Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Керимова Любовь Александровна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

 

 

                                   Индивидуальная методическая разработка

                             воспитателя Керимовой Л.А.

                                               по теме:

      «Развитие детей через  нетрадиционные техники рисования»

                                                              (младший возраст)

 

                              

 

 

                                                                                                             2018-2019гг

 

Пояснительная записка

 

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия рисованием не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

Актуальность темы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. 

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

 

Цель  программы:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.

- Формировать самостоятельно рисовать , используя пальчики, ладони, печатки.

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами. 

- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Ожидаемые результаты:

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

-самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

-выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

-давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

    - проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Основные принципы работы с детьми:

Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

Методы и приемы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

Организационно-методические пояснения

Программа рассчитана для детей 3- 4 лет. Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации 1 год. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.

 

 

В работе используются следующие методы обучения:

 

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

 

 

Здоровьесберегающие технологии

- Дыхательная гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковые игры со словами

- Гимнастика для глаз

- Физкультминутка, динамические паузы

 

Техника нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– ватные палочки;

– печатки из овощей;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти с жесткой щетиной.

                                       

Работа с родителями

 

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями нетрадиционной техник рисования. Разработан цикл консультаций по темам: «Не бойтесь экспериментировать!», «Необычными вещами мы рисуем без труда», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Первые шаги в искусство», "Волшебное рисование".

 

 

Тема недели

Совместная деятельность с детьми

Задачи

Развивающая среда

Работа с родителями

Сентябрь

 

«Я в детском саду»

 «Разноцветные зонты».

Техника: Печать по трафарету.

 

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

 

 Трафареты зонтиков, гуашь, губки, салфетки

 Консультация:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

 

  «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.

У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.

 

 

Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов (детские и взрослые); чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.

                                                                                                Октябрь

 

«Осеннее настроение»

 

 «Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.

 

 -Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;

-обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

-отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

 Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора, без белых пятнышек; пальчиковые краски белого цвета; салфетки.

 

 Рассматривание иллюстраций грибов, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 

 

«Падают, падают листья…»Техника: рисование пальчиками.

 

 - Формировать умение рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

 

 

 

листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости для краски; клеенка для стола; емкость с водой для ополаскивания рук; бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев и листьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картин, а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

                                                                                                 Ноябрь

 «Мир вокруг нас»

 

 «Разноцветные мячи»

Техника: рисование пальчиками.

 

 Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;

Формировать представление  о  геометрической  фигуре-круг;

Упражнять в различии  основных цветов, в группировке  предметов по цветам;

Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;

Развивать мелкую моторику, речь у детей;

Воспитывать  желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.

игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской

 

Консультация:

«Первые шаги в искусство»

  

«Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.

                  

 

  Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;

Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

 

  Поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, костюм бабушки, листы с изображением озера.

  

                                                                                                Декабрь

  «В ожидании Нового года»

 «Елочка нарядная на праздник к нам пришла».

Техника: рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации

 Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем; развивать эстетическое восприятие; формировать образные представления; вызывать чувство радости от результата работы

кисти, гуашевые краски, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов(дерево, домик, машинка и т.д.), клей-карандаш, корзинка, муляжи овощей и фруктов.

 

 

Консультация:

"Волшебное рисование".

  

 «Рукавичка для Деда Мороза.»

Техника: рисование пальчиками

Формировать умение рисовать кончиками пальцев.

Развивать мелкую   моторику, речь.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Гуашь, готовые рукавички из бумаги, влажные салфетки

 

                                                                                                Январь

  «Зимушка-зим»

 «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.

 

Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции

 

плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.

 Консультация:

  «Не бойтесь экспериментировать!»

  

   «Зимние узоры»

 Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея

Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль

 

                                                                                               Февраль

 «Защитники отечества»

 «Снегопад за окном.»

техника: метод тычка

 

  Формировать умение рисовать методом тычка.  

 Развивать образное восприятие.

 Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Картон голубой, гуашь белая, влажные салфетки

 

 

     

 

  «Кораблик в море» открытка для пап.

 

 

 Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов.

 

 

 

 

 

                                                                                                  Март

 

«Международный женский день»

 «Поделись улыбкою своею».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 

 

  Продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим.
 

 Краски (гуашь), кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

 Консультация:

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

 

 

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками из картофеля

 

 Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками.

 

 Альбомный лист, гуашь желтая и коричневая, кисть тычковая, кукла «Бибабо», детская песенка «Цыплята».

 

 

 

 

 Чтение сказки «Курочка Ряба», стишков и потешек.

 

                                                                                               Апрель

 «Весна»

 «Стая птичек».

Техника: рисование ладошками.

 

 

 

 

 

 Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; развивать восприятие; воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

 

 Лист бумаги большого формата белого цвета, кюветы или пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые.

 

 Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (птицы летают, у них есть крылья). Освоение техники «принт»(печать) – получение отпечатков пальчиков, тряпочек, ватных дисков, пробок, печаток.

 

 «Веселые кляксы».

 Рисование в технике кляксография

 

 

 Формировать умение у детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение.

 

Листы белой бумаги, гуашь, баночка с водой, трубочки, салфетки

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Май

 «Наш город»

 «Праздничный салют над городом».

Техника: рисование восковыми мелками и акварелью.

 

Формировать умение у детей передавать впечатления о праздничном салюте. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

 восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, 1\4 ватмана, грамзапись песни «День Победы».

 

 

  

 «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью.

 

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); развивать эстетические представления.

 

 Картинки с изображением одуванчика.

Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.

 

 

 

 

 

 

  Наблюдение за одуванчиками

 

                                                                                                Июнь

    «Здравствуй лето!»

 «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 

 

 Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

2.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

3.Развивать графические навыки, моторику  рук.

 

Банки с водой, поваренная соль, два   яйца. Листы  с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная);  салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы ,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков»;    Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».    

 Беседа о море, как среде обитания разных  морских животных и растений.

 

 

 

 

 «Божья коровка.»

штампы

 

Формировать умение аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги.

Развивать воображение.

 Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в

рисунке.

 

Штампы, гуашь, салфетки  

   

 

 

 

 

 

Используемая литература для разработки программы и организации образовательного процесса:

№ п/п

Автор

Название

Выходные данные

1

Т.А. Николкина

Изобразительная деятельность: конспекты занятий в младшей группе

- Волгоград: Учитель, 2011. – 149 с.

2

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с.: цв. вкл.

3

Д.Н. Колдина

Лепка и рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.: цв. вкл.

4

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-5 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.: цв. вкл.

5

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.: цв. вкл.

6

Т.С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.: цв. вкл.

7

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова

Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст

- Волгоград: Учитель, 2010. – 151 с.

8

Т.В. Королева

Занятия по рисованию с детьми 3-7 лет. Методическое пособие.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

9

Е.А. Гальцева

Художественно-творческая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 3-7 лет

- Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

10

Е.П. Климова

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи

- Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

11

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева

Декоративное рисование с детьми 3-5 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий

- Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

12

О.П. Власенко, Т.В.Ковригина, В.Н. Мезенцева, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  292с.

13

Т.В.Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 2012. –  262с.

14

З.Е. Ефанова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20012. –  307 с.

15

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  399 с.

16

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа

- Волгоград: Учитель, 20012. –  415 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

 

 

                                   Индивидуальная методическая разработка

                             воспитателя Керимовой Л.А.

                                               по теме:

      «Развитие детей через  нетрадиционные техники рисования»

                                                              (младший возраст)

 

                              

 

 

                                                                                                             2018-2019гг

 

Пояснительная записка

 

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия рисованием не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

Актуальность темы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. 

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

 

Цель  программы:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.

- Формировать самостоятельно рисовать , используя пальчики, ладони, печатки.

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами. 

- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Ожидаемые результаты:

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

-самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

-выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

-давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

    - проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Основные принципы работы с детьми:

Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

Методы и приемы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

Организационно-методические пояснения

Программа рассчитана для детей 3- 4 лет. Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации 1 год. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.

 

 

В работе используются следующие методы обучения:

 

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

 

 

Здоровьесберегающие технологии

- Дыхательная гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковые игры со словами

- Гимнастика для глаз

- Физкультминутка, динамические паузы

 

Техника нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– ватные палочки;

– печатки из овощей;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти с жесткой щетиной.

                                       

Работа с родителями

 

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями нетрадиционной техник рисования. Разработан цикл консультаций по темам: «Не бойтесь экспериментировать!», «Необычными вещами мы рисуем без труда», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Первые шаги в искусство», "Волшебное рисование".

 

 

Тема недели

Совместная деятельность с детьми

Задачи

Развивающая среда

Работа с родителями

Сентябрь

 

«Я в детском саду»

 «Разноцветные зонты».

