Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
Образовательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов
Составили и провели:
воспитатель ГБОУ СОШ №572
структурное подразделение
Дошкольное 6
Левина Е.Г.
2016г
Цели: закрепить знания детей о творчестве художников – иллюстраторов Юрия Васнецова и Евгения Рачева; использовать полученные знания при создании в рисунке сказочного образа кошек.
Задачи:
- продолжать формировать интерес у детей к книжной графике;
- закреплять знания детей о художниках-иллюстраторах Ю.Васнецове и Е.Рачеве, сравнивать и узнавать их манеру письма, видеть особенности выразительных средств;
- учить детей понимать содержание иллюстраций, определять настроение и характер героев, выделять выразительные средства;
- отображать в рисунках образы сказочных котов (веселых, важных, задумчивых и пр.), рисовать их в движении, передавая их характер и настроение;
- развивать у детей чувство цвета, композиции, воображение и фантазию;
- формировать художественно - эстетический вкус детей;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать творческие способности.
Оборудование:
Зрительный ряд:
- иллюстрации к потешкам,
- книги с рисунками Е. М.Рачёва и Ю. А. Васнецова
Литературный ряд:
- русские народные потешки из сборника «Ладушки», «Радуга-дуга», «Пятьдесят поросят», «Котенька-коток».
Музыкальный ряд:
- веселая, озорная русская народная музыка.
Материалы:
- гуашь, бумага для рисования формат А-3 с набросками будущих иллюстраций детей, тонкие мягкие кисти, непроливайки, тряпочки, простые карандаши, костюмы кошек и мелкие атрибуты для игр-драматизаций, картинки - пазлы.
Предварительная работа:
- знакомство детей с жизнью и творчеством художников-иллюстраторов;
- рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева;
- организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю.А.Васнецова и Е.М.Рачева;
- чтение и заучивание потешек;
- рисование кошек углем, составление наброска будущей иллюстрации к потешке.
Содержание образовательной деятельности:
1блок - познавательный
В группе оформлена выставка книг с рисунками Ю.А.Васнецова и отдельные иллюстрации к потешкам
Воспитатель задает детям вопросы:
- Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)
- Как мы называем художников, которые рисуют картинки в книжках? (художники-иллюстраторы).
- Вы знаете, для чего художники рисуют в книжках картинки?
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: «Художники-иллюстраторы помогают понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. По рисунку сразу можно даже не прочитав текст, понять, какие герои добрые или злые, умные или глупые».
- Каких художников – иллюстраторов вы знаете? ( Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Евгений Рачёв)
Педагог показывает детям портреты художников – иллюстраторов.
Воспитатель: «Художники-иллюстраторы любят и понимают народное творчество – сказки, потешки, песенки. У них хорошо развито чувство юмора, и они умело его используют в своих рисунках. А волшебной палочкой им служат материалы, которыми они рисуют».
- Назовите, какие материалы используют художники в своих работах? (сангина, уголь, пастель, цветные и простые карандаши, гуашь, акварель, тушь и др.).
Воспитатель:
- Краски в руках художников тоже становятся волшебными. Посмотрите сколько цветов и оттенков используют иллюстраторы в рисунках. А как получаются новые оттенки и цвета, вы знаете? Тогда приведите примеры образования нового цвета.
Дети рассказывают, какие краски надо смешать, чтобы получить новый оттенок или цвет: белый и красный – розовый; белый и чёрный – серый; белый и синий – голубой; жёлтый и синий - зеленый; жёлтый и красный – оранжевый, синий и красный – фиолетовый и др.
Далее педагог обращает внимание детей на выставку Ю.А.Васнецова, на которой представлены иллюстрации к потешкам и книги с русскими народными сказками.
-Какие художественные произведения иллюстрировали Ю.А. Васнецов и Е.М.Рачев? (дети называют знакомые потешки и русские народные сказки - «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок») Педагог с детьми проходит к следующему стенду.
