Дополнительная общеобразовательная программа "Юный художник" (Нетрадиционное рисование)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Кисель Елена Александровна

 Программа по нетрадиционному рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_novoe.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска

                                                                         

Дополнительная общеобразовательная программа

кружка «Юный художник»

(Нетрадиционные техники рисования)

 

 

                                                   Руководитель: Кисель Елена Александровна,

  воспитатель первой квалификационной категории.

Пояснительная записка

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка. Актуальность данного вопроса заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Специфика работы нашего детского сада состоит в том, что ежегодно меняется до 95 % состава детей. Приходят новые малыши, которые впервые расстались с мамой и вступают в новую коллективную жизнь с такими же малышами. Много слез, пока идет адаптация. И чтобы облегчить адаптацию, сделать ее безболезненной и успешной мы делаем все возможное.

Один из способов успешной адаптации я увидела в совместном рисовании. В рисунках ребенок может выплеснуть на бумагу все, что у него накопилось.

Мелкая моторика у детей раннего возраста слабо развита, тяжело еще правильно держать кисточку. А рисование пальчиками, ручками и другими нетрадиционными техниками рисования доступен даже самым маленьким детям.

Нетрадиционные техники рисования - это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения, развивает тактильное восприятие, эстетическое восприятие, развивает изобразительные навыки  и умения. 

 Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Таким образом, задачами программы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию, а главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Цели и задачи программы

Главной целью является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. 

Цель моей работы: «Организация работы с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»

- Потребность сделать успешной и безболезненной адаптацию детей посредством нетрадиционных техник рисования;
- Социальный заказ семьи

- Требования ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитие способностей творческого потенциала каждого ребенка.

 Цель программы - формирование у детей раннего возраста навыков нетрадиционного рисования, повысить интерес к художественной деятельности, а также способствовать развитию всех психических процессов (внимания, речи, восприятия, мышления, воображения). 

 Показать актуальность работы с использованием нетрадиционных техник рисования. Познакомить и заинтересовать родителей нетрадиционными техниками рисования с детьми раннего возраста, побудить к сотрудничеству в художественно – творческой деятельности с детьми.

Основные задачи:

1. Создание условий для свободного самостоятельного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2.Знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

3. Побуждать детей создавать по подражанию взрослому, переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

4. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции.

Принципы обучения нетрадиционному рисованию

1. Принцип учета возрастных особенностей.

2. Принцип систематичности и последовательности от простого - к сложному, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

3. Принцип тематического планирования.

4. Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его развитие.

Образовательные технологии

В работе с детьми используются различные образовательные технологии: игровые технологии (все проходит в игровой деятельности), здоровьесберегающие технологии (использование пальчиковых красок и использование влажных салфеток для чистоты рук), информационно – коммуникационные технологии.

Технология портфолио( все работы воспитанников собираются в папки-портфолио для каждого воспитанника и хранятся в течении всего учебного года)

Учитывается время для занятия рисованием с детьми раннего возраста согласно СанПиН не более 10 минут.

Планируемый результат использования в программы

  • Создание условия в группе для нетрадиционной техники рисования с   детьми раннего возраста
  • Положительная динамика в овладении детьми навыками по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • Проявление интереса детей к рисованию, эстетического вкуса, раскрепощенность, свобода деятельности, радость от процесса рисования и от полученного результата
  • Адаптация детей проходит более успешно и безболезненно.
  • Отмечается интерес родителей к данной теме, делятся опытом, как рисуют дома с детьми, придумывают новые техники рисования, радуются за успехи своих детей.

                     

Индивидуальный учебный план кружка

Период

Тема художественной деятельности

Задачи художественной деятельности

Вид деятельности

Сентябрь

Цветные пальчики

Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и руками

Рисование пальчиками и руками

Волшебный дождик

Учить с помощью техники рисования пальчиками изображать капельки дождя.

Рисование пальчиками

Октябрь

Осень

Продолжение знакомства с красками. Знакомство с техникой рисование смятой бумагой.

Рисование смятой бумагой

Рябинка

Познакомить детей рисовать методом «тычка», развивать чувство ритма и цвета; воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке; развивать мелкую моторику, воспитывать чувство сострадания к живым существам (птичка).

Рисование «тычками»

Ноябрь

Вот ежик ни головы, ни ножек!

Создание образа ежика дорисововыние «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

Рисование  пальчиками

Мы веселые ладошки озорные осьминожки!

Познакомить детей с новой техникой  нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»

Рисование ладошками

Декабрь

Зима.

Учить создавать образ снегопада, закреплять умение рисовать пальчиками, познакомить с белым цветом, развить чувство цвета, ритма.

Рисование

«тычками»

Новогодняя елочка

Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета; располагать рисунок линейно на заранее обозначенной ниточке; называть используемый цвет.

Рисование  ватными палочками

Январь

Маленькие снежинки

Знакомство детей с новым способом рисования – рисование ватной палочкой.

Упражнять в освоении положения пальцев, удерживающих палочку.

Оттиск печаткой картофеля

Морозные узоры

Развивать умения и навыки детей в рисовании нетрадиционной техникой рисования смятой бумагой; развивать воображение, мелкую моторику, творческий потенциал, способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы.

Рисование смятой бумагой

Февраль

Подарок для папы

Закрепить умение рисовать в технике рисования смятой бумагой, учить украшать рисунок используя технику оттиск, учить наносить узор равномерно по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность

Рисование смятой бумагой

Салют для папы или дедушки

Учить самостоятельно, рисовывать композицию, ритмично располагая мазки - огни салюта, использовать разноцветные цвета красок, на эмоционально – чувствительной основе формировать первичные впечатления о «папином празднике».

Рисование «железной губкой»

Март

Тюльпанчики для мамочки

Учить передавать образ весенних цветов, строение и форму используя ладошки рук, закрепить знания цвета (зеленого, красного),  воспитывать бережное отношение к природе, любовь и заботу к самому близкому человеку - маме.

Рисование ладошкой

Нарисуем мы цветы небывалой красоты

Продолжать учить детей рисовать «тычком» веточку мимозы. Воспитывать любовь к близким.

Рисование железной губкой

Апрель

Весенние ручейки для Умки

Вызвать интерес к изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Упражнять в технике в рисования ватными палочками. Воспитывать интерес к природным явлениям, любознательность.

Рисование ватными палочками  и оттиск печаткой из картофеля

Бабусины гуси

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дополнять изображение деталями.

Рисование ладошкой и ватная палочка

Май

Бабочка

        

Закреплять умение рисовать ладошками.

Рисование ладошкой

Одуванчики

Вызвать эмоционально-эстетический отклик, воспитывать бережное отношение к природе, закрепления рисования нетрадиционными техниками

 Рисование оттиском картофеля и железной губкой

Перечень программ и пособий

  1. Казакова Т. Г.; "Теория и методика развития детского изобразительного творчества". М., "Валдос"., 2006.
  2. Казакова Т. Г.; Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. М., «Просвещение», 2005.
  3. Комарова Т. С.; Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2010.
  4. Лыкова И. А.; Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  5. Лыковой И.А. Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  6. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , 2013 год.
  8. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

Список приложений к программе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей раннего возраста»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методическая разработка Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста при реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДО

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Портфолио воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. И...

Досуговая деятельность по изобразительному искусству "Юный художник" (нетрадиционная техника рисования)

Досуговая деятельность по изобразительному искусству "Юный художник" (нетрадиционная техника рисования)...

Методические разработка "Маленький художник". Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционное рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. Взаимосвязь изоб...

программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

          Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей.        Для успешного развития...

Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4-5 лет

ГБОУ Школа № 1527 г.Москва  Программа дополнительного образования  «Маленький художник»(нетрадиционные техники рисования)для дошкольников 4-5 лет...

Проект в средней группе на тему: «Юные художники» (нетрадиционные техники рисования)

Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изо...