Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова
(Дошкольное отделение № 5 - детский сад № 1892)
Художественный материал САНГИНА.

Педагог-организатор
Качалова Татьяна Анатольевна
Художественный материал САНГИНА.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.), дающих матовый красно-коричневый тон.
Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.
Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.
Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.
Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.
В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).
Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.
Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.

(фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)
Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.
Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.
Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним. При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок. При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.
Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо. А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.
Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.
Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.
Литература
1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. - М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.
2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. ru.wikipedia.org›Сангина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала
Творческая работа по теме:" Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала"...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве.
Разработанный мною мастер-класс для молодых педагогов поможет им в организации изобразительной деятельности по направлению "декоративное творчество национальной (чувашской)культуре. ...
Педагогическая консультация «Влияние различных художественных техник на развитие детского творчества»
Педагогическая консультация «Влияние различных художественных техник на развитие детского творчества»...

Круглый стол: Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».
Круглый стол:Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».Цель:Вовлечение ...

«Использование неструктурированного материала для развития детской инициативы и творчества»
Цель: создание условий для развития инициативы и творчества дошкольников. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно твор...