Техника: Печать по трафарету.

 

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

 

 Трафареты зонтиков, гуашь, губки, салфетки

 Консультация:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

 

  «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.

У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.

 

 

Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов (детские и взрослые); чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.

                                                                                                Октябрь

 

«Осеннее настроение»

 

 «Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.

 

 -Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;

-обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

-отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

 Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора, без белых пятнышек; пальчиковые краски белого цвета; салфетки.

 

 Рассматривание иллюстраций грибов, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 

 

«Падают, падают листья…»Техника: рисование пальчиками.

 

 - Формировать умение рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

 

 

 

листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости для краски; клеенка для стола; емкость с водой для ополаскивания рук; бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев и листьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картин, а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

                                                                                                 Ноябрь

 «Мир вокруг нас»

 

 «Разноцветные мячи»

Техника: рисование пальчиками.

 

 Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;

Формировать представление  о  геометрической  фигуре-круг;

Упражнять в различии  основных цветов, в группировке  предметов по цветам;

Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;

Развивать мелкую моторику, речь у детей;

Воспитывать  желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.

игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской

 

Консультация:

«Первые шаги в искусство»

  

«Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.

                  

 

  Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;

Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

 

  Поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, костюм бабушки, листы с изображением озера.

  

                                                                                                Декабрь

  «В ожидании Нового года»

 «Елочка нарядная на праздник к нам пришла».

Техника: рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации

 Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем; развивать эстетическое восприятие; формировать образные представления; вызывать чувство радости от результата работы

кисти, гуашевые краски, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов(дерево, домик, машинка и т.д.), клей-карандаш, корзинка, муляжи овощей и фруктов.

 

 

Консультация:

"Волшебное рисование".

  

 «Рукавичка для Деда Мороза.»

Техника: рисование пальчиками

Формировать умение рисовать кончиками пальцев.

Развивать мелкую   моторику, речь.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Гуашь, готовые рукавички из бумаги, влажные салфетки

 

                                                                                                Январь

  «Зимушка-зим»

 «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.

 

Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции

 

плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.

 Консультация:

  «Не бойтесь экспериментировать!»

  

   «Зимние узоры»

 Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея

Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль

 

                                                                                               Февраль

 «Защитники отечества»

 «Снегопад за окном.»

техника: метод тычка

 

  Формировать умение рисовать методом тычка.  

 Развивать образное восприятие.

 Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Картон голубой, гуашь белая, влажные салфетки

 

 

     

 

  «Кораблик в море» открытка для пап.

 

 

 Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов.

 

 

 

 

 

                                                                                                  Март

 

«Международный женский день»

 «Поделись улыбкою своею».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 

 

  Продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим.
 

 Краски (гуашь), кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

 Консультация:

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

 

 

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками из картофеля

 

 Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками.

 

 Альбомный лист, гуашь желтая и коричневая, кисть тычковая, кукла «Бибабо», детская песенка «Цыплята».

 

 

 

 

 Чтение сказки «Курочка Ряба», стишков и потешек.

 

                                                                                               Апрель

 «Весна»

 «Стая птичек».

Техника: рисование ладошками.

 

 

 

 

 

 Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; развивать восприятие; воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

 

 Лист бумаги большого формата белого цвета, кюветы или пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые.

 

 Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (птицы летают, у них есть крылья). Освоение техники «принт»(печать) – получение отпечатков пальчиков, тряпочек, ватных дисков, пробок, печаток.

 

 «Веселые кляксы».

 Рисование в технике кляксография

 

 

 Формировать умение у детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение.

 

Листы белой бумаги, гуашь, баночка с водой, трубочки, салфетки

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Май

 «Наш город»

 «Праздничный салют над городом».

Техника: рисование восковыми мелками и акварелью.

 

Формировать умение у детей передавать впечатления о праздничном салюте. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

 восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, 1\4 ватмана, грамзапись песни «День Победы».

 

 

  

 «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью.

 

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); развивать эстетические представления.

 

 Картинки с изображением одуванчика.

Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.

 

 

 

 

 

 

  Наблюдение за одуванчиками

 

                                                                                                Июнь

    «Здравствуй лето!»

 «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 

 

 Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

2.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

3.Развивать графические навыки, моторику  рук.

 

Банки с водой, поваренная соль, два   яйца. Листы  с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная);  салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы ,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков»;    Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».    

 Беседа о море, как среде обитания разных  морских животных и растений.

 

 

 

 

 «Божья коровка.»

штампы

 

Формировать умение аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги.

Развивать воображение.

 Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в

рисунке.

 

Штампы, гуашь, салфетки  

   

 

 

 

 

 

Используемая литература для разработки программы и организации образовательного процесса:

№ п/п

Автор

Название

Выходные данные

1

Т.А. Николкина

Изобразительная деятельность: конспекты занятий в младшей группе

- Волгоград: Учитель, 2011. – 149 с.

2

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с.: цв. вкл.

3

Д.Н. Колдина

Лепка и рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.: цв. вкл.

4

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-5 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.: цв. вкл.

5

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.: цв. вкл.

6

Т.С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.: цв. вкл.

7

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова

Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст

- Волгоград: Учитель, 2010. – 151 с.

8

Т.В. Королева

Занятия по рисованию с детьми 3-7 лет. Методическое пособие.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

9

Е.А. Гальцева

Художественно-творческая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 3-7 лет

- Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

10

Е.П. Климова

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи

- Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

11

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева

Декоративное рисование с детьми 3-5 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий

- Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

12

О.П. Власенко, Т.В.Ковригина, В.Н. Мезенцева, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  292с.

13

Т.В.Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 2012. –  262с.

14

З.Е. Ефанова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20012. –  307 с.

15

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  399 с.

16

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа

- Волгоград: Учитель, 20012. –  415 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

                                   Индивидуальная методическая разработка

                             воспитателя Керимовой Л.А.

                                               по теме:

      «Развитие детей через  нетрадиционные техники рисования»

                                                              (младший возраст)

                             

                                                                                                             2018-2019гг

Пояснительная записка

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия рисованием не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Актуальность темы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. 

В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. 

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

Цель  программы:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.

- Формировать самостоятельно рисовать , используя пальчики, ладони, печатки.

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами. 

- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Ожидаемые результаты:

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

-самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

-выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

-давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

    - проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Основные принципы работы с детьми:

Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

Методы и приемы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

Организационно-методические пояснения

Программа рассчитана для детей 3- 4 лет. Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации 1 год. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.

В работе используются следующие методы обучения:

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

Здоровьесберегающие технологии

- Дыхательная гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковые игры со словами

- Гимнастика для глаз

- Физкультминутка, динамические паузы

Техника нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– ватные палочки;

– печатки из овощей;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти с жесткой щетиной.

                                       

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями нетрадиционной техник рисования. Разработан цикл консультаций по темам: «Не бойтесь экспериментировать!», «Необычными вещами мы рисуем без труда», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Первые шаги в искусство», "Волшебное рисование".

Тема недели

Совместная деятельность с детьми

Задачи

Развивающая среда

Работа с родителями

Сентябрь

 

«Я в детском саду»

 «Разноцветные зонты».

Техника: Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

 Трафареты зонтиков, гуашь, губки, салфетки

 Консультация:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

  «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.

У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.

Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов (детские и взрослые); чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.

                                                                                                Октябрь

«Осеннее настроение»

 «Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.

 -Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;

-обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

-отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

 Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора, без белых пятнышек; пальчиковые краски белого цвета; салфетки.

 Рассматривание иллюстраций грибов, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 

«Падают, падают листья…»Техника: рисование пальчиками.

 - Формировать умение рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости для краски; клеенка для стола; емкость с водой для ополаскивания рук; бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев и листьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картин, а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

                                                                                                 Ноябрь

 «Мир вокруг нас»

 «Разноцветные мячи»

Техника: рисование пальчиками.

 Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;

Формировать представление  о  геометрической  фигуре-круг;

Упражнять в различии  основных цветов, в группировке  предметов по цветам;

Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;

Развивать мелкую моторику, речь у детей;

Воспитывать  желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.

игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской

 

Консультация:

«Первые шаги в искусство»

 

«Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.

          

  Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;

Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

 

  Поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, костюм бабушки, листы с изображением озера.

  

                                                                                                Декабрь

  «В ожидании Нового года»

 «Елочка нарядная на праздник к нам пришла».

Техника: рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации

 Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем; развивать эстетическое восприятие; формировать образные представления; вызывать чувство радости от результата работы

кисти, гуашевые краски, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов(дерево, домик, машинка и т.д.), клей-карандаш, корзинка, муляжи овощей и фруктов.

 

Консультация:

"Волшебное рисование".

 

 «Рукавичка для Деда Мороза.»

Техника: рисование пальчиками

Формировать умение рисовать кончиками пальцев.

Развивать мелкую   моторику, речь.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Гуашь, готовые рукавички из бумаги, влажные салфетки

 

                                                                                                Январь

  «Зимушка-зим»

 «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.

Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции

плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.

 Консультация:

  «Не бойтесь экспериментировать!»

 

   «Зимние узоры»

 Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея

Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль

                                                                                               Февраль

 «Защитники отечества»

 «Снегопад за окном.»

техника: метод тычка

  Формировать умение рисовать методом тычка.  

 Развивать образное восприятие.

 Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Картон голубой, гуашь белая, влажные салфетки

 

     

 

  «Кораблик в море» открытка для пап.

 Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями.  Приучать к аккуратности в работе.

Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов.

                                                                                                  Март

 

«Международный женский день»

 «Поделись улыбкою своею».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 

  Продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим.

 Краски (гуашь), кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

 Консультация:

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

 

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками из картофеля

 Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками.

 Альбомный лист, гуашь желтая и коричневая, кисть тычковая, кукла «Бибабо», детская песенка «Цыплята».

 Чтение сказки «Курочка Ряба», стишков и потешек.

                                                                                               Апрель

 «Весна»

 «Стая птичек».

Техника: рисование ладошками.

 Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; развивать восприятие; воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

 Лист бумаги большого формата белого цвета, кюветы или пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые.

 Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (птицы летают, у них есть крылья). Освоение техники «принт»(печать) – получение отпечатков пальчиков, тряпочек, ватных дисков, пробок, печаток.

 

 «Веселые кляксы».

 Рисование в технике кляксография

 Формировать умение у детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение.

Листы белой бумаги, гуашь, баночка с водой, трубочки, салфетки

 

                                                                                                 Май

 «Наш город»

 «Праздничный салют над городом».

Техника: рисование восковыми мелками и акварелью.

Формировать умение у детей передавать впечатления о праздничном салюте. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

 восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, 1\4 ватмана, грамзапись песни «День Победы».

 

  

 «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); развивать эстетические представления.

 Картинки с изображением одуванчика.

Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.

  Наблюдение за одуванчиками

                                                                                                Июнь

    «Здравствуй лето!»

 «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

 Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

2.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

3.Развивать графические навыки, моторику  рук.

Банки с водой, поваренная соль, два   яйца. Листы  с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная);  салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы ,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков»;    Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».    

 Беседа о море, как среде обитания разных  морских животных и растений.

 

 

 «Божья коровка.»

штампы

Формировать умение аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги.

Развивать воображение.

 Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в

рисунке.

Штампы, гуашь, салфетки  

   

Используемая литература для разработки программы и организации образовательного процесса:

№ п/п

Автор

Название

Выходные данные

1

Т.А. Николкина

Изобразительная деятельность: конспекты занятий в младшей группе

- Волгоград: Учитель, 2011. – 149 с.

2

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с.: цв. вкл.

3

Д.Н. Колдина

Лепка и рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.: цв. вкл.

4

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-5 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.: цв. вкл.

5

Д.Н. Колдина

Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.: цв. вкл.

6

Т.С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада

- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.: цв. вкл.

7

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова

Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст

- Волгоград: Учитель, 2010. – 151 с.

8

Т.В. Королева

Занятия по рисованию с детьми 3-7 лет. Методическое пособие.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

9

Е.А. Гальцева

Художественно-творческая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 3-7 лет

- Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

10

Е.П. Климова

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи

- Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

11

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева

Декоративное рисование с детьми 3-5 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий

- Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

12

О.П. Власенко, Т.В.Ковригина, В.Н. Мезенцева, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  292с.

13

Т.В.Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 2012. –  262с.

14

З.Е. Ефанова

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20012. –  307 с.

15

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

- Волгоград: Учитель, 20011. –  399 с.

16

Н.В. Лободина

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксыа, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа

- Волгоград: Учитель, 20012. –  415 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становитс...

Собственная методическая разработка. «Развитие математических способностей»

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах ...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Методическая разработка на тему " нетрадиционные техники рисования младшего дошкольного возраста "

Методическая разработка включает в себя методы, формы, цели и задачи нетрадиционного рисования. План занятия и польза их использования. ...