ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Власова Надежда Геннадевна

Тема  «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlasova_eksperiment.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                

Тема:  «Воздух — невидимка».

Воспитатель: Власова Надежда Геннадевна

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Задачи: 

«Познавательное развитие»:

- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет;

- устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Речевое развитие»:

- развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

- активизировать речевую деятельность детей.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

-  воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 «Физическое  развитие»:

- расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах.

Методы и приемы:        

- практические - подвижная игра «Раздувайся пузырь»; дидактическая игра: «Где спрятался воздух?».

- наглядные  - опыты с воздухом;                        

- словесные – беседа о воздухе, загадка о воздухе, вопросы - ответы.

Материалы и оборудование:

пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей.


Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Цель: формировать умение владеть основными движениями.

Игровая

Дидактическая игра: «Где спрятался воздух?». Цель:  Развитие логического мышления

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Познавательно-исследовательская

Опыты: «Поймайте воздух», «Стаканчик», «Вдох и выдох».  Цель: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах.

Коммуникативная

Загадка, беседа о воздухе, вопросы.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

I этап: «Вызов интереса».

Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность,                                    личностная значимость («детская цель»)

1

 Загадывает загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?

Дети отгадывают загадку.

 

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

2

Спрашивает, видели ли вы воздух? Почему мы не видим воздух? Можно ли поймать воздух?

 

Высказывают свои предположения, мысли.

 

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: 

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Коммуникативные: 

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

II этап: «Актуализация имеющегося опыта».

Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

3

Опыт № 1

«Поймайте воздух».

Раздает каждому по пакету. Что в пакете?

А сейчас поймайте воздух.

Дети наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех.

Дети делают вывод, что воздух можно поймать с помощью пакета.

- умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями;

- формирование способности наблюдать, экспериментировать;

-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

 -формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Личностные:                                                        - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности».

Цель: создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;  2. выявление его причин; 3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

4

5

Опыт № 2  

«Стаканчик».

Показывает детям стаканчик и спрашивает. Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям.

Задает вопросы:

  1. Легко опускается стаканчик?
  2. Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна?
  3. Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно.

Задает вопросы:

1.Что вы видите? (Пузырь) 2.Откуда он взялся? (Из стакана)

3.Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Дети наблюдают за  экспериментом.

Дети предполагают, высказывают свое мнение.

 

Дети делают вывод: воздух прозрачный, невидимый, он есть везде

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;  

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;

-  формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- развитие воображения.

Личностные:                                               - формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-  формирование способности к оценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- формирование умения  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- формирование умения  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Познавательные:

- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 

Регулятивные:

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания».

Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы

6

Предлагает поиграть в игру «Где спрятался воздух?»  Объясняет правила.

Дети встают  полукругом у стола. На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов.

- формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

- формирование элементарных представлений из области живой природы;

- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

7

Опыт № 3

 «Вдох и выдох».

Предлагает сделать вдох, набрать воздух. Выпустить воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет.

 

Дети берут трубочки, выполняют и наблюдают, как  выходят пузырьки.

Дети делают вывод, что

человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

 

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;  

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Личностные: 

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Познавательные:

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формирование умения обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

8

Рефлексия.

Предлагает детям смайлики «с улыбкой» и «грустный». Сообщает, что тот, кто взял смайлика « с улыбкой» расскажет, понравилось ли занятие и  что сегодня нового вы узнали о воздухе, а «грустного» кому не хватило информации и есть желание еще поэкспериментировать.

Дети выбирают смайлики и отвечают.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Дружная семейка»

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»...

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.

Тема недели: "Осенняя пора"Тема НОД:  «Деревья».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», "Х...

Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема недели:  "Зимушка - зима"Тема НОД:  "Зимующие птицы".Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», "Социально-коммуникативное развитие", «Физическое развитие», "Речево...

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...