Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и мое имя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moe_imya.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и мое имя»
Познавательное развитие
Задачи: Познакомить воспитанников с «Конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию, о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.
Социально- коммуникативное развитие
Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям
Расширять представление о способах общения со взрослыми и детьми, обращения к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства. Активизировать и развивать процесс самопознания. Способствовать принятию собственного имени. Способствовать повышению самоуважения детей. . Развивать коммуникативные навыки. Содействовать сплочению группы
Художественно-эстетическое развитие
Развивать творческое самовыражение при помощи рисования.
Материал: рисунок портрет мальчика Феди ,портреты: А.С. Пушкина, Петра 1, Юрия Гагарина. Свидетельство о рождении, жетон-символ «Имя», дидактические карточки.
Ход занятия.
Солнце встало и сказало: - здравствуй, друг
Все ребята дружно встали в ровный круг
Здравствуй, солнце, здравствуй, небо,
Здравствуй, я! Здравствуйте, мои друзья!
-Ребята, сегодня я получила письмо вот от этого маленького человечка (показываю фото). Он прислал нам письмо из одной удивительной страны, чтобы рассказать вам много интересного. Маленького человечка зовут Федя.
-Теперь присаживайтесь и послушайте историю Феди. в волшебной стране этого человечка живут очень хорошие, умные, добрые люди. Одни из них очень высокие, а другие маленького роста, как Федя. И большие и маленькие люди дружат между собой, забоятся друг о друге.
- А как вы думаете, ребята, кроме роста, чем еще могут отличаются люди? (возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.). И вот высокие люди загадали Феде и его друзьям загадку: «У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других». Федя просит вас помочь ему. Вы догадаетесь, о чём она. Не расстраиваетесь. Вы ее обязательно отгадаете, чуть позже.
Звучит запись (плачь маленького ребенка)
- Как вы думаете, кто это может плакать? (малыш, маленький ребёнок)
-Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребёнок (обращает внимание на кроватки где лежат новорожденные дети (куклы), на них прикреплены бирки с номером 6,8,10.)
- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились? (Рассуждения детей.)
- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)
Лишь появится ребенок,
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок,
Появляются права.
- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. В «Декларации прав человека» записано, что
с первых дней жизни ребёнок имеет право «На имя и гражданство. Ребенка родители обязательно регистрируют в Загсе, и получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена родителей, название страны, в которой родился и гражданином которой он является. Эти документом является «Свидетельство о рождении». В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.
Эта книжка – невеличка.
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время года
Все расскажет про тебя (рассматривание документа)
у вас у каждого тоже есть такой документ. Попросите родителей показать его вам.
- Ребята, а кто дал вам имя? (Родители)
Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя. С этим именем он проживет всю жизнь.
В древности об этом говорили так:
Между живущих людей
Безымянным никто не бывает,
В минуту рождения каждый
Богатый и бедный
Имя свое от родителей
В дар получает.
Ребята, меня всегда интересовало, зачем люди придумали имена? Как вы думаете, зачем?
Да, вы совершенно правы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других.
Имена — это слова, но слова особые, они значат очень многое. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если хотят предостеречь от плохого, советуют «Не губи своего имени» и это значит, не поступай плохо.
Многие народы верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Всем родителям хотелось видеть своего ребенка крепким, добрым, милым, в соответствии с этим ребенок получал свое имя.
В имя они вкладывают свои надежды пожелания, с этим именем он проживает всю жизнь,
У нас в группе дети с разными именами, давайте послушаем, почему ребенка родители назвали именно этим именем?
- Ребята! Как называют взрослые маленьких деток? Ответы детей: (ласково, нежно)
-А почему родители вас так называют? Ответы детей:(Родители передают свою любовь к ребёнку)
- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.)
- И чтобы наши гости и Федя узнали, какие прекрасные и ласковые у вас имена, предлагаю поиграть в игру «Назови ласково имя» (дети передают мяч по кругу и называют соседа ласковым именем.
-Давайте поиграем в еще очень интересную игру
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться ... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик, солнышко, камешки на дороге и т.д.
Может ли человек жить без имени? (Нет.)
- Почему? (Ответы детей.)
- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы
знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя.
Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.
- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
- Слушайте продолжение истории. В стране где живет Федя все было хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущало Федю. Большие люди были очень серьезные, очень занятые, они почти не позволяли себе шалить и играть, как маленькие человечки. И еще они часто говорили: « Я имею право ... », «Это мое право ... », а о правах маленьких человечков никто никогда не говорил. Будто их и не было вовсе.
Кроме того, Феде не очень нравилось, что большие люди почти никогда не называли- маленьких детей по именам. Обычно они обращались к Феде и его друзьям так: «Малыш, крошка, маленький, котенок, зайчик». Это конечно, было очень ласково и по-доброму. Но Феде хотелось, чтобы его называли по имени, так, как называли друг друга большие люди.
