Игрушки не простые - глиняные, расписные
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Остроумова Евгения Юрьевна

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством - дымковской игрушкой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

детей младшего возраста

по художественно-эстетическому развитию

 «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ».

Санкт-Петербург,

2017г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность – рисование), «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

 Цель:

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с новым видом народного декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, историей ее создания.
  2. Познакомить детей с материалом и техникой изготовления дымковской игрушки.
  3. Обратить внимание детей на элементы росписи игрушки, их цветовую гамму,

особенности узора, познакомить со способами и последовательностью их выполнения.

  1. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционные техники рисования – ватные палочки, оттиски пробкой, пальчиками.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, называть виды узора.
  2. Развивать у детей цветовосприятие, чувчтво ритма.
  3. Развивать удетей творческую активность, самостоятельность.

Воспитательные:

  1. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народному творчеству.

Коррекционные:

Активизировать и обогатить словарь детей за счет слов: Вятка, Дымковская слобода, глина, дымковские мастерицы, обжиг, узор и др.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе:
  2. проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного

искусства (дымковская игрушка);

  1. владеют конструктивными способами взаимодействия;
  2. соблюдают правила поведения в процессе совместной деятельности;
  3. участвуют в разговорах во время рассматривания игрушек, отвечают на вопросы во время демонстрации презентации;
  4. проявляют интерес к истории создания дымковской игрушки;
  5. способны сосредоточенно действовать в течение 15 минут, работать по правилу и образцу;
  6. проявляют познавательный интерес к русскому прикладному искусству – глиняной дымковской игрушке, к художественным произведениям о дымковской игрушке, стараются расширить свои представления об игрушке;
  7. могут участвовать в беседе, используют в речи новые слова;
  8. выражают желание творить по мотивам русского народного творчества;
  9. стремятся быть самостоятельными в совместной деятельности с взрослыми и

сверстниками;

  1. проявляют положительные эмоции при физической активности.

Материалы и оборудование:

  1. Рабочая презентация «Дымковская игрушка».
  2. Дымковские глиняные игрушки и игрушки-свистульки.
  3. Иллюстрации с элементами дымковской росписи.
  4. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка».
  5. Кусочки готовой глины на каждого ребенка.
  6. Бумажные силуэты дымковских коней.
  7. Гуашь, кисточки беличьи №3, ватные палочки, круглые пробки.
  8. Стаканчики с водой.
  9. Сухие тряпочки для вытирания кисточки.
  10. Влажные салфетки.

Содержание организационной деятельности детей

1.  Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу расписной сундучок.

Воспитатель. Посмотрите, дети, какой красивый сундучок.

Сундучок этот не простой,

(открывает сундучок и показывает детям, что находится в сундучке).

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки

Веселые зверушки.

(выставляет игрушки из сундучка на стол).

А хотите знать, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки?

2. Основная часть.

Демонстрация презентации «Дымковская игрушка».

Слайд 2-й и 3-й.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали.

И село большое «Дымково» назвали.

Когда-то давным-давно на берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

Слайд 4-й и 5-й.

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина –

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять –

Жирная, как сало!

Дети, у вас на столах лежат кусочки глины. Потрогайте ее, помните в руках. Какая она?

Дети. Мягкая, из нее можно лепить.

Воспитатель. Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Потом фигурку поставила сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Слайд 6-й.

А в печи – не калачи,

А в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – игрушки!

Не кастрюли, чугуны –

А лошадок табуны.

За лошадками – козел,

Из печи – и прыг на стол!

Вылезай скорей, медведь!

В печке можно угореть!

Слайд 7-й и 8-й.

Из печи выходят игрушки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, и начинают расписывать.

Слайд 9-й.

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка разными ладами.

А за нею в свой черед –

Кукол пестрый хоровод.

Слайд 10-й и 11-й.

И появляются из-под кисточки узоры. Назовите их?

Дети. Кружочки, полоски, прямые и волнистые линии, клеточки, точки.

Воспитатель.  Молодцы, ребята! Все узоры приметили.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

А какими красками расписывали мастерицы игрушки?

Дети. Красная, зеленая, желтая, оранжевая, синяя.

Воспитатель. Верно, ребята. Красные, желтые, зеленые, синие, оранжевые – просто и весело, как в хороводе!

Слайд 12-й.

Но, оказывается, на этом работа не закончена. Еще нужно «сажать» золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки.

Слайды 13-15-й.

Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы

Расписные сани.

Медведь с гармошкой, солдат с усами,

Козел – золотые рожки

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

А вот и карусели  закружились. Покатаемся на карусели?

Физминутка «Карусели».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели.

Дети идут по кругу.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Дети бегут по кругу, постепенно ускоряя бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Дети, замедляя бег, останавливаются. Игру можно повторить 2-3 раза. Когда необходимо закончить игру, нужно сказать следующие слова:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Воспитатель. Дети, понравились вам игрушки? Я сегодня хочу вам предложить представить себя дымковскими мастерами и мастерицами и украсить силуэт дымковской игрушки элементами дымковского узора.

3. Рисование  узора

Воспитатель.

Я копытами стучу

И скачу, скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это? 

Дети.  Конь, лошадка.

Воспитатель предлагает детям украсить силуэт дымковской лошадки узором из кругов, точечек, полосок, обращая их внимание на то, что узор должен располагаться равнмерно.

Воспитатель. Давайте поучимся рисовать такие яркие узоры (показ действий). Но сначала подготовим к работе наши пальчики.

4. Пальчиковая гимнастика.

Лошадки

По дороге белой гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.

5. Практическая часть.

Показ воспитателем приемо рисования отдельных элементов узора.

Воспитатель. Рисуем полоску тоненькую одной волосиночкой кисточки, деревянная палочка кисточки при этом все время должна смотреть вверх, в потолок. Большие круги нам поможет нарисовать пробка. Надо нанести краску на основание пробки и прижать ее к листу бумаги. (Воспитатель показывает приемы оттиска пробкой). Чтобы нарисовать точечки, кисточка к бумаге должна прикоснуться только своим кончиком, одной волосиночкой. Маленькие кружочки можно нарисовать ватной палочкой. С такой палочкой рисовать кружочки гораздо быстрее (показывает приемы работы с ватной палочкой, обращает внимание детей на то, что при смене краски нужно менять и ватную палочку). А сейчас попробуйте и вы придумать и нарисовать свои узоры.

Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется это сделать самостоятельно.

6.  Рефлексия.

Рисунки детей раскладываются на столе.

Воспитатель.

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Ах, какие замечательные узоры получились у вас! Все лошадки сразу стали такими красивыми, радуют наши глазки!

В сказку мы с тобой попали,

Такое чудо, где видали?

Ярмарка для вас, ребята.

Слышен свист далековато.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало,

И чтоб сказка никогда нас не покидала.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки не простые - глиняные, расписные

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

ЛОТО «Игрушки не простые – глиняные, расписные». Игра для детей 5-7 лет.

Инструкция к дидактической игре . Поможет детям быстрее запомнить названия промыслов и элементы росписи. Художественно-эстетическое направление....

Презентация "ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ"

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников. Способствует формированию интереса к народному искусству, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспи...

"Игрушки не простые - глиняные, расписные"

Конспект – беседа по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»...