Главные вкладки

    Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")
    материал по рисованию (старшая группа) по теме

     

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

    Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

    Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл batik.docx649.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")

    Пояснительная записка

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

    Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

    Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

    Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

    Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

    Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

    Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

    Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

    Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

    Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

    На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

    Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

    Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

    Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

    Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

    - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости       существования;
    - формирование творческого начала в личности ребенка;
    - развитие его индивидуальности;
    - формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
    - сотрудничество с детьми.

    Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:

    1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
    2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
    3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
    4. Желание родителей и детей.
    5. Способности детей к изобразительной деятельности.

    Наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

    1. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности. Они легко определяют содержание рисунка, находят интересные решения, способы изображения, всегда дополняют чем-то интересным даже предложенную тему. Чаще всего это эмоциональные дети, которые любят заниматься с воспитателем,.
    2. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.
    3. Дети, не имеющие четкой реакции на деятельность "нравится" - "не нравится". Иногда проявляют интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовало содержание. У них часто слабые навыки, боятся рисовать.
    4. Детям первой или второй группы рекомендуется посещать кружок «Юный художник»
    5. Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия по специально - разработанной программе в помощь по овладению навыками и умениями изобразительного искусства.

    Основная цель: 

    Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

    Основные задачи:

    1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
    2. Использование техники росписи по ткани «Батик» и его видов, с применением нетрадиционных способов рисования на бумаге.

    Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

    1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
    2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
    3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
    4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
    5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
    6. Обучать детей различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов.
    7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
    8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
    9. Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки.
    10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

    Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

    1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
    2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
    3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

    Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

    - Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
    - Принцип
    научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
    - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
    - Принцип
    поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
    - Принцип
    динамичности (от самого простого до сложного);
    - Принцип
    сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
    - Принцип
    выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
    - Принцип
    преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
    - Принцип
    сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
    - Принцип
    интегративности (синтез искусств).

    Материалы и инструменты, необходимые для работы:

    1. Бумага разного формата и цвета.
      2. Акварельные краски.
      3. Тушь разноцветная.
      4. Пастель, сангина, уголь.
      5. Гуашь.
      6. Восковые мелки.
      7. Трубочки для коктейля.
      8. Ванночки с поролоном.
      9. Баночки для воды.
      10. Кисти круглые и плоские разного размера.
      11. Салфетки.
      12. Рамы разных размеров или пяльцы.
      13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
      14. Клей ПВА.
      15. Фен.
      16. Соль, сода.
      17. Аптечный парафин или восковые свечи.
      18. Специальные краски для батика.
      19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
      20. Кнопки.

    Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.2791 - 10 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет (старшая группа), второй – на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

    Этапы обучения:

    1 этап – (первый год обучения – старшая группа) «Каждый ребенок – художник». Приложение 1

    Цель:

    Обучающая:

    1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
    2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
    3. Дать основы живописи;
    4. Показать нетрадиционные способы рисования.

    Развивающая: 

    1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
    2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
    3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

    Воспитывающая: 

    1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.

    2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа) «В мире творчества».

    Цель:

    Обучающая: 

    1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
    2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
    3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.

    Развивающая: 

    1. Развивать творческое воображение;
    2. Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

    Воспитывающая: 

    1. воспитание и развитие эстетической культуры;
    2. приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

    В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге и ткани («Батик»). Приложение 2

    Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов).

    Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

    Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

    Примерный перспективно - тематический план занятий кружка «Юный художник». 1 год обучения

    месяц

    I неделя

    II неделя

    III неделя

    IV неделя

    Октябрь

    Тема: «Краска и цвет» (4 часа)

    Цвет и образ

    Рисуем кистью полоски, точки, кружки.

    Летят воздушные шары.

    Три новых цвета на волшебном цветке.

    Ноябрь

    Как делать фон по рисунку.

    Бумажный веер

    (светлые и темные краски).

    Домик и дерево днем и ночью.

    Почувствуйте себя волшебником. (живопись по мокрой бумаге)

    Декабрь

    Тема: «Работа с линией» (2 часа)

    Линия.

    Линия с характером.

    Как зовут твоего героя?

    Сказочный лабиринт.

    Январь

    Тема: «Работаем с формой» (4 часа)

    Форма.

    Какие бывают формы?

    Форма, похожая на рыбу.

    Превращение кружков.

    Февраль

    Маленькие строители.

    Как из мячика сделать ромашку?

    Рисовальный конструктор

    Как в пятне увидеть зверя.

    Март

    Тема: «Композиция» (1 час)

    Тема: «Развивающее задание» (1час)

    Расположение фигур на листе бумаги.

    Веселые квадратики.

    Лоскутный коврик.

    Украшения и игрушки из бумажных тарелочек.

    Апрель

    Тема: «Делаем вместе» (1 час)

    Тема: «Работаем с ритмом» (1 час)

    Этот огромный космос.

    Красивые купола.

    Ритм. Веселые строчки.

    Чудесное ритмопревращение.

    Май

    Тема: «Подводим итоги» (2 часа)

    Древнее животное.

    Волшебный огонь.

    Вазы на полке.

    Задание с одноразовыми тарелочками.

    2 год обучения

    месяц

    I неделя

    II неделя

    III неделя

    IV неделя

    Октябрь

    Приглашение в «Творческую мастерскую» (2 часа)

    Знакомство с техникой «Батик» Приложение 2

    Художник и его инструменты Приложение 5

    Фон (теплые и холодные тона)

    Моя первая картина (батик)

    Ноябрь

    Тема: «Сказка про осень» (2 часа)

    Витражи для замка волшебницы – Осени (печатаем листьями)

    Каким бывает небо в природе и на картинах художников (по сырому)

    Необычные деревья
    (тушь)

    Поздняя осень в парке
    (пейзаж на батике)

    Декабрь

    Тема: «Зимняя сказка» (6 часов)

    Витражи для замка Зимушки - Зимы 

    (акварель по сырому)

    Дворец Зимы 

    (гуашь, холодная гамма цветов)

    Волшебные деревья 

    (раздувание, тушь)

    Карнавальные маски 

    (свободная роспись)

    Январь

    Береза, белая подруга 

    (граттаж)

    Продолжение работы

    Пейзаж зимы холодной… 

    (батик)

    Продолжение работы

    Февраль

    Букет в холодных тонах 

    (узелковый батик)

    Продолжение работы

    Приложение 3

    Зимний ковер 

    (штамп)

    Подарок папе 

    (трафарет)

    Март

    Тема: «Весенняя песня» (4 часа)

    «Подари мне платок…»

    (батик - свободная роспись)

    Продолжение работы

    Витражи для замка Весны (восковые мелки, акварель)

    Замок Весны

    (акварель по сырому фону)

    Апрель

    «Весна – красна»

    (пастель )

    Живая клякса

    (кляксография)

    Все вокруг оживает…

    (монотипия)

    Запах весны

    (Батик )

    Май

    Тема: «Подводим итоги» (2 часа)

    Волшебство красок.

    Сказочные цветы в сказочном саду.

    Линия, какая она?

    Страна фанталия.

    Живопись в природе

    «Волшебная поляна»

    Красота орнамента.

    «Ковер-самолет»

    Приложение №1

    Содержание программы

    1 год обучения.

    Тема 1.  «Краска и цвет» (4 часа)

    Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

    Научить детей:

    1. рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
    2. смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;
    3. работать жидкой краской на листе бумаги;
    4. смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;
    5. пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;
    6. изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;
    7. работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

    Тема 2. «Работа с линией» (2 часа)

    Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

    Научить:

    1. как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;
    2. заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;
    3. обыгрывать  пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;
    4. рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

    Развивать творчество, фантазию.

    Тема 3.  «Работаем с формой» (4 часа)

    Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

    Научить:

    1. изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;
    2. работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;
    3. строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;
    4. фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

    Тема 4.  «Композиция» (1 час)

    -Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

    -об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

    -о соотношении  размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

    -об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

    Тема 5.  «Развивающее задание» (1 час)

    Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

    Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

    Тема 6. «Работаем с ритмом» (1 час)

    Показать детям, откуда берется ритм.

    Научить:

    1. чередовать различные формы и цвета в заданном ритме;
    2. изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.

    Тема 7. «Делаем вместе» (1 час)

    Учить работать в коллективе, отвечая каждый за свое задание.

    Познакомить детей с традиционной формой купола и узорами на русских куполах.

    Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции

    Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

    Тема 8.  «Подводим итоги» (2 часа)

    Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование  других  видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

    2 год обучения

    Тема 1.  Приглашение в «Творческую мастерскую» (2 часа)

    Дать детям краткие сведения из истории росписи по ткани, познакомив с изделиями, фотографиями, альбомами с изображением различных изделий из батика.

    Познакомить детей с предстоящей работой кружка, с планом, с инструментами и оборудованием, техникой исполнения.

    Закреплять знания о цвете, научить рисовать фон для будущих картин (по- сырому), учитывая знания холодных и теплых тонов.

    Учить самостоятельно рисовать батик, закрепляя технологию. Закреплять последовательность изготовления рисунков на ткани.

    Тема 2. «Сказка про осень» (2 часа)

    Закреплять знакомые нетрадиционные техники рисования по бумаге (тампонирование, рисование по сырому, рисование тушью).

    Продолжать учить составлять композицию, используя знания о ритме, соотношении предметов к форме и размеру листа бумаги. Использование необходимого для этого способа изобразительного материала и оборудования.

    Развивать творчество в придумывании сюжета и содержания рисунка.

    Уметь составлять эскиз для будущей работы.

    Тема 3.  «Зимняя сказка» (6 часов)

    Познакомить детей с новыми видами техники батика: штамп, трафарет, узелковый батик.

    Подготовка инструмента, приспособлений, материала.

    Использование соли для дополнительного эффекта.

    Проявлять творчество в цветовом решении, использовании дополнительных деталей в рисунке на свой вкус.

    Тема 4.  «Весенняя песня» (4 часа)

    Продолжать знакомить с видами батика: свободная роспись, для подарка мамам (роспись платка).

    Совершенствовать нетрадиционные способы рисования на бумаге (рисование по сырому фону, кляксография, монотипия).

    Учить правилам работы с изобразительными материалами: пастель, сангина, восковые мелки – познакомить с новыми способами их применения в рисовании.

    Тема 5.  «Подводим итоги» (4 часа)

    Закрепить полученные знания и умения, которые были получены на предыдущих занятиях. Выяснить уровень овладения техникой исполнения холодного батика и применения нетрадиционных способов рисования, разнообразного изобразительного материала.

    Развивать творчество, воображение, фантазию в рисовании своих картин.

    Проведение выставки – отчета выполненных детьми работ. 

    Приложение 2

    История появления и развития техники «Батик»

    Батик — это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология на несения рисунка на материю возникла в XVI в. в Индонезии. В Европе батик стал известен в XIX в., а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.

    Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

    Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземп ляре, которые нельзя купить в магазине.

    Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

    Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

    В технике батика можно расписать блузы, шарфы, галстуки, платья, футболки, сумки и многое другое. Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдая правила техники безопасности.

    Технология «Батика» для детей

    Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

    Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен, натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом.

    К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: хвостики, усики, глазки, лучики, прожилки. Фон закрашивается при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой «головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью.

    Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену.

    Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью.