Еще больше Феде не нравилось, когда его друзья, маленькие человечки, дразнили его и называли «рыжим» или «рыжиком». Федя сердился и обижался на них. А потом он подумал: «Может, они, большие и маленькие люди, просто не знают, что я хочу, чтобы меня называли по имени?»
Дети, а как вы думаете, почему Федя обижался, когда его называли «рыжим», «рыжиком»? (ответы детей).
-А что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? (ответы детей).
У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения. Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.
- У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения детей.)
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен? ((Рассуждения детей.)
Игра «Имя растёт». Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например: Рома, Соня). Это неполное имя. Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, ваше имя уже станет полным (Вячеслав, Татьяна). Теперь пусть каждый назовёт своё сокращённое и полное имя.
-Можете теперь разгадать загадку Феди. «У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других». Вы догадались, о чём она.
(-да)
Ребята, я вам хочу предложить нарисовать Рисунок моего имени. Эти рисунки вместе с ответом на загадку, я предлагаю отослать Феде., что бы он знал какие красивые у вас имена.
Согласны
Упражнение «Рисунок моего имени»
Детям предлагается нарисовать свое имя (варианты могут быть самыми разными, они обсуждаются с детьми).
Перед тем как нарисовать рисунок предлагаю размять пальчики
Физкультминутка (пальчиковая игра).
Один, два, три, четыре, пять
Будем пальцы называть.
Первый – сильный и большой,
Назовём его Толстой.
Второй показывать мастак,
Показов будет просто так.
Третий длинный в середине
Будет он Центров по имени.
А четвёртый – непоседа,
Безымянным стал соседом.
Пятый меньше всех других,
Назовём его Малых.
Затем организовать выставку рисунков «Мое имя».
Ведущий: «Посмотрите, какие прекрасные рисунки! Наши имена – все прекрасны по-своему, как и сами люди, как и вы, ребята. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (ведущий обращается к ребенку по имени), ты (ведущий обращается к другому ребенку по имени, и так по очереди ко всем остальным детям). А все мы вместе – прекрасная и дружная группа!».
- В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия.
- Имена - не просто слова, а слова, называющие человека, самого главного существа на земле. Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» от слова «отец», т. е. отчество - как бы второе имя по отцу.
Игра «Взрослое имя». Теперь закройте глаза и попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете ходить? Во что будете одеты? Как вы будете разговаривать? Давайте поиграем. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем подаст руку кому-нибудь из детей и представится по имени-отчеству. Например: «Я – Ольга Дмитриевна». Затем представлять себя взрослым будет тот, кому подал руку первый игрок
-Ко всем ли людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, брату, сестре; но по имени и отчеству - к старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.
Ребята, но ведь у каждого человека есть не только имя, отчество. У каждого человека есть ФАМИЛИЯ.
- Что такое ФАМИЛИЯ?
(Имя всей семьи)
-У большинства жителей нашей страны – России, фамилия передаётся ребенку от папы, а папе от дедушки.
Слово фамилия — нерусское, и в переводе с латинского языка оно означает «семейство», «семья». В большинстве семей у мамы, папы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, у бабушки, у близких родственников, которые все вместе и составляют РОД, семью. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода.
-Откуда берется фамилия? Почему они разные у всех? Хотите узнать?
Физкультминутка под музыку.
Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга.
Со временем людей стало больше, и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии. Сначала их давали только богатым людям, а потом они появились у всех. Но где же взять столько разных фамилий?
Если оказывалось, что в селении живут два Добрыни, то тогда про них говорили: это Добрыня – сын Ивана, а этот Добрыня – сын Никиты.
Фамилии придумывали по имени отца (Иванов, Петров, Никифоров, Федоров).
Фамилии давались по месту жительства.
Если место жительства человека Москва (Москвин), Рязань (Рязанов), Златоуст (Златоустов),
. Некоторые фамилии происходят от профессий людей: кузнец – Кузнецов, плотник – Плотников.
Игра «Основатель рода»
Дети и воспитатель подходят к столу, на котором лежат карточки
Задание: образовать фамилию .
Сварщик – Сварщиков, волк-Волков ит.д.
- Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека.
Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? (Ответы детей.)
- Нет. Оно остается в памяти других людей.
Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную.
- Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.
Но не имя красит человека, а человек-имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.
Александр - великий поэт А.Пушкин.
Петр - государь Земли Русской Петр I.
Юрий-первый космонавт Юрий Гагарин.
Вы вырастете и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.
-Занятие подходит к концу. Давайте на прощание возьмемся за руки и еще раз повторим наши имена Точнее: скажем, как бы каждый из вас хотел, чтобы его называли друзья, воспитатели, мамы и папы.
Дети становятся в круг, берутся за руки и по очереди произносят ту форму своего имени, которая им больше нравится (полную или уменьшительно - ласкательную).
Итог занятия. Рефлексия.
- Наше занятие заканчивается. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.)
Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по экологии "Берегите природу"
Экологическое воспитание в дошкольном образование – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо закладывать в детях представление о экологически чистой окр...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»
Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с историей возникновения и образования...