Знакомство старших дошкольников с наскальной живописью
консультация по рисованию

Вострокнутова Светлана Павловна

К началу старшего дошкольного возраста дети уже могут ориентироваться в ближайшем по отношении к ним времени и пространстве, поэтому они проявляют интерес к историческим событиям, личностям, а также жизни людей, как в прошлом, так и в настоящем на разных территориях нашей Земли. Но, к сожалению, их знания зачастую ограничиваются лишь динозаврами. В ходе посещения краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, мы обратили внимание на заинтересованность детей к историческим памятникам, а именно к каменным изваяниям и изображенным на них рисункам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naskalnaya_rospis.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство старших дошкольников с наскальной живописью


Я видел древних письмена 
На диких скалах Енисея.
Таинственная старина,
Потомков поздних не жалея
Проводит хитрые черты
Для их гадательной мечты! 
А.Кузьмин, 1828 г.

К началу старшего дошкольного возраста дети уже могут ориентироваться в ближайшем по отношении к ним времени и пространстве, поэтому они проявляют интерес к историческим событиям, личностям, а также жизни людей, как в прошлом, так и в настоящем на разных территориях нашей Земли. Но, к сожалению, их знания зачастую ограничиваются лишь динозаврами. В ходе посещения краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, мы обратили внимание на заинтересованность детей к историческим памятникам, а именно к каменным изваяниям и изображенным на них рисункам.

Исторические памятники – это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в прошлом, чем жил народ, о чем мечтал. Их запас в мире крайне ограничен, да и тот, что сохранился, постепенно истощается. [1]

Данная тема для нас актуальна, т.к. она знакомит детей с прошлым нашего края, его культурой, достопримечательностями, воспитывает желание больше узнать о своей малой Родине, а так же оберегать памятники истории.

Для того чтобы повысить эмоциональный настрой, активность, и заинтересованность детей мы используем синтез древней наскальной живописи и национальной музыки. Сочетание разных видов искусств оказывает позитивное влияние на детей, завораживает их. А современные технологии идут нам на помощь - мультимедийная презентация, позволяет продемонстрировать наскальные изображения <Рисунок 1>, а так же их элементы<Рисунок 2>, в крупном формате, что вызывает у детей интерес к данному виду искусства.

При организации занятий мы облекаем их в такую форму, которая позволяет привлечь детей, стимулировать их активность. Такими занятиями выступают занятиятипа исследований, предлагаемые Н.А.Коротковой [3]. В своих трудах она пишет, что становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающаяся как исследование вещей и явлений окружающего мира, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Выбранная нами форма занятий – это диалог педагога с детьми, позволяет опереться на знания детей, вопросы, носящие проблемный характер, заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, активизирует их внимание, а педагог обобщая сказанное детьми знакомит их с новым материалом.

Виды исследования по Н.А.Коротковой:

  1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
  2. Коллекционирование (классификационная работа);
  3. Путешествие по карте;
  4. Путешествие по “реке времени”.

Каким образом выстраивается занятие, чтобы поддерживать активность детей? Короткова Н.А. предлагает придерживаться следующей последовательности этапов занятия:

  • актуализация темы, наводящей детей на постановку вопросов, проблем, касающихся этой темы;
  • обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  • опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  • предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

В ходе такого рода   видна заинтересованность детей данной темой, их активность: они задают самые разнообразные вопросы, например: кто, нарисовал эти изображения? как? для чего? что еще можно увидеть? где они у нас в Хакасии находятся и т.д. Особый интерес вызывает у детей практическая часть занятия, т.к. они становятся настоящими исследователями. Например, в первом задании, дети как “археологи” расшифровывают писаницы, а во второй части наоборот зашифровывают схематическими изображениями, предложенное событие.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своего народа и своей страны, поэтому не замечают её своеобразия и ценности. Мы сами и наши дети в том числе, должны понимать какие вещи нас окружают. Как нужно к ним относится. Согласитесь, что не многие из нас знают как нужно вести себя в том или ином сокральном месте, а именно в таких местах находятся каменные изваяния и наскальные изображения. Возможно, из-за этого многие исторические и культурные памятники утеряны. Через подобные элементарные сведения по истории и культуре родного края, с которыми мы знакомим детей, формируем у ребенка самосознание, т.к. он стремиться найти свое место в окружающем его мире.

После ознакомления с наскальной живописью, как одним из видов древнего искусства в рисунках детей чаще встречаются горы, и некоторые даже с писаницами <Рисунок 3>. Есть дети которые настолько заинтересовались этой темой, что просят родителей посетить места, где можно воочию увидеть петроглифы. В дальнейшем, чтобы наглядно познакомиться с петроглифами, планируем посещения краеведческого музея им. Л.Р.Кызласова А следующий этап – это знакомство с руническим алфавитом, встречающимся в наскальных изображениях.

Мы не ставим перед собой цель дать конкретные сведения: Что? Где? Когда? Знакомя детей, с одной из достопримечательностей нашей Хакасии мы, прежде всего, воспитываем интерес к культуре и истории, и самое ценное, что возникает в детях после таких занятий это:

  • знания об ещё одной страничке истории, а также достопримечательности нашей Хакасии.
  • стремление больше узнать о родном крае, а значит бережно относиться к историческому наследию прошлого, сделать свою Родину краше и богаче.
  • заинтересованность детей в собирании различных камней, как следствие этого, появление коллекции камней встречающихся на территории нашей Республики.

Восхищение подобной красотой вызывает в детях чувство гордости за свой край. И все это вместе взятое воспитает в наших детях любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью

В статье представлены рекомендации для педагогов детских садов по организации работы по развитию художественно-эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с пейзажной жи...

Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью

Искусство дарит человеку радость  общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчив...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Дидактическая игра для старших дошкольников "Определи вид живописи"

Игра помогает формировать у детей эстетическое отношение к миру, расширять знания об изобразительном искусстве. Закреплять представления детей о видах живописи. Совершенствовать навыки рассматривания ...

Знакомство старших дошкольников с портретной живописью.

В статье рассматривается методика ознакомления старших дошкольников с одним из видов живописи - портрете....

Знакомство старших дошкольников с изобразительным искусством через свободное копирование работ мастеров живописи. Методическая разработка.

Из опыта работы с детьми (художественно-продуктивная деятельность; рисование) старшей и подготовительной к школе групп детского сада.Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ре...