-Внимательно рассмотрите предложенные вам на стенде иллюстрации и выберете: девочки – иллюстрации Евгения Рачёва, а мальчики – иллюстрации Юрия Васнецова.
-Девочки, проверьте, правильно ли вы выбрали свои иллюстрации? Аналогичное задание и мальчикам по проверке иллюстраций Юрия Васнецова.
- Какие выразительные средства использовали эти художники для создания сказочного героя? (дети отвечают)
Воспитатель выслушивает детей и обобщает их ответы:
«У Юрия Васнецова звери сказочные, похожи на игрушечных. Они нарядно одеты, вокруг них цветут яркие волшебные цветы и деревья, много красивых декоративных элементов. Ю.А.Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. Рисунки Васнецова никогда не бывают злыми. Художник любит своих героев. Подсмеиваясь над ними, он подчеркивает в них добрые стороны – и они получаются наивными и простодушными.
У Рачева – звери похожи на людей, одеты в русскую народную одежду: в сарафаны, юбки, кафтаны, и в то же время – это животные, такие как в природе. Звери ведут себя, думают, ходят и говорят, как люди, они наделены человеческими характерами, а окружают их ренальные пейзажи».
Педагог предлагает перейти к следующему стенду.
-Ребята, какие потешки вы знаете и можете прочитать наизусть? Подберите, пожалуйста, к прочитанной потешке иллюстрацию и расскажите ее.
Дети читают потешки: «Идёт коза рогатая», «Тили-тили-тили бом», «Петушок, петушок» и др.
Педагог предлагает детям поиграть:
- Сейчас давайте поиграем: на столе находятся части иллюстраций по знакомым вам потешкам. Постарайтесь выложить их полностью и аккуратно, чтобы получить всю картинку, как в пазлах.
-Иллюстрации, какого художника вы выложили? (Ю. Васнецова)
2блок – продуктивный:
-А теперь попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к любой понравившейся вам потешке.
- Прежде, чем вы начнете рисовать, я расскажу вам одну историю.
Воспитатель рассказывает детям, как работал художник над созданием сказочных образов животных:
«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали книги, карандаши и краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны разрисованные листы бумаги.
- Папа, что это? – спросила художника дочь и подняла один лист.
- Коты, - спокойно ответил Васнецов.
С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.
- Какие странные коты, - сказала девочка. – Почему они на нашего Мурзика не похожи?
- Потому что я рисую сказочного кота, - ответил Юрий Алексеевич, - В сказках все звери удивительны. Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота? – помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску.
Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные».
Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Васнецов взял розовую краску и расписал ей валенки и бант кота. А самого кота нарисовал важным, деловым, хозяйственным.
Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы:
- Кто главный на этой картине? (кот и кошка)
- О чем хотел рассказать Юрий Васнецов в этой иллюстрации?
В доме у кота с кошкой веселье, они нарядные танцуют и поют. Кот одет в голубую рубашку с красным пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красным бантом. Глядя на эту дружную кошачью семью мы радуемся и улыбаемся.
Далее воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Мыши водят хоровод» и рассказывает.
«Посмотрите, на изразцовой лежанке под красным узорчатым пологом с кружевами, под одеяльцем спит котище. Вокруг спящего кота, на полу, в юбочках и рубашечках, подняв усатые мордочки, веселятся мышата. А кот опустил толстый полосатый хвост с лежанки, приоткрыл один глаз и наблюдает за ними. Он ленивый, добродушный и ни за что не тронет маленьких мышат. Добро и уют царят в этом сказочном теплом и ярком мире.
Воспитатель показывает слайды презентации и рассказывает: «Очень любил рисовать художник котов. Есть у Васнецова коты хитрющие, ленивые, наивные, игривые, солидные, напыщенные, глуповатые, грациозные. Сколько котов – столько и разных характеров.
Испуганная до ужаса кошечка – в потешке «Кошкин дом»: кошка выскочила, глаза выпучила.
Самоуверенный и глупый черный красавиц кот и нежная, хитрая, женственная киска в потешке «Ходит кот по лавочке, водит кошечку за лапочки».
Воспитатель предлагает детям нарисовать свои иллюстрации к знакомым им потешкам. Попробовать изобразить сказочных кошек, такими же добрыми, симпатичными и нарядными, как рисовал их Ю.А.Васнецов.
Напоминает детям, что надо постараться передать в рисунке не только внешний вид животных, но и их характеры и настроение. Что у сказочных кошек, как и у простых, обычных есть круглая голова с треугольными ушками, четыре лапы, хвост, овальное туловище, усы, глазки, носик. Но в отличии от наших обычных, настоящих кошек, сказочные коты и кошки могут ходить в одежде, на задних лапах, носить сапожки, сережки, валенки, а еще могут шить, подметать и многое другое.
Обращает внимание детей на то, что рисунок должен быть крупным, четким, красиво размещаться на листе и аккуратно закрашенным.
Предлагает сделать легкий набросок простым карандашом, а затем раскрасить красками.
Когда дети рисуют, звучит негромкая русская народная мелодия, а педагог выразительно, образно читает детям потешки, напоминая их содержание.
В конце занятия воспитатель вывешивает все рисунки на доску для рассматривания. Педагог обращает внимание детей на то, что все персонажи получились необычными, сказочными.
3блок – развлекательный:
Педагог предлагает детям рассказать о своих рисунках, но тоже необычным образом.
Например, можно на время превратиться в своих нарисованных персонажей и показать сюжет потешки в игре-драматизации.
Дети инсценируют потешки:
«Пошел котик на торжок…»
«Ходит кот по лавочке…»
«Пошел кот под мосток».
Воспитатель говорит детям, что можно еще спеть потешку и предлагает попробовать спеть «Баю, баю бай…».
А еще можно поиграть в потешку. Предлагает детям подвижную игру «Мыши водят хоровод».
Далее, воспитатель подводит общий итог:
- Иллюстрации художника Юрия Васнецова любят все – и взрослые, и дети. Потому что, чтобы не происходило на этих картинках – это всегда что-то доброе, сказочное, яркое и радостное, с чем никогда не хочется расставаться. На память об этом замечательном художнике мы дарим вам книжки с его иллюстрациями. Читайте дома, знакомьте своих родителей и друзей с замечательными творениями художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.
Потешки к занятию
Пошел кот под мосток,
Поймал рыбку за хвосток.
То ли съесть по пути,
То ли Коле отнести?
***
У кота ли, у кота Колыбелька золота.
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли, у кота периночка пухова,
У дитяти моего есть поягче его.
У кота ли, у кота одеяльца хороша.
У дитяти моего есть получше его.
У кота ли, у кота, зановесочка чиста.
У мово ли у дитяти есть почище его.
Есть почище его, да покраше его!
***
Тили, тили, тили, бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом!
***
Кошка на окошке рубашку шьет,
Курочка в сапожках избенку метет!
***
- Кисонька-Мурысонька, где ты была?
- На мельнице!
- Кисонька-Мурысонька, что ты там делала?
- Муку молола!
- КисонькаМурысонька, что из муки пекла?
- Пирожки!
- Кисонька-Мурысонька, с кем пирожки ела?
- Одна!
- Не ешь одна!
***
Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочки!
Топы, топы, по лавочке! Цапы, цапы за лапочки!
***
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок!
Пошел кот на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть? Или Саше снесть?
Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу!
***
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише,мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
***
Использованная литература:
- А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва. 2006.
- Т.Н.Доронова «Дошкольникам о художниках детской книги», Москва «Просвещение» 1991.
- ru.wikipedia.org «Васнецов Юрий Алексеевич – ВИКИПЕДИЯ»
- images.yandex.ru «Яндекс. Картинки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...
Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами
В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по экологии "Берегите природу"
Экологическое воспитание в дошкольном образование – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо закладывать в детях представление о экологически чистой окр...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»
Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с историей возникновения и образования...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и мое имя»
закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей....