующая работа:

Беседа с молодыми специалистами о чувашской вышивке. (ДПИ, вышивка, национальный костюм).

Ход:

  1. Игра «Комплименты».

Участники мастер –класса встают по кругу. Воспитатель напоминает правила игры: Вам необходимо сделать комплимент рядом стоящему коллеге, а он должен поблагодарить и продолжить говорить комплименты следующему.

  1. Вводное слово воспитателя.

Уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса: «Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве».

        В далеком прошлом узоры в декоративном искусстве отражали представления древних людей о происхождении Вселенной, символику плодородия и служили оберегом.

         К аграрной символике относились следующие элементы:

* Вода, дающая жизнь полям.

* Небо, посылающее воду в виде дождя.

* Солнце, несущее тепло.

* Молодые весенние всходы и ростки растений были символом жизни.

* Животные и птицы олицетворяли силы природы.

Таким образом, благодаря элементам символики оказалось возможным накопление информации, хранение и передача их из поколения в поколение. Символ выступает посредником между искусством и миром. В чувашской вышивке использовались символы, обозначающие разные предметы и объекты.

  1. Игра «Подбери пару».

А теперь поиграем в игру «Подбери узор». На столе лежат карточки с изображением элементов чувашских узоров и изображений предметов живой и неживой природы. Подберите к каждому изображению пару.

        Молодцы, все пары мы собрали и назвали узоры чувашской вышивки. Подобную игру можно использовать в работе с детьми 5 лет, начиная с элемента, заканчивая 7-8 элементами.

  1. Беседа о цветах чувашской вышивки.

Как вы думаете, какие цвета используются в чувашском узоре? (ответы участников).

Роль цвета в чувашских вышивках и тканевых изделиях многогранна. Цвет выступает как вспомогательное средство передачи образа предмета. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного – это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности. Значение синего и желтого цветов сегодня трудно определить: они окутаны таинственностью. Почему чуваши использовали зеленый цвет для обозначения растительности, расскажет легенда «Почему сосна и ель вечнозеленые?»

  1. Чувашская народная легенда «Почему сосна и ель вечнозеленые».

Воспитатель предлагает послушать легенду. Вывод: чуваши вышивали образы деревьев зеленого цвета. Сейчас предлагаю вам окунуться в мир загадочных узоров чувашской вышивки и поиграть в игру «Найди знакомые узоры и объясни». С целью развития интереса к национальной культуре чувашского народа со средней группы детей можно знакомить с подобными легендами.

  1. Игра «Найди знакомые узоры и объясни». Воспитатель предлагает воспитателям образцы изделий, украшенных чувашской вышивкой и предлагает рассмотреть их, найти знакомые узоры, элементы, объяснить их значение. Молодцы, многие узоры вы узнали и объяснили их значение. В работе с детьми часто возникают сложности в изображении элементов чувашского орнамента.

А теперь проследим последовательность создания линейного орнамента и рассмотрим динамическую модель. Воспитатель обращает внимание на наборное полотно, на котором выложена последовательность создания орнамента.

  1. Рассматривание линейного орнамента.

Воспитатель предлагает коллегам рассмотреть последовательность создания линейного орнамента на динамической модели. Сначала делим полоску на 4 равные части. Затем изображаем линии земли и неба. Потом изображаем дерево в 1,3 частях полосы. Потом изображаем собаку во второй и 4 частях полосы. Изображение собаки делаем по следующей схеме: рисуем вертикальную линию, отмечаем на ней середину и проводим горизонтальную линию и снова проводим вертикальную, но пониже, чем первая. Потом выполняем крючок – хвост и голову. Теперь предлагаю вам самостоятельно выполнить линейный орнамент на полосе, выбрав необходимый материал.

  1. Рисование линейного орнамента на полосе.
  2. Итоговая беседа.

Таким образом, использование игровых, наглядных, словесных методов в комплексе в работе с дошкольниками 5-7 лет при овладении образами- символами чувашских узоров, будет, по нашему мнению, способствовать не только обогащению декоративной деятельности дошкольников, но и окажет большое влияние на их общее развитие. В помощь воспитателям предлагаются памятки на тему: « Образцы символов чувашских узоров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного материала сангины в детском творчестве.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова (Дошкольное отделение № 5 - детский сад № 1892...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

Тема по самообразованию воспитателя младшей группы «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» («отходы в доходы»)

Тема проекта, над которым я работаю, «Отходы в доходы или как «победить» мусор».Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность проекта: дошкольный возраст - самоце...

Возможность использования занятий театрализованной деятельностью в детском дошкольном учреждении

В заметке даётся описание возможности использования театрализованных игр для развития у детей дошкольного возраста ворческих способностей, стимулирования речевой активности, развития коммуникативных с...

Перезентация по теме "Образ природы в детском творчестве"

Эстетическое восприятие образа природы как основа развития творчества дошкольников...