Главные вкладки

    мастер-класс для воспитателей с использованием игровых приемов ТРИЗ
    презентация к уроку по теме

    Мастер класс  для педагогов ДОУ с применением игровых приемов ТРИЗ и приема моделирования оригами. Состоит  из 3х частей: вводной , игровой и практической

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx84.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3»Одуванчик» г.Демидова Смоленской области

    Мастер-класс для педагогов

    дошкольных образовательных учреждений

     (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»

    Кириллова Татьяна Игоревна,

     воспитатель 1 категории МБДОУ

     детский сад  № 3 «Одуванчик»

    2012г.

    Мастер-класс

    Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ
    2.         Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ
    3. Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ

    Современная математика - один из важнейших учебных предметов в школе, А математическое развитие –это изменения в познавательной сфере личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Чтобы подготовить детей к усвоению современной математики необходимо уже в дошкольном возрасте давать основные знания о числе, величине , форме предметов, развивать пространственные и временные представления с учетом возрастных особенностей.

                  Интеллектуальная деятельность , основанная на активном поиске способов действий , уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной если все усилия направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания , самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

    Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются : сформированность образного и основ словесно-логического мышления ,воображения , творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать , отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

    ТРИЗ-направление (теория решения изобретательских задач) появилось во 2-ой половине 20-го века . Его основоположником является Г.С. Альтшуллер, немецкий изобретатель.Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности , надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

    Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей. Важнейшая цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций.

    Выбор проблемы обусловлен , прежде всего , стратегией работы дошкольного учреждения  в направлении интеллектуального развития дошкольников . Таким образом ,  работа в этом направлении призвана помочь дошкольникам в усвоении новых знаний, а также направлена  на совершенствование основных интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями.  Основной критерий в работе с детьми можно сформулировать так: доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы ситуации.

    Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности- чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов , для обыгрывания различных ситуаций, в  которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов  при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.

    Например, такое упражнение «Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где детям предлагается изменить образ Бабы-яги и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку, затем придумать для нее дом и воплотить этот образ на бумаге.  Или , например, «Дорисуй изображение» ,где детям предлагается какое –либо незаконченное изображение , или лоскуточек ткани, наклеенный на бумагу. Задание заключается в том , чтобы дети представили себе ,что бы это могло быть и дорисовали изображение.

    Можно предложить детям наборы геометрических фигури создать из них какой либо образ

    Еще один вариант развивающей деятельности , который я использую в своей работе с детьми – это игры с бумагой или «оригами « . Детям нравятся превращения листка бумаги , когда из него в результате складывания  получается какое-то изделие (лебедь, роза ,лотос , собака, заяц).Один из вариантов  «оригами» я вам предложу позже. Такой вид деятельности я использую как сюрпризный момент (квадратный листок бумаги  складываем и превращаем в розу , цветок, лотос и т.д.). Данный прием хорошо использовать также и в качестве поощкения детей , например, за хорошо проведенный день в детском саду.

    Для того , чтобы показать как я использую приемы ТРИЗ  для развития познавательного интереса посредством развивающих игр, в качестве  примера  мною была выбрана игра «Теремок», которая , на мой взгляд , является одним из эффективных способов развития ребенка в познавательной сфере и способствует развитию познавательного интереса у дошкольников.Вообще эта игра является  универсальной и способствует развитию познавательной сферы ребенка в о всех направлениях: и в математическом, и в развитии речи , и творческих способностей , а также активизирует мыслительные процессы, развивает фантазию, воображение , последовательность в выполнении заданий; учит взаимопомощи .Для игры можно использовать карточки с изображением различных по назначению предметов,а а не только тех , которые предлагаю вам я.Даже если ребенок затрудняется в в решении задания , в качестве варианта , предлагаю подумать над ним дома , вместе с мамой или с папой. И результат не заставляет себя ждать: на следующий день ребенок приходит в детский сад со словами : «А мы вчера с мамой подумали над вашим заданием ,. Оказывается у кружки и у удочки есть ручка за которую их можно держать!» Или уже после игры , хорошо подумав,  подходят и говорят: «Вы знаете , а сумку и стол ставят на пол; или в сумку и на стол можно положить продукты с магазина!» Много раз замечала , как дети начинают играть между собой:»Я буду книга , а ты – карандаш» (берут книгу и карандаш  и начинают фантазировать: « У тебя есть черные буквы, а у меня черный стержень; в книге есть рисунки , которые рисует карандаш») , и т.д.  Существует несколько вариантов  данной игры (где один хозяин , или каждый гость становится хозяином , я вам предлагаю один из ее вариантов.            

      Игра «Теремок».(старший дошкольный возраст)

    Цель: тренировать аналитическое мышление детей ,учить выделять общие признаки предмета , путем сравнения его с другим предметом.

    Оборудование: карточки с изображением разных объектов ,например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д.(для каждого ребенка –один рисунок).Теремок- чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).

    Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по –иному.

                                                 Ход игры.

    До начала игры игроки вместе с ведущим вспоминают сказку «Теремок» , такой, какой ее знают все. Далее ведущий предлагает игрокам сыграть эту сказку по –иному.

    Каждый  игрок получает один  рисунок (карточку) и  играет роль изображенного на нем предмета.

    Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут  следующий диалог:

    -Тук-тук, кто в теремочке живет?

    -Я…(называет себя –например ,гитара). А ты кто?

    -А я …(называет себя- например, удочка). Пустишь меня в теремок?

    -Если скажешь , чем ты на меня похож, то пущу.

    Гость должен сравнить оба рисунка , выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара , и удочка сделаны из дерева; или и у гитары и у удочки есть струна  или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить  «хозяину», остальные  игроки помогают. Чем больше общих признаков , даже самых невероятных, будет названо , тем игра будет интереснее.

    В заключение игры  ведущий- воспитатель  подводит итог всей игре , сообщая игрокам о том , что , оказывается , даже самые непохожие друг на друга предметы  имеют  какое-то сходство или общий признак.

    Заключение. Предложенный Вам мой опыт работы с детьми с применением ТРИЗ метода, показывает, что такие приемы доступны и интересны дошкольнику. Все подобные упражнения , игры  наполняются содержанием  различной степени сложности , в зависимости от особенностей детей и возможностей  педагога.

    Элементы ТРИЗ – упражнений можно использовать в различной игровой форме не только как материал для дополнительного обучения детей , но и в качестве интеллектуальных разминок,; как проверку  на усвоение различных понятий; для совершенствования психических процессов , обеспечивающих успешное всестороннее развитие ребенка.

    2я часть : выполнение практической работы в технике оригами «Лотос»

    В конце – рефлексия : нарисовать свое настроение на схематично вырезанных из бумаги лицах мальчиков и девочек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

    Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

    Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

    Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

    Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

    Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"

    Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"...

    Мастер-класс "Использование игровых приемов и методов в адаптационный период"

    Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и  методов, напрвленных на охрану и укрепление физического и психичесокго здоровья детей раннего возраста в адаптационный п...

    Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

    создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции....