Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Левина Елена Геннадьевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Образовательной деятельности детей

 старшего дошкольного возраста по ознакомлению  с творчеством  художников-иллюстраторов

 Составили и провели:

воспитатель  ГБОУ СОШ №572

структурное подразделение

                                               Дошкольное 6

Левина Е.Г.

                                                          2016г

Цели:   закрепить знания детей о творчестве художников – иллюстраторов  Юрия Васнецова и Евгения Рачева;  использовать полученные знания при создании в рисунке сказочного образа кошек.

                                                     Задачи:

 - продолжать формировать интерес у детей к книжной графике;

 - закреплять знания детей о художниках-иллюстраторах Ю.Васнецове и Е.Рачеве, сравнивать и узнавать их манеру письма, видеть особенности выразительных средств;

 -  учить детей понимать содержание иллюстраций, определять настроение и характер героев, выделять выразительные средства;

 -  отображать в рисунках образы сказочных котов (веселых, важных, задумчивых и пр.), рисовать их в движении, передавая их характер и настроение;

 - развивать у детей чувство цвета, композиции, воображение и фантазию;

 -  формировать художественно - эстетический вкус детей;

 - развивать мелкую моторику кистей рук;

 - развивать творческие способности.

                                          Оборудование:

Зрительный ряд: 

 -  иллюстрации к потешкам,

 -  книги с рисунками Е. М.Рачёва и Ю. А. Васнецова

Литературный ряд:  

 -  русские народные потешки из сборника «Ладушки», «Радуга-дуга», «Пятьдесят поросят», «Котенька-коток».

 Музыкальный ряд:  

 -  веселая, озорная русская народная  музыка.

                                                    Материалы:

 - гуашь, бумага для рисования формат А-3 с набросками будущих иллюстраций детей, тонкие мягкие кисти, непроливайки, тряпочки, простые карандаши, костюмы кошек и мелкие атрибуты для игр-драматизаций, картинки - пазлы.

                                         Предварительная работа:

 - знакомство детей с жизнью и творчеством художников-иллюстраторов;

 - рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева;

 - организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю.А.Васнецова и  Е.М.Рачева;

 - чтение и заучивание потешек;

 -  рисование кошек углем, составление  наброска будущей иллюстрации к потешке.

                        Содержание образовательной деятельности:

1блок - познавательный

В группе оформлена выставка книг с рисунками Ю.А.Васнецова и отдельные иллюстрации к потешкам

Воспитатель задает детям вопросы:

 - Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)

 - Как мы называем художников, которые рисуют картинки в книжках?  (художники-иллюстраторы).

  - Вы знаете, для чего художники рисуют в книжках картинки?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог: «Художники-иллюстраторы помогают понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. По рисунку сразу можно даже не прочитав текст, понять, какие герои добрые или злые, умные или глупые».

- Каких художников – иллюстраторов вы знаете? ( Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Евгений Рачёв)

Педагог  показывает детям портреты художников – иллюстраторов.  

Воспитатель: «Художники-иллюстраторы любят и понимают  народное творчество – сказки, потешки, песенки. У них хорошо развито чувство юмора, и они умело его используют в своих рисунках.  А волшебной палочкой им служат материалы, которыми они рисуют».

- Назовите, какие материалы используют художники в своих работах? (сангина, уголь, пастель, цветные и простые карандаши, гуашь, акварель, тушь и др.).

Воспитатель:

 - Краски в руках художников тоже становятся волшебными. Посмотрите сколько цветов и оттенков используют иллюстраторы в рисунках. А как получаются новые оттенки и цвета, вы знаете? Тогда приведите  примеры образования нового цвета.

Дети рассказывают, какие краски надо смешать, чтобы получить новый оттенок или цвет: белый и красный – розовый; белый и чёрный – серый; белый и синий – голубой; жёлтый и синий - зеленый; жёлтый и красный – оранжевый, синий и красный – фиолетовый и др.  

Далее педагог обращает внимание детей на выставку Ю.А.Васнецова, на которой представлены иллюстрации к потешкам и книги с русскими народными сказками.

-Какие художественные произведения иллюстрировали Ю.А. Васнецов и Е.М.Рачев? (дети называют знакомые потешки и русские народные сказки - «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок») Педагог с детьми проходит к следующему стенду.  

-Внимательно рассмотрите предложенные вам на стенде иллюстрации и выберете: девочки – иллюстрации Евгения Рачёва, а мальчики – иллюстрации Юрия Васнецова.

-Девочки, проверьте, правильно ли вы выбрали свои иллюстрации? Аналогичное задание и мальчикам по проверке иллюстраций Юрия Васнецова.

 - Какие выразительные средства использовали эти художники для создания сказочного героя? (дети отвечают)

Воспитатель выслушивает детей и обобщает их ответы:

«У Юрия Васнецова звери сказочные, похожи на игрушечных.  Они  нарядно одеты, вокруг них цветут яркие волшебные цветы и деревья, много красивых декоративных элементов. Ю.А.Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. Рисунки Васнецова  никогда не бывают злыми. Художник любит своих героев. Подсмеиваясь над ними, он подчеркивает в них добрые стороны – и они получаются наивными и простодушными.

   У Рачева – звери похожи на людей,  одеты в русскую народную одежду: в сарафаны, юбки, кафтаны, и в то же время – это животные, такие как в природе. Звери ведут себя, думают, ходят и говорят, как люди, они наделены человеческими характерами, а окружают их ренальные пейзажи».

Педагог предлагает перейти к следующему стенду.

-Ребята, какие потешки вы знаете и  можете прочитать наизусть? Подберите, пожалуйста, к прочитанной потешке иллюстрацию и расскажите ее.

Дети читают потешки: «Идёт коза рогатая», «Тили-тили-тили бом», «Петушок, петушок» и др.

Педагог предлагает детям поиграть:

 - Сейчас давайте поиграем: на столе находятся части иллюстраций по знакомым вам потешкам. Постарайтесь выложить их полностью и аккуратно, чтобы получить всю картинку, как в пазлах.

-Иллюстрации, какого художника  вы выложили? (Ю. Васнецова)

2блок – продуктивный:

-А теперь попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к любой понравившейся вам потешке.

 - Прежде, чем вы начнете рисовать, я расскажу вам одну историю.

Воспитатель рассказывает детям, как работал художник над созданием сказочных образов животных:  

«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали книги, карандаши и краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны разрисованные листы бумаги.

 - Папа, что это? – спросила художника дочь и подняла один лист.

 - Коты, - спокойно ответил Васнецов.

С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.

 - Какие странные коты, - сказала девочка. – Почему они на нашего Мурзика не похожи?

 - Потому что я рисую сказочного кота, - ответил Юрий Алексеевич, - В сказках все звери удивительны. Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота? – помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску.

Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные».

   Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Васнецов взял розовую краску и расписал ей валенки и бант кота. А самого кота нарисовал важным, деловым, хозяйственным.  

Затем  воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы:  

 - Кто главный на этой картине?  (кот и кошка)

 - О чем хотел рассказать  Юрий Васнецов в этой иллюстрации?

В доме у кота с кошкой веселье, они нарядные танцуют и поют. Кот одет в голубую рубашку с красным  пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красным бантом. Глядя на эту дружную кошачью семью мы радуемся и улыбаемся.

   Далее воспитатель показывает иллюстрацию  к потешке «Мыши водят хоровод» и рассказывает.  

   «Посмотрите, на  изразцовой лежанке под красным узорчатым пологом с кружевами, под одеяльцем спит котище. Вокруг спящего кота, на полу, в юбочках и рубашечках, подняв усатые мордочки, веселятся мышата. А кот опустил толстый полосатый хвост с лежанки, приоткрыл один глаз и наблюдает за ними. Он ленивый, добродушный и ни за что не тронет маленьких мышат. Добро и уют царят в этом сказочном теплом и ярком мире.

Воспитатель показывает слайды презентации и рассказывает:    «Очень любил рисовать художник котов. Есть у Васнецова  коты хитрющие, ленивые, наивные, игривые, солидные, напыщенные, глуповатые, грациозные. Сколько котов – столько и разных характеров.

Испуганная до ужаса кошечка – в потешке «Кошкин дом»: кошка выскочила, глаза выпучила.  

Самоуверенный и глупый черный красавиц кот и нежная, хитрая, женственная киска в потешке «Ходит кот по лавочке, водит кошечку за лапочки».

     Воспитатель предлагает детям нарисовать свои иллюстрации к знакомым им потешкам. Попробовать изобразить сказочных  кошек, такими же добрыми, симпатичными и нарядными, как рисовал их Ю.А.Васнецов.  

Напоминает детям, что надо постараться передать в рисунке не только внешний вид животных, но и их характеры и настроение. Что у сказочных кошек, как и у простых, обычных есть круглая голова с  треугольными ушками, четыре лапы, хвост, овальное туловище, усы, глазки, носик. Но в отличии от наших обычных, настоящих кошек, сказочные коты и кошки могут ходить в одежде, на задних лапах, носить сапожки, сережки, валенки, а еще могут шить, подметать и многое другое.

Обращает внимание детей на то, что рисунок должен быть крупным, четким, красиво размещаться на листе и аккуратно закрашенным.

Предлагает сделать легкий набросок простым карандашом, а затем раскрасить красками.

Когда дети рисуют, звучит негромкая русская народная мелодия, а педагог выразительно, образно читает детям потешки, напоминая их содержание.

    В конце занятия воспитатель вывешивает все рисунки на доску для рассматривания. Педагог обращает внимание детей на то, что все персонажи получились необычными, сказочными.

3блок – развлекательный:

 Педагог предлагает детям рассказать о своих рисунках, но тоже необычным образом.

   Например, можно на время превратиться в своих нарисованных персонажей и показать сюжет потешки в игре-драматизации.

 Дети инсценируют потешки:

«Пошел котик на торжок…»

«Ходит кот по лавочке…»

«Пошел кот под мосток».

     Воспитатель говорит детям, что можно еще спеть потешку и предлагает попробовать спеть «Баю, баю бай…».

   А еще можно поиграть в потешку. Предлагает детям подвижную игру «Мыши водят хоровод».

Далее, воспитатель подводит общий итог:

 - Иллюстрации художника Юрия Васнецова любят все – и взрослые, и дети. Потому что, чтобы не происходило на этих картинках – это всегда что-то доброе, сказочное, яркое и радостное, с чем никогда не хочется расставаться. На память об этом замечательном художнике мы дарим вам  книжки с его иллюстрациями. Читайте дома, знакомьте своих родителей и друзей с замечательными творениями художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.

                                               

Потешки к занятию

Пошел кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

То ли съесть по пути,

То ли Коле отнести?

***

У кота ли, у кота Колыбелька золота.

У дитяти моего есть покраше его.

У кота ли, у кота периночка пухова,

У дитяти моего есть поягче его.

У кота ли, у кота одеяльца хороша.

У дитяти моего есть получше его.

У кота ли, у кота, зановесочка чиста.

У мово ли у  дитяти есть почище его.

Есть почище его, да покраше его!

***

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом!

***

Кошка на окошке рубашку шьет,

Курочка в сапожках избенку метет!

***

- Кисонька-Мурысонька, где ты была?

- На мельнице!

- Кисонька-Мурысонька, что ты там делала?

- Муку молола!

- КисонькаМурысонька, что из муки пекла?

- Пирожки!

- Кисонька-Мурысонька, с кем пирожки ела?

- Одна!

- Не ешь одна!

***

Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочки!

Топы, топы, по лавочке! Цапы, цапы за лапочки!

***

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок!

Пошел кот на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Саше снесть?

Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу!

***

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише,мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

***

Использованная литература:

 - А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва. 2006.

 - Т.Н.Доронова «Дошкольникам о художниках детской книги», Москва «Просвещение» 1991.

 - ru.wikipedia.org «Васнецов Юрий Алексеевич – ВИКИПЕДИЯ»

 - images.yandex.ru «Яндекс. Картинки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема  «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами

В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по экологии "Берегите природу"

   Экологическое воспитание в дошкольном образование – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо закладывать в детях представление о  экологически чистой окр...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»

Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с историей возникновения и образования...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и мое имя»

закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей....