Мастер класс"Современное моделирование с использованием различных приемов лепки"
материал по рисованию (старшая группа)

Суворова Татьяна Михайловна

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой.

Виды лепки.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке изображение отдельных предметов, дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, модержание некоторых сказок, рассказов.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые формы кружек, солонок, кашпо и др. изделий. Хорошо и охотно лепят бусы и подвески для кукол, декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Основные приемы лепки

Отщипывание– отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание – сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание – формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание – путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина, делается небольшое углубление.

Заострение – одним или двумя – тремя пальцами прижимают кусочек пластилина, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание – формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед – назад между ладонями или ладонью и столом.

Соединение – прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединений.

Прищипывание–большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Сейчас мы с вами проработали приемы лепки, каждый попробовал.

Как вам известно, уважаемые педагоги, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать, создавая объемные картины.

В нашей группе ребятам нравится лепить нетрадиционной техникой лепки. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Пластилинография— это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки) Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Виды пластилинографии

Аппликацию в технике пластилинография можно выполнить разными видами пластилинографии.

Прямая пластилинография

- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике могут работать все дети, начиная с младшего возраста. Для этого возраста можно подготовить простые, несложные изображения без мелких деталей. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.

 

Обратная пластилинография (витражная) –

 изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности. Такой вид пластилинографии используется на стекле.

 Детям дошкольного возраста на стекле работать нельзя, поэтому можно заменить на пластик. Рисунок наносится маркером, а потом наносится пластилин. Пластилин для начала надо хорошо размять, разогреть. Когда пластилин станет мягким, наносим его на поверхность, наносить можно при помощи рук или стека. Тщательно размазывая по стеклу так, чтобы слой пластилина был тонкий.

 

Модульная пластилинография -изображение лепной картины с использованием различных

 элементов валиков, шариков, дисков. Такая техника пластилинографии является сложной,

 потому что ребенку необходимо овладеть всеми приемами лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета. Это можно сделать с помощью небольшими штрихами, целыми деталями или жгутиками.

 

 

Мозаичнаяпластилинография -изображение лепной картины с помощью шариков из

пластилина. Данная техника является самой простой в пластилинографии, так как все элементы скатываются в шарик. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.       

 

 

Контурная пластилинография  - изображение рисунка при помощи жгутов. Данная техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы, поэтому данная техника больше подойдет для старших групп. Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые были предварительно подготовлены ребенком или воспитателем. Воспитатель может подготовить такие жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются одинаковые жгутики.
 

 

Многослойная пластилинография -объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. С помощью такой техники можно выполнить очень яркий и красивый сюжет. Такая техника подойдет для изображения пейзажа, когда один слой закрывается другим. Бывает что в картине есть такие элементы, которые сложно вылепить, для того чтобы их выполнить на отдельной бумаге наносят тонкий слой пластилина, вырезают с помощью ножниц и наклеивают на картину.

 

 

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картин на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением. Такую технику можно выполнять при помощи валиков, с нанесением рисунка. Раскатываем пластину, предварительно выровняв ее при помощи скалки, а затем нанесём узор валиком или штампом.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для воспитателей с использованием игровых приемов ТРИЗ

Мастер класс  для педагогов ДОУ с применением игровых приемов ТРИЗ и приема моделирования оригами. Состоит  из 3х частей: вводной , игровой и практической...

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель мастер-классаПовышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания  мотивации детей при организации поисково-исследовательской деятельности.Задачи:Систематизировать знания педагогов о ме...

Мастер класс"Современное моделирование с использованием различных приемов лепки"

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) не...

Мастер - класс для педагогов по использованию в работе с детьми различных видов песка.

Мастер-класс разработан в рамках проведения занятий в "школе молодого специалиста". Знакомит педагогов с различными вида песка (кинетический, рисование на песке, аппликации с использованием ...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер – класс: «По следам сказки» - Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности

Цель: наполнение социального и чувственного интелекта (умение сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным....

Мастер-класс «Современные игровые приемы активного восприятия музыки»

Мастер-класс - краткое представление опыта работы музыкального руководителя на РМО  по теме «Современные игровые приемы активного восприятия музыки» . Восприятие музыки - это важ...