мастер-класс для воспитателей с использованием игровых приемов ТРИЗ
презентация к уроку по теме

Мастер класс  для педагогов ДОУ с применением игровых приемов ТРИЗ и приема моделирования оригами. Состоит  из 3х частей: вводной , игровой и практической

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx84.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3»Одуванчик» г.Демидова Смоленской области

Мастер-класс для педагогов

дошкольных образовательных учреждений

 (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»

Кириллова Татьяна Игоревна,

 воспитатель 1 категории МБДОУ

 детский сад  № 3 «Одуванчик»

2012г.

Мастер-класс

Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ
  2.         Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ
  3. Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ

Современная математика - один из важнейших учебных предметов в школе, А математическое развитие –это изменения в познавательной сфере личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Чтобы подготовить детей к усвоению современной математики необходимо уже в дошкольном возрасте давать основные знания о числе, величине , форме предметов, развивать пространственные и временные представления с учетом возрастных особенностей.

              Интеллектуальная деятельность , основанная на активном поиске способов действий , уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной если все усилия направлены на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания , самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются : сформированность образного и основ словесно-логического мышления ,воображения , творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать , отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

ТРИЗ-направление (теория решения изобретательских задач) появилось во 2-ой половине 20-го века . Его основоположником является Г.С. Альтшуллер, немецкий изобретатель.Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности , надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей. Важнейшая цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций.

Выбор проблемы обусловлен , прежде всего , стратегией работы дошкольного учреждения  в направлении интеллектуального развития дошкольников . Таким образом ,  работа в этом направлении призвана помочь дошкольникам в усвоении новых знаний, а также направлена  на совершенствование основных интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями.  Основной критерий в работе с детьми можно сформулировать так: доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы ситуации.

Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности- чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов , для обыгрывания различных ситуаций, в  которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов  при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.

Например, такое упражнение «Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где детям предлагается изменить образ Бабы-яги и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку, затем придумать для нее дом и воплотить этот образ на бумаге.  Или , например, «Дорисуй изображение» ,где детям предлагается какое –либо незаконченное изображение , или лоскуточек ткани, наклеенный на бумагу. Задание заключается в том , чтобы дети представили себе ,что бы это могло быть и дорисовали изображение.

Можно предложить детям наборы геометрических фигури создать из них какой либо образ

Еще один вариант развивающей деятельности , который я использую в своей работе с детьми – это игры с бумагой или «оригами « . Детям нравятся превращения листка бумаги , когда из него в результате складывания  получается какое-то изделие (лебедь, роза ,лотос , собака, заяц).Один из вариантов  «оригами» я вам предложу позже. Такой вид деятельности я использую как сюрпризный момент (квадратный листок бумаги  складываем и превращаем в розу , цветок, лотос и т.д.). Данный прием хорошо использовать также и в качестве поощкения детей , например, за хорошо проведенный день в детском саду.

Для того , чтобы показать как я использую приемы ТРИЗ  для развития познавательного интереса посредством развивающих игр, в качестве  примера  мною была выбрана игра «Теремок», которая , на мой взгляд , является одним из эффективных способов развития ребенка в познавательной сфере и способствует развитию познавательного интереса у дошкольников.Вообще эта игра является  универсальной и способствует развитию познавательной сферы ребенка в о всех направлениях: и в математическом, и в развитии речи , и творческих способностей , а также активизирует мыслительные процессы, развивает фантазию, воображение , последовательность в выполнении заданий; учит взаимопомощи .Для игры можно использовать карточки с изображением различных по назначению предметов,а а не только тех , которые предлагаю вам я.Даже если ребенок затрудняется в в решении задания , в качестве варианта , предлагаю подумать над ним дома , вместе с мамой или с папой. И результат не заставляет себя ждать: на следующий день ребенок приходит в детский сад со словами : «А мы вчера с мамой подумали над вашим заданием ,. Оказывается у кружки и у удочки есть ручка за которую их можно держать!» Или уже после игры , хорошо подумав,  подходят и говорят: «Вы знаете , а сумку и стол ставят на пол; или в сумку и на стол можно положить продукты с магазина!» Много раз замечала , как дети начинают играть между собой:»Я буду книга , а ты – карандаш» (берут книгу и карандаш  и начинают фантазировать: « У тебя есть черные буквы, а у меня черный стержень; в книге есть рисунки , которые рисует карандаш») , и т.д.  Существует несколько вариантов  данной игры (где один хозяин , или каждый гость становится хозяином , я вам предлагаю один из ее вариантов.            

  Игра «Теремок».(старший дошкольный возраст)

Цель: тренировать аналитическое мышление детей ,учить выделять общие признаки предмета , путем сравнения его с другим предметом.

Оборудование: карточки с изображением разных объектов ,например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д.(для каждого ребенка –один рисунок).Теремок- чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).

Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по –иному.

                                             Ход игры.

До начала игры игроки вместе с ведущим вспоминают сказку «Теремок» , такой, какой ее знают все. Далее ведущий предлагает игрокам сыграть эту сказку по –иному.

Каждый  игрок получает один  рисунок (карточку) и  играет роль изображенного на нем предмета.

Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут  следующий диалог:

-Тук-тук, кто в теремочке живет?

-Я…(называет себя –например ,гитара). А ты кто?

-А я …(называет себя- например, удочка). Пустишь меня в теремок?

-Если скажешь , чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка , выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара , и удочка сделаны из дерева; или и у гитары и у удочки есть струна  или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить  «хозяину», остальные  игроки помогают. Чем больше общих признаков , даже самых невероятных, будет названо , тем игра будет интереснее.

В заключение игры  ведущий- воспитатель  подводит итог всей игре , сообщая игрокам о том , что , оказывается , даже самые непохожие друг на друга предметы  имеют  какое-то сходство или общий признак.

Заключение. Предложенный Вам мой опыт работы с детьми с применением ТРИЗ метода, показывает, что такие приемы доступны и интересны дошкольнику. Все подобные упражнения , игры  наполняются содержанием  различной степени сложности , в зависимости от особенностей детей и возможностей  педагога.

Элементы ТРИЗ – упражнений можно использовать в различной игровой форме не только как материал для дополнительного обучения детей , но и в качестве интеллектуальных разминок,; как проверку  на усвоение различных понятий; для совершенствования психических процессов , обеспечивающих успешное всестороннее развитие ребенка.

2я часть : выполнение практической работы в технике оригами «Лотос»

В конце – рефлексия : нарисовать свое настроение на схематично вырезанных из бумаги лицах мальчиков и девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"

Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"...

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции....

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека.Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуально...

Мастер - класс для педагогов и родителей: "«Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками»

одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. ...

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...