«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»
консультация по рисованию

Щелканова Людмила Константиновна

«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ  - Югра

г. Югорск

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»

 

Консультация для воспитателей

«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»

Составитель: воспитатель по ИЗО Щелканова Л.К.

Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп.

Цвет – это основное выразительное средство живописи. Глядя на картину в первый момент мы можем почувствовать радость или грусть тревогу или спокойствие которое излучает холст.

Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой, однако если нет необходимости использовать этот дар он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном многообразии оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Мы говорим – это красный помидор, но помидор может быть алым, темно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный свет. Поэтому даже гениальное открытие ребенка, что каждый предмет имеет свой цвет очень быстро, может приобрести отрицательный характер. Ребёнок смотрит, но не видит, он уже не думает, а знает. В результате фисташковые, оливковые, салатовые и множество других оттенков зеленого цвета остаются незамеченными, то же самое происходит и с другими цветами. И ребёнок привыкает жить в мире, в котором существует только семь цветов радуги. Задача педагога в том, чтобы помочь ребёнку открыть многоцветие мира и получить радость от этого открытия.

В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и основных оттенков. Дети первоначально усваивают основные цвета и отбрасывают детали. Однако без специального обучения процесс может затянутся, и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от цветовых штампов.

К двум годам ребёнок знает три основных цвета.

К трем годам он добирает знания обо всех основных цветах, включая черный и белый. Ребёнок различает и показывает оттенки, даже если не называет их. Голубой цвет остаётся сложным до четырёх или пяти лет, так как часто заменяется синим.

Дети в возрасте четырёх лет знают основные цвета, но не применяют такие обозначения, как светло-красный или темно-синий. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов.

Без специального побуждения дети часто не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой, изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета.

В возрасте пяти лет дети,  как правило, хорошо знают цвета многих окружающих их предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету, но обобщенно без характерных оттенков. У детей наблюдается отношение к использованию цвета в рисунке: цвет, как передача окраски изображаемого предмета и цвет, как украшение рисунка независимо от реального. Дети этого возраста уже знают 10-12 цветов и могут различать предметы по их локальному цвету, а также группировать их по признаку цвета. Это может быть развито путем специально организованных игр и занятий. Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, недостаточном уровне развития восприятия цвета.

Чтобы ребёнок усвоил эталонную систему цветов ему, необходима специальная организация продуктивной деятельности. Задачей обучения является организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни. Большинство детей не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованного восприятия как бы останавливаются в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своём изображении.

Если в младшем и среднем возрасте ребёнок ещё не имеет богатого опыта восприятия цвета, то уже к 6-7 годам у него на основании сенсорного опыта усвоения цветовых эталонов складываются основные предпосылки для формирования эстетического чувства цвета. При условии правильного руководства цветовой образ, с его локальной окраской,  начинает занимать в рисунке 6-7 летнего ребёнка  своё место. Такие образы, как синее небо, зелёная трава довольно рано изображаются в цвете, так как  цветовой признак здесь является основным и доминирует над формой. Постепенно надо уводить детей от локализации цвета. Для этого дети старшего дошкольного возраста должны иметь разнообразную сенсорную подготовку, видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов, эмоционально отзываться не цвет. Также должен быть накоплен опыт технических умений и навыков, позволяющих получать различные цвета, смешивая краски, создавая оттенки цвета, добавлять белила или разводить их водой при рисовании акварелью.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета воспитатель прежде всего учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, оценивать их как красивые и не красивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках.

Опыт дошкольника невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, что бы увидеть и запомнить главное, выразительное. Именно неумением видеть и выделять цветовой богатство мира объясняются многие ошибки в рисунках детей. Поэтому формирование чувства цвета связано в первую очередь, с воспитанием способности наблюдать, выделять цвета и оттенки, сравнивать предметы и явления по цвету.


Рекомендации по формированию чувства цвета у детей разных возрастных групп.

1-я младшая группа

(третий год жизни)

Вызвать у детей интерес к цвету предметов, разноцветным игрушкам, цветным карандашам, краскам.

Показывая детям тот или иной предмет, игрушку называть их цвет. Обращать внимание детей на яркие, отчетливо выделяющиеся цвета: красный, синий, желтый.

Показывая детям предмет (игрушку) красного цвета, называть цвет, предложить детям повторить название цвета. Показать ещё один предмет такого же цвета, спросить какого цвета этот предмет. Если дети не назовут, показать эти предметы рядом и сказать: « тоже красного цвета». Например, если сначала был показан шарик красного цвета, то затем показать кубик красного цвета, после этого показать ещё красный предмет, спрашивая детей, как называется цвет этих предметов.

В повседневной жизни поощрять самостоятельное называние ребёнком уже знакомого ему цвета и попросить найти что-то ещё такого цвета.

Спрашивать какой по цвету тот или иной предмет, попавший в поле зрения, если этот цвет им уже знаком.

Для закрепления знаний названий цветов проводить разнообразные игры, создавать игровые ситуации, позволяющие решать задачи развития цветового восприятия и закрепления знания цветов.

На занятиях рисованием предоставлять детям возможность рисовать карандашами, фломастерами, красками уже знакомого им цвета. Постепенно вводить и другие цвета, пусть даже дети их ещё не знают.

 В результате, у детей накапливается опыт восприятия и выделения такого важного свойства, как цвет. Этот опыт создаёт основу для возникновения цветовых ассоциаций: желтый – как солнышко, зеленый – как травка.


Вторая младшая группа

(четвертый год жизни)

Формировать у детей умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета: красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный и оттенки – голубой и розовый.

Рассматривая созданные человеком игрушки, предметы быта, транспорт, здания обращать внимание на их  окраску, спросить а что ещё есть такого же цвета. Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков – по цвету.

Дети трех лет еще не могут смешивать краску с целью получения нового цвета или оттенка, однако что бы они поняли, как получается новый цвет им следует показать, как можно получить голубой цвет, розовый, серый.

Если некоторые дети знают цвета и выделяют предметы того или иного цвета, не обозначенные в программе, надо подтверждать правильно названный ребенком цвет, положительно оценивая знания малыша, спросив при этом, а что такого цвета бывает, где он видел такой цвет. Это будет стимулировать интерес детей к цветовой стороне окружающей жизни.

В этом возрасте у детей может проявиться предпочтение к какому-то цвету. К этому следует относиться с пониманием, что бы ни спугнуть интерес ребенка к рисованию, вместе с тем мягко стимулировать использование в рисовании и других цветов.


. Средняя группа

(пятый год жизни)

Педагог закрепляет знания детей о цвете объектов природы и предметов, созданных человеком. Необходимо активно закреплять оттенки – розовый, голубой, светло-зелёный, нужно познакомить с новым цветом – оранжевым.

Как правило, дети и этой группы еще не могут приготовить краску того или иного цвета из-за недостаточно высокого уровня овладения умением рисовать красками, но знание того как, можно сделать нужный цвет или оттенок, расширяет их кругозор и вызывает желание передавать разнообразие цветов в окружающей их жизни.

Однако без целенаправленной работы в этом направлении дети этого возраста могут все изображать одним цветом, не испытывая потребности использовать разные цвета. Нужно развивать у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие окружающего мира.

Если дети овладеют основными способами рисования цветными карандашами, то в конце года можно показать им способ получения более яркого и более светлого оттенка цвета, сильнее или слабее нажимая на карандаш. Это сенсомоторный навык, и потому словесного объяснения и общего показа такого способа может оказаться недостаточно, тогда следует показать его вместе с рукой ребёнка, фиксируя его внимание на силе нажима, предупреждая, что не следует нажимать на карандаш слишком сильно, иначе может сломаться грифель.

Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание ребенком кисти. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей.


Старшая группа

(шестой год жизни)

Программа для старшей группы по формированию у детей восприятия цветов, представлений о цветах и их создании включает целый ряд задач:

  • Закреплять знания усвоенных ранее цветов и оттенков.
  • Познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги.
  • Расширить представление детей о получении оттенков любого цвета. Показать детям что светлота оттенков любого цвета зависит от количества добавленной в неё белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать что светлота оттенка зависит от количества добавленной воды.
  • Научить детей передавать 2-3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш

Следует продолжить формировать у детей понимание того, что чистота цвета и оттенков при рисовании гуашью и особенно акварелью зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти, прежде чем брать краску другого цвета.

Важно продолжать развивать эстетическое восприятие, развивать цветоощущение, умение всматриваться в цвета предметов, явлений, сравнивать их, устанавливать сходство и различия; обращать внимание детей на многообразие цветов и оттенков в природе и предметах, созданных человеком.


Подготовительная группа

(седьмой год жизни)

При систематической и последовательной работе с детьми по формированию у них чувства цвета дети седьмого года жизни имеют знания о цветах и оттенках, знакомы с цветовым спектром, умеют составлять цвета и оттенки, могут широко использовать цветовую гамму при создании изображений в рисунках и аппликациях.

Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе (цвет мокрых листьев, неба, снега), развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять теплые и холодные тона и оттенки, видеть богатство оттенков (например, зеленого цвета в траве, листве разных деревьев, особенно осенью).

Дать детям представление об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года, освещения, созревания плодов и др.

Знакомить детей с новыми цветами, имеющими предметное название: салатовый, персиковый, лимонный, изумрудный.

Общие рекомендации для всех воспитателей

Важнейшим условием является среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающего мира и, прежде всего в быту: красивое оформление группы, приятную по цвету одежду детей. А ведь, к сожалению, хороший вкус имеют далеко не все родители, они не придают значения подбору по цвету одежды ребенка.

Ребёнка следует постепенно вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно, на образцах. Стремление одевать красиво своих кукол может послужить для этой цели.

Большое значение имеет эстетически оформленная среда, каждый предмет должен иметь определенное цветовое значение, целесообразно использовать в оформлении керамику, изделия декоративно- прикладного творчества. Желательно что бы в оформлении присутствовали детские работы по изобразительной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп

Представлен теоретический материал по теме: "Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп"...

Особенности восприятия цвета детьми.

Особенность восприятия цвета у детей. Экспериментальная площадка ФИРО....

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...

Ознакомление детей с цветом в разных возрастных группах

Цвет как одно из неотъемлемых свойств окружающего мира не только служит стимулом к узнаванию изображенного и его идентификации, но и несет эмоциональную нагрузку, которой наделяет его замысел художник...

Методические рекомендации по теме "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...