Программа кружка "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Галина Михайловна Новикова

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает

единство формирования эстетического отношения к миру и художественного

развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 79 «Соловушка»                  ______________И.А. Гращенкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Изобразительная деятельность»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 79 «СОЛОВУШКА»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Составитель:

                                                                                      воспитатель

Новикова Г.М.

                               

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

стр.

1.

Целевой раздел

2

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цели и задачи реализации программы

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

7

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

8

3.

Организационный раздел

8

3.1.

Календарно-тематическое планирование

8

3.2

Список литературы

15

                                 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет Лыковой  И.А. В эстетическом развитии детей центральной является способность к

восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию

выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной

новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели

относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса

деятельности, с учѐтом индивидуальных особенностей и возрастных

возможностей детей.

 Художественная деятельность - специфическая по своему

содержанию и формам выражения активность, направленная на

эстетическое освоение мира посредством искусства.

Изучение психологического механизма развития способности

восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело

к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребѐнка

эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность

образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными

средствами и эстетическими эталонами, которые ребѐнок

присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина

B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами

художественного объекта.

 Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от

элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания

оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение

от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от

восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего

смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,

передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает

единство формирования эстетического отношения к миру и художественного

развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.

Программа дополнительного образования «Изобразительная деятельность» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

            1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы – развитие эстетического восприятия и творческого воображения у детей 4-5 лет.

Задачи:

1. Познавательные

  • Формировать у детей интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме;
  • Знакомить с основными способами художественно-образной выразительности(живопись, графика , архитектура , скульптура ,дизайн ,народное и декоративно-прикладное искусство);
  • Учить освоению базовых техник рисования,аппликации,лепки, художественного конструирования и труда.

2. Развивающие

  • Развивать эстетическое и творческое восприятие на сенсомоторном уровне ( распознавания различных материалов );
  • Формировать у детей заинтересованное отношение к различным видам техники  художественно-образной выразительности;
  • Развивать общую и мелкую моторику детей.

3. Воспитательные

  • Воспитывать любовь и интерес к окружающему миру , фольклору, художественной литературе национального и мирового искусства;
  • Формировать комплекс личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  1. поддержки разнообразия детства;
  2. сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
  3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  4. создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  5. содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  8. учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с

детьми и направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной

социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в изобразительной

деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Возрастная особенности детей 4-5 лет

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.

Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.

Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т.д.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.

В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.

Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера.

Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.

Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.

Уровень развития творческих способностей у детей характеризуется следующими показателями:

-Активность, уверенность и интерес в создании знакомых объектов и явлениях(бытовые, природные, социальные);

-самостоятельность и воплощение в рисунке, коллаже ,фигурке ,конструкции простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов ,передавая при этом своё отношение к окружающему миру;

-передача образов доступными графическими, живописными и пластическими средствами(форма, пропорции ,цвет, фактура ,характерные детали);

-уверенное владение разными художественными техниками;

-начинает понимать « язык искусства».

            К концу года у детей ожидается умение выражать свои представления, переживания ,чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявлять эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов жанров искусства.

Срок реализации Программы

             2018- 2019 учебный год (с 1 сентября 2018 года – по 31 мая 2019 года).

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы проводится 2 раза в год – сентябрь 2018 г.; апрель 2019 г.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Программа ориентирована на детей 4-5 лет.

      Форма организации образовательной деятельности – групповая, 2 раза в неделю.  

      Продолжительность образовательной деятельности -15 минут.

      Программа реализуется педагогом-воспитателем. Срок реализации – 1 год.

      Программа реализуется в доступной и интересной форме: ролевых

играх и дидактических упражнениях с использованием здоровьесберегающих технологий – кинезитерапии , пальчиковой гимнастики, с опорой на наглядный демонстрационный и раздаточный материал.

Форма подведения итогов реализации Программы – открытая образовательная деятельность, развлечение.

 3. организационный отдел

       3.1 календарно-ТЕМАТИЧЕСКое  ПЛАНирование 

                   на 2018-2019 учебный год

Количество учебных часов: 72 часа в год

месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

1

1

«Весёлые картинки»

 

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками

2

2

«В лесу»

    Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

3

3

«Цветочная клумба»

      Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами)

    Рассматривание вида из окна.

4

4

«Весёлый поезд»

Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков

октябрь

 

1

5

«Храбрый петушок»

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

2

6

«Листопад и звездопад»

      Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста

3

7

«Яблочко спелое»

        Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами

4

8

«Кисть рябины красной»

         Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

ноябрь

1

9

        

«Мышь и воробей»

Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей)

2

10

«Зайка серенький стал беленьким»

   Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета  белой гуашевой краской.

3

11

«Бабушкин домик»

Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.

4

12

«Сказочный дворец»

Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

декабрь

1

13

«Котятки и перчатки»

  Изображение и оформление «перчаток»(или «рукавичек») по своим ладошкам -правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки с

удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги.

2

14

«Наша ёлочка»

     Рисование новогодней ёлки гуашевы-ми красками с передачей особенностей её строения и размещения в прост-

ранстве. Выбор конкретных приёмовработы в зависимости от общей формыхудожественного объекта

3

15

«Сказочные птицы»

  Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать врисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

4

16

«Забавные животные»

Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;  учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия ит.д.).Развивать

наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать

январь

17

«Зимние забавы»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

18

«Клякса»

  Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

19

«Дворец для снегурочки»

   Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

20

«Девочка-снегурочка»

  Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность.

февраль

1

21

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

2

22

«Мишка и мышка»

     Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

3

23

«Храбрый мышонок»

  Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.

4

24

«Замёрзшее дерево»

  Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности.

март

1

25

«Весёлые матрёшки »

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

2

26

«Красивые салфетки»

   Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

3

27

«Подарим маме цветы»

   Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.

4

28

«Корабли на море»

     Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства

апрель

1

29

«Кошка с воздушными шариками»

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

2

30

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

    Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

3

31

Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»

Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение.

4

32

«Кони на лугу»

Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами.

май

1

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

Самостоятельное и творческое отраже ние представлений о красивых при родных явлениях разными изобрази тельно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению ра дуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (по следовательность цветовых дуг в раду ге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отно шения к природе

2

«Путаница»

     Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и со ответствующих изобразительно-выра зительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадицион ных техник (рисование пальчиками, ла дошками, отпечатки разными предмета ми, кляксография). Развитие творческо го воображения и чувства юмора. Вос питание творческости, самостоятельно сти, уверенности, инициативности

3

«Праздничный салют»

    Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям.

4

«Красивое платье»

Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка», 2018
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.
  3. Парциальная программа «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» художественно эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности

Формирование эстетического отношения к миру/ И. А. Лыкова, 2015

  1. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) / И. А.Лыкова ,2017
  2. Методические рекомендации в вопросах и ответах в программе художественного образования в детском саду «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» /И.А.Лыкова
  3. Развивающие карточки «Аппликация и конструирование»/ Е.Янушко
  4. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) / Т.С.Комарова ,2016
  5. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (средняя группа)

Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова ,2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"

В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...