Рисование натюрморта с дошкольниками
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Свекольникова Надежда Ивановна

Знакомим поэтапно с рисованием натюрморта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort.docx754.8 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы в рисовании натюрморта с детьми дошкольного возраