Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rladoshki.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

   

Приложение

к ОП МАДОУ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Г.ЮГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "СНЕГУРОЧКА"

Рабочая программа

по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»

30 в год

г. Югорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

 Поэтому недаром заинтересовалась я этой проблемой и занялась изучением «Нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей». Моими проводниками в эту тематику стали исследования Бондарского, Л.В. Компанцевой, а также наших корифеев в изобразительной деятельности Флериной, Лубенской, которые помогли ознакомиться как с теорией, так и с практикой. Но большую помощь в разработке практической части мне оказали воспитатели нашей необъятной России, занимающиеся уже несколько лет этой проблемой. Они добились успеха в свой работе и публикуют ее результаты на страницах журнала «Дошкольное воспитание», а именно это Г. Утробина, Л. Афанасьева, М. Трунова. Хотелось бы отметить книгу М.Д. Лахути «Как научиться рисовать»- более 200 идей, всевозможные рисунки и поделки из различных материалов.

Известны различные подходы к обучению детей на занятиях по изодеятельности. Но мне хотелось, чтобы у детей появился «взгляд художника». Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с кистью, краской и другими материалами, у  него следует развивать чувство прекрасного, способностьполучать наслаждение от рисования.

    Использование нетрадиционных способов изображения доставляет детям множество положительных эмоций. Раскрывает возможность использования  хорошо знакомых  им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают  детей, что, образно говоря, в изостудии разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

       Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, на столе, на листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.

      Нетрадиционные способы рисования:

  1. Кляксография.
  2. Монотипия.
  3. Рисование теплым пластилином.
  4. Рисование воском, мелками.
  5. Рисование нитью, ручкой, клеем.
  6. Выдувание из соломинки.
  7. Рисование солью и т.д.

      Научившись рисовать, выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он будет уверен, что у него все получится и даже очень красиво. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому».              

  Цель: обеспечить возможность самореализации творческой  личности ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо и интересно.
  2. Помогать детям, осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков.
  3. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия,
  4. Создавать условия для работы с разными изобразительными материалами, способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию образного мышления, творческого воображения.
  2. Развить способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
  3. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

  Воспитывающие:

  1.  Вызвать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца и добиться результата, несмотря на возникшие трудности.

Ожидаемый  результат:

  1. Повысится доля детей с высоким уровнем развития в изобразительной деятельности.
  2. Повысится уровень сформированности школьнозначимых функций у выпускников ДОУ: развитие мелкой моторики руки, произвольность внимания, усидчивость, познавательная активность детей. Сформируются умения доводить начатое дело до конца; навыки самообслуживания.
  3. Овладеют определенной терминологией.
  4. Воспитанники познакомятся с различной техникой в изобразительной деятельности.

 Общие показатели развития детского творчества:

  • Компетентность (эстетическая).
  • Творческая активность.
  • Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
  • Креативность (творческость).
  • Произвольность и свобода поведения.
  • Инициативность.
  • Самостоятельность и ответственность.
  • Способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества

в продуктивных видах деятельности

(по данным исследования Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флериной):

  • Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата  (продукта) детского творчества.
  • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
  • Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
  • Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
  • Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
  • Способность к инерпритации художественных образов.
  • Общая ручная умелость.

Признаки творческого продукта.

  • Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
  • Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
  • Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
  • Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
  • Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
  • Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

Основные педагогические принципы:

  1. Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми;
  2. Принцип эстетизации воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности;
  3. Принцип воспитания и обучения в коллективе (коллективные коллажи, рисование в парах);
  4. Принцип научности (направлен на познавательную активность в изобразительной деятельности);
  5. Принцип развития (определяет исходную позицию педагога по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование изобразительных навыков);
  6. Принцип ненасилия;
  7. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  8. Принцип преемственности образования (характеризуется содержанием и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие воспитанника).

 

Условия реализации программы:

  1. Наличие изостудии.
  2. Технические средства: музыкальный центр, аудиокассеты.
  3. Разнообразный изобразительный материал.
  4. Наглядно - дидактические пособия, дидактические игры.

                   

Организация и содержание работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Для достижений целей необходимо создать условия. Прежде всего, необходимо обеспечить безопасность жизни и здоровья детей. Создать своеобразное пространство, которое будет давать простор творчеству, воображению, открытием, которое будет отвечать возрастным особенностям и потребностям.

Формы работы:

  1. Кружковая работа.
  2. Индивидуальная, подгрупповая работа.
  3. Работа с одарёнными детьми.
  4. Работа с родителями.
  1. Место: Изостудия хорошо освещена, светлая. Перед занятием проветривается, проводится влажная уборка, соблюдаются все гигиенические требования. Столы расставлены буквой «П». Демонстрационный материал развешивается на уровне глаз детей.
  2. Одежда: Если на занятии используются разные виды красок, дети надевают фартучки и нарукавники.
  3.  Длительность: проводится 2 занятия в неделю : во II младшей группе - 15 минут; в средней группе - 20минут; в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе ЗО минут. В перерывах между занятиями проводится проветривание и влажная уборка. 

Приступая к занятиям  необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Уровень развития детей данной группы.
  3.  Индивидуальные особенности детей.
  4. Добиться хорошего настроения и настроить детей на желание заниматься.

Методы и приемы:

     Приемы организации детей в процессе обучения:

  1. Работа фронтально, подгрупповая, индивидуальная;
  2. Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  3. Специальные задания, требующие коллективного выполнения, работы в парах;
  4. Оценка своих работ и работ других детей.

Приемы организации умственной активности детей:

  1. Включение сюрпризных моментов, игровой мотивации, игровых упражнений;
  2. Выполнение нетрадиционных заданий;
  3. Решение проблемных ситуаций;
  4. Экспериментирование с красками;
  5. Руководство воспитателем самостоятельной изобразительной деятельности.

Приемы обучения:

  1. Показ или демонстрация новых способов или приемов действий в сочетании с объяснением;
  2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений, эксперимента;
  3. Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  4. Вопросы к детям.

       Средства обучения.

Художественные средства:

  • Художественные инструменты и различный художественный материал.
  • Бросовый и природный материал.

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений. (слайд-шоу, презентации.

Технические средства:

  • музыка,
  • видеофильм,
  • слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе  позволит повысить активность и внимание детей на занятиях,  развить  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

   

   

Учебный план

Разделы темы

всего

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Что такое рисование? 

1.«Что такое рисование ?» Ознакомление.

2. Море

3. Петушок.

4

1

2

1

Рисование тычком

1.Салют

2.Подсолнух

3.В цветнике

4.Зима.

4

1

1

2

Обрывная аппликация

1.Елка

2. Елочные игрушки.

3,4. Рыбка

4

2

2

«Монотопия»

1.Снеговик.

2.Бабочка.

3,4. Сказочный лужок

4

2

2

Рисование губкой

1.Цветные сарафаны

2.Грибы в лесу

3,4.Аквариум

4

2

2

Рисование рукой

1.Детская пирамида.

2.Юла

3.Барабан.

4,5. Наша посуда.

5

1

1

1

2

1.Букет для мамы.

2.Платочек для

Бабушки.

3.Цветет верба.

4.Пасхальное яйцо.

5.Рисуем цветы

5

1

1

1

1

1

Всего

30

Список литературы

  1. Айрис Пресс « Словарь терминов». Москва  2005 г.
  2. Борзова А.В., Борзов А.А. « Развитие творческих способностей у детей».
  3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». Москва 1999 г.
  4. Доронова Т.Н. « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Москва « Просвещение» 2006 г.
  5. Доронова Т.Н. Программа « Радуга», «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва « Просвещение» 2004 г.
  6. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет. Москва 1997 г.
  7. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. Москва 1998 г.
  8. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет. Москва 1999 г.
  9. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет « Из детства – в отрочество». Москва « Просвещение» 2002 г.
  10.   Комарова Т.С. « Обучение дошкольников технике рисования». Москва « Педагогическое общество России» 2005 г.
  11.   Комарова Т.С. « Детское художественное творчество». Москва « Издательство Мозаика – Синтез» 2006 г.
  12.   Королева Т.В. « Занятия по рисованию в детском саду». Москва           « ВЛАДОС» 2007 г.
  13.   Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» Москва                           « Просвещение» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"

Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...

программа по обучению детей нетрадиционной технике рисования "В мире фантазий"

     Программа «В мире фантазий» создана на основе  методических пособий «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»  под ...

Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)

В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры" 2015-2016 учебный год

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры"...

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры" 2016-2017 учебный год

Программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования "Маленькие фантазеры"...

Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Веселая акварелька»

Пояснительная записка     Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям не...