Ознакомление детей с цветом в разных возрастных группах
консультация на тему

Хубракова Санжидма Галшиевна

Цвет как одно из неотъемлемых свойств окружающего мира не только служит стимулом к узнаванию изображенного и его идентификации, но и несет эмоциональную нагрузку, которой наделяет его замысел художника в той или иной картине.

         Цвет играет громадную роль в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета на человека очень сильно. Колорит (цветовой строй произведения) - одно из средств выразительности и правдивого изображения действительности. Яркая солнечная радость или лирическая, тихая грусть, трагический конфликт – все это диктует определенное цветовое решение произведения живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_tsvetom_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с цветом в разных возрастных группах

Подготовила Хубракова С.Г.

воспитатель первой категории

Содержание

Введение

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития личности

Работа младенцев красками – начало творческой деятельности

Цветной мир (вторая младшая группа детского сада)

Развитие цветовосприятия

Цвета основные и составные, теплые и холодными

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

Заключение

Литература

«Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить»

М.Волошин.

Введение

         Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образы, рожденные фантазией художника, заставляют ребенка переживать и осмысливать ситуации, преображенные мастерством автора.

         Всякое произведение искусства имеет определенное композиционное построение. Композиция рисунка, картины строится художником так, чтобы зритель чувствовал главное в произведении. Художник ищет наиболее выразительные решения своей цели, мысли. Отчасти этот процесс в очень упрощенном виде проходит и ребенок при создании рисунка. Поэтому так важно показать ребенку, какими средствами художник достигает своей цели. Наибольшей выразительности композиции служат все художественные средства: решение пространства, цвет и светотень, колорит.

         Анализируя композицию рисунка или картины, надо раскрыть логику построения произведения, связь ее с содержанием произведения, тогда легче будет подвести детей при знакомстве с искусством к пониманию законов композиции. Понимание законов композиции в искусстве поможет детям в их собственном творчестве.

         Цвет как одно из неотъемлемых свойств окружающего мира не только служит стимулом к узнаванию изображенного и его идентификации, но и несет эмоциональную нагрузку, которой наделяет его замысел художника в той или иной картине.

         Цвет играет громадную роль в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета на человека очень сильно. Колорит (цветовой строй произведения) - одно из средств выразительности и правдивого изображения действительности. Яркая солнечная радость или лирическая, тихая грусть, трагический конфликт – все это диктует определенное цветовое решение произведения живописи.

Значение изобразительной деятельности для

всестороннего развития личности

         Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

         В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства; создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель – и многие отечественные исследователи.                                                

         Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как  метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.

          Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

        И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

        Итак, в процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

        В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления у детей закладывается интерес к художественно- творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

        Учитывая большое значение изобразительной деятельности во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включать все виды этой деятельности (рисование, лепка, аппликация, изобразительное искусство) в содержание образования, но и осуществлять преемственность всех этапов обучения.

Работа младенцев красками – начало творческой деятельности.

 Для формирования у детей раннего возраста устойчивого зрительного образа цвета, умения соотносить цвет с его названием и сравнивать предметы по цвету используют дидактические игры и упражнения.

         Для рисования рекомендуется использовать мягкие карандаши черного, красного, синего и зеленого цвета. Из обычного набора, состоящего из  шести цветных карандашей, сначала лучше взять красный и черный, а затем добавить синий, зеленый: это наиболее яркие и заметные на бумаге цвета (желтый и коричневый карандаши лучше дать позже). Краски гуашь нужно разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге.

         В этой группе еще не ставится задача научить детей передавать реальный цвет предметов. На первых занятиях надо давать им карандаши двух, а затем четырех цветов. Если ребенок всегда берет карандаш или краску какого- либо одного цвета и словно не замечает других цветов, можно предложить ему порисовать другим цветом, но настаивать не следует. Когда воспитатель дает детям конкретное задание, он должен указать соответствующий цвет краски, но и затем надо вновь предоставить им возможность пользоваться красками и карандашами разных цветов, наносить на бумагу штрихи, линии и пятна разного характера.

         Важно поддерживать тесную связь рисунка с получаемыми детьми впечатлениями. Содержание, которое можно передать в рисунке приемом примакивания, зависит от того, что дети видят вокруг: осенью с деревьев летят желтые, оранжевые, красные багровые листья, зимой идет снег. Воспитатель напоминает им освоенный ими ранее прием прикладывания кисти к бумаге, и малыши рисуют на листе голубой или серой бумаги белой краской падающий снег.

Цветной мир!

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество все больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Вот почему группа педагогов и психологов ведет поиск нового содержания, новых методов и форм творческой деятельности.

         У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах.

         Знакомство с цветом осуществляется в течении всего года на занятиях рисованием и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей (в зависимости от того, что дети изображают). Целесообразно на первых же занятиях предлагать резко отличающиеся яркие цвета: их дети легче различают и запоминают. Затем их учат различать и называть оттенки цветов.

         Младшие дошкольники могут различать и называть такие цвета, как красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, а также оттенки цветов: розовый, голубой, серый.

         Уже с первых занятий можно давать детям набор из шести карандашей, но не следует сразу добиваться от них знания и называния всех цветов. Воспитатель должен постоянно направлять их внимание на цвет изображаемых предметов (например, «нарисуем зеленую травку, красные ягодки»), уточнять названия цветов в конце занятия при просмотре детских работ («Вот какой красивый  желтый листик» или «Как много колечек мы нарисовали! Какого они цвета?»). Постепенно дети усвоят все цвета. Развивать восприятие цвета, учить детей различать и называть цвета, а также закреплять знания о цветах можно не только на занятиях рисованием и аппликацией, но и в дидактических играх, в повседневной жизни.

Развитие цветовосприятия

Если музыка оперирует семью звуками лада, то живопись – семью цветами, на которые  распадается дневной свет. Все остальные цвета- лишь комбинация этих «чистых» цветов. Причем «чистые» цвета  заложены в той самой действительности, в которой существует ребенок, поэтому они могут восприниматься им через органы чувств, в данном случае – зрением, и преломляться при общении с произведением живописи под углом авторской художественной заданности.

        Важным средством выразительности в предметном, сюжетном и декоративном рисовании (и в аппликации) является цвет. К средней группе дети получили представление о том, что окружающие их предметы, объекты различаются по цвету. Они уже знают названия четырех- шести цветов и различают эти цвета. Для того чтобы дети свободно использовали цвет в рисунках и аппликациях, необходимо систематически обращать их внимание на цвета окружающих предметов, произведений искусства, правильно называя их. Конечно, не все малыши могут запомнить названия цветов; это и не нужно. Важно, чтобы они поняли: мир красочен, многоцветен. Это стимулирует стремление передать разнообразие цвета в создаваемых изображениях. Однако для некоторых детей этого недостаточно; в процессе занятия необходимо напоминать им о том, что нужно менять краску и карандаш, чтобы рисунок получился красивым, иначе, они могут рисовать все одним карандашом, взятым вначале, не испытывая потребности поменять его на другой, сделать изображение красочным, передать цветовую гамму народного декоративного искусства.

Цвета основные и составные, теплые и холодные

Оглянись вокруг, какой удивительный, разноцветный мир нас окружает! Оказывается, весь этот многоцветный мир состоит всего из трех основных цветов: красного, желтого и синего. Все остальные цвета получаются от смешивания в разных количествах этих трех цветов.

        Три основных цвета (красный, желтый, синий), три вспомогательных цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и голубой цвет образуют семь цветов радуги. Запомнить порядок цветов в радуге очень легко. Для этого нужно выучить фразу:

        КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.

        Каждое слово в этом предложении начинается с той же буквы, что и название цвета в радуге.

         Помимо семи цветов радуги существует еще огромное количество составных цветов. Люди придумали обозначать их по названиям предметов, например: растений: розовый- роза, салатовый- салат, горчичный –горчица; плодов и ягод: вишневый –вишня, сливовый – слива; драгоценных камней: бирюзовый –бирюза, гранатовый, изумрудный и т.д.

         А еще нужно запомнить, что цвета бывают теплыми и холодными. Теплые: коричневый, вишневый, красный, оранжевый, желтый.

Холодные: зеленый, фиолетовый, синий, голубой, серый.

         Теплые цвета напоминают нам о лете: желтое солнышко на небе, оранжевые абрикосы, цветущие розовые кусты, вишня, малина, черешня.

         Холодные цвета можно еще назвать зимними: синие сумерки, голубые тени на снегу от деревьев, зеленая новогодняя елка.

         Теплые и холодные цвета очень дружат между собой и все время помогают друг другу.

          А еще цвета бывают грустными и веселыми. Вспомни, как мы говорим, когда на дворе стоит поздняя осень, небо покрыто низкими тучами, на улице моросит дождик

         - Какой унылый СЕРЫЙ день.

        А вот с красным цветом в русском языке всегда связывали радость, праздник. Даже в русских народных пословицах мы находим красный цвет в значении «славный, радостный»:

         Не КРАСНА изба углами, а КРАСНА пирогами.

         КРАСНАЯ девица – значит красивая, нарядная.

         Но самые праздничные и нарядные картины получаются, когда используются и холодные, и теплые цвета, они дополняют друг друга, создавая гармонию.

        И так, в старшей группе продолжается работа по развитию у детей чувства цвета. Они уже знакомы с довольно большим количеством цветов, не все их называют правильно, но охотно и разнообразно используют в рисовании и аппликации. В старшей группе, помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставится новая задача – научить детей делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Дети старшего дошкольного возраста различают цвета яркие (спектральные) и темные (черный, серый, коричневый); замечают, что есть светлые цвета (розовый, голубой, светло-желтый, белый); начинают понимать, что многие цвета могут быть яркими (насыщенными) и светлыми. В конце года следует показать детям, как можно получить светлые тона, добавляя краску какого- либо яркого цвета в белую (при рисовании гуашью) или разбавляя ее водой (при рисовании акварелью).

         Воспитатель должен не пассивно наблюдать за тем, как дети используют цвета в аппликации, рисунке, а направлять их внимание на цветовое решение изображения, побуждать задумываться над тем, какого цвета краску, бумагу лучше подобрать в каждом конкретном случае. Педагог предлагает детям расположить цветные карандаши в коробке, плитки акварельных красок или налитые в чашечки краски гуашь в определенном порядке. Дети для всех занятий должны иметь полный набор цветов.

         На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить. Например, на занятии по рисованию иллюстраций к русской народной потешке.

        Кот на печку пошел, -

        Горшок каши нашел.

        На печи калачи,

        Как огонь, горячи.

        Пряники пекутся,

        Коту в лапки не даются.

        Раскрась цветочный орнамент на печке так, чтобы он стал яркий, заметный. Подумай. Какие цвета лучше использовать. Почему?

        Можно предложить детям в свободное время игру- упражнение. Например,

        -В саду живут ворчливый вредный Крот и веселая хохотушка Белочка. Раскрась для них коврики в соответствии с их характерами.

         В каждом рисунке можно использовать несколько цветов, но все светлые (на темном фоне) или все темные и яркие (на светлом фоне);

         При этом надо обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные, но и одноцветные рисунки, в том случае, если они выполнены именно так специально, чтобы передать определенное содержание.

          Рисунок может быть выполнен только черным цветом (фломастером, гелевой ручкой, углем, угольным или простым графитным карандашом и т.д.)

         Необходимо показать детям выразительные возможности цвета, чаще спрашивать их о сочетании цветов: «А так будет красиво?». Воспитание вкуса в подборе цветов и цветосочетаний идет постепенно, на хороших примерах, на знакомстве с произведениями искусства, как классического, так и народного. Ярче всего красота в сочетании линий и форм, в подборе цветов проявляется в декоративно- прикладном искусстве.

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

У детей седьмого года жизни развиваются более сложные формы познавательной деятельности. Если в предыдущих группах работа велась систематически, то они овладели такими важными мыслительными процессами, как анализ, выделение основных свойств и признаков предметов и объектов (формы, строения, величины, пропорций, цвета, ритма и др.). Это очень важно не только для успешного изображения предметов и явлений, передачи их образов в рисунках, лепке, аппликации, но и для общего психического развития ребенка.

         В подготовительной  к школе группе значительно обогащаются представления детей о цвете: они узнают о распределении и составе цветов в радуге, то есть о спектральных цветах.

         Воспитатель предлагает им нарисовать радугу – дугу, соблюдая последовательность цветов в ней. Для этой работы лучше всего подходят акварельные краски. Рисовать каждую цветную дугу надо, не ожидая, когда высохнет предыдущая. Это позволяет добиться слитности цветовых полос и переходов цвета.