    Способы работы с детьми в технике «Батик»

    1. Печатаем листьями по бумаге
    1. Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете).
    2. Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть цветным.
    3. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.
    4. Осторожно снять листик, взяв за ножку.
    5. Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

    2.  Печатаем листьями на ткани

    1. Сначала необходимо придумать композицию (составление эскиза).
    2. Печатать так же, как и на бумаге. Намазать листик со стороны прожилок гуашью, затем прижать его в нужном месте на ткани.
    3. Фон вокруг изображений (рыбки, деревья и т.п.) закрасить тампоном. Постепенно разбавить водой тушь или гуашь до нужного оттенка (необходимо попробовать сначала на бумаге) и покрывать свободную площадь рисунка.
    4. Дорисовать кисточкой мелкие детали.
    5. Можно использовать штампы для выразительности изображения или красочности.

    3. Печатаем по трафарету

    1. Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать готовые фабричные.
    2. Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими и краска не размазывалась за пределы трафарета.
    3. Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.
    4. Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать воротник, пояс и т.д.

    4. Печатаем штампами

    1. Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
    2. Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).
    3. Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.
    4. Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и повязки. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Для таких изделий лучше использовать специальные краски для батика.

    1. «Набрызг»
    1. Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.п.).
    2. Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой.
    3. Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.
    4. Дорисовать кисточкой мелкие детали.

    6. «Узелковый» батик

    1. Этот вид батика применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.
    2. На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой.
    3. Его складки тщательно прокрасить краской или тушью того цвета, который выбрал ребенок. Это — серединка будущего цветка.
    4. Затем узелок завязать в другом месте и покрыть другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов вы хотите увидеть в своем букете.
    5. Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой — для оживления рисунка.
    6. Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, при помощи трафаретов напечатать листья, тампоном нанести фон.
    7. Необходимо  прогладить композицию  через газету.

    7. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА

    1. Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге.
    2. Положить рисунок на клеенку, на него ткань и закрепить.
    3. Обвести рисунок по контуру клеем ПВА. Чтобы  контур был ровным, в бутылочку с клеем вставить пустой стержень от авторучки или трубочку от коктейля.
    4. Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений.
    5. Мелкие детали закрасить кисточкой.

    8. «Батик» на бумаге

    1. Смочить мокрым поролоном бумагу.
    2. Нарисовать по мокрому фону изображение, добавляя на свое усмотрение цветовую гамму (в зависимости от изображаемого объекта – цветок, дерево, облака и т.п.).
    3. Когда работа подсохнет, дорисовать мелкие детали кистью.

    Нетрадиционные способы рисования

    1. Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
    2. Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
    3. Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек,  платьев и др.
    4. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании  зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
    5. Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
    6. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные оттенки и получить новый способ рисования.
    7. Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
    8. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист  бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
    9. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
    10. Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
    11. На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
    12. На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
    13. Нанести густой краской рисунок  на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
    14. На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем  (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
    15. «Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

    Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

    Методические рекомендации по проведению занятия. Образовательная область: "Познание". Тема: "Плоды фруктовых деревьев. Консервируем фрукты"

    Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд», «Художественное творчество» , «Коммуникация», «Социализация».Виды детской деятельности:Игровая, познавател...

    Методические рекомендации по проведению занятия. Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Тема: "Сказочная Гжель"

    Интеграция образовательных областей: познание, труд, художественное творчество, коммуникацияЗадачи:Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического ...

    Методические рекомендации по проведению занятий лечебной верховой ездой

    Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Эта проблема интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться акту...

    Методические рекомендации по проведению мероприятий на занятиях и в режиме для часто болеющих детей

    Методические рекомендации по проведению  мероприятий на занятиях и в режиме для часто болеющих детей дошкольного возраста....

    В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

    В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

    Методические рекомендации по проведению занятия «Лепка. Варежка»

    Презентация занятия "Лепка. Варежка" для воспитанников ПНДДС ЦВЛ "Детская психиатрия" возраст 3-4 года...