         Дошкольники получат представление о спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу), если предложить им нарисовать или вырезать из цветной бумаги, а потом наклеить цветик- семицветик, о котором рассказывается в одноименной сказке В.Катаева.

         Можно дать детям задание нарисовать или вырезать и наклеить букет цветов только холодных или теплых тонов, контрастных тонов.

         В окружающем мире дети видят множество оттенков каждого цвета. Они узнают, что оттенок часто получает название по окраске предмета. У детей обостряется восприятие цвета, они сами ищут оттенки цвета согласно окраске предметов.

         Воспитатель обращает их внимание не только на многообразие, но и на изменчивость цветов предметов и явлений. Дети уже знают, что осенью листва деревьев меняет свою окраску; теперь это представление уточняется: разные породы деревьев окрашиваются осенью по- разному. С изменением погоды меняется цвет неба и т.д.

         Дети уже знакомы с нейтральными цветами. Теперь они узнают, что цвет может быть ярким, чистым и затемненным. Для них открывается все новые и новые возможности изменять цвета, видеть и передавать богатство оттенков.

         У каждого ребенка есть любимые и нелюбимые цвета. Эти цветовые симпатии и антипатии особенно ярко выражены у старших дошкольников. Нужно предлагать детям темы, требующие активного цветового решения, сознательного выбора цветов и цветосочетаний.

         Особого внимания к цвету требует рисование с натуры. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы темнее, другие светлее. Задача воспитателя – научить детей видеть и передавать эти оттенки. Воспитатель заранее ищет нужные оттенки акварельных красок или составляют их из нескольких красок. Показывая, какие краски следует выбрать и как их смешивать, педагог задает детям наводящие вопросы, стремясь к тому, чтобы получили нужные тона самостоятельно. Умение смешивать краски, находить новые цвета и оттенки необходимо и в рисовании по представлению, например, для передачи богатства оттенков осенней листвы, многоцветности праздника новогодней елки и др.

         Оттенки цвета при рисовании цветными карандашами дети могут передавать, регулируя нажим (легкое касание карандашом дает светлый оттенок, более сильный нажим дает более яркий цвет). Дети седьмого года жизни могут передавать 4-5 оттенка цвета, регулируя нажим на карандаш.

         Большие возможности для развития у детей чувства цвета заключены в декоративном рисовании и различных работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки). Богатый материал для художественного воспитания дает народное декоративное творчество.

         В результате педагогической работы у дошкольников развиваются эстетическое восприятие, эстетические чувства (цвета, композиции, пропорции). Они способны проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Развиваются, уточняются, обогащаются представления детей о родной природе, общественных явлениях, искусстве, художественной литературе.

Заключение

Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить свое к нему отношение.

         При правильном организации детского рисования и руководства им, перейдя из группы в группу, дети начинают смешивать цвета, называть получившиеся оттенки, создавать неповторимые, не похожие один на другой рисунки.

         Анализ данных, полученных при  диагностики развития творчества детей и анкетирования педагогов, позволили установить следующее: у каждого ребенка есть любимые и не любимые цвета. Эти цветовые симпатии и антипатии особенно ярко выражены у старших дошкольников, но они могут исчезнуть, если предоставлять им больше свободы в выборе материала и цветового решения, сознательного выбора цветового решения изображения.

         Воспитатель должен добиться, чтобы каждый человечек, который ходит в детский сад, смог творчески проявить свое отношение к окружающему миру.

         

Литература

  1. С. Афанасьева Цветной мир! // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с 25-33.
  2. М.А.Гмошинская. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание, 2002, № 2, с 30-33.
  3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно – творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) –М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007- 248с.
  4. Л.Кашеварова. Цветовосприятие. // Дошкольное воспитание, 2005, № 2, с 5-14.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2006.-192с.: цв.вкл.
  6. Т.С.Комарова Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание, 2008, № 6, с 80-86.
  7. Куревина О.А., Ковалевская З.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир».- М.: Баласс, 2010.-80с., ил.(Образовательная система «Школа 2100»).
  8. Н.В.Львова развитие цветовосприятия // Ребенок в детском саду, 2008, № 3, с 40-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности...

Методические рекомендации Задачи работы по ознакомлению детей с ПДД в разных возрастных группах

В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различ...

Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста ( в разных возрастных группах).

Проблема поиска эф­фективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллекту...

«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»

laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»...

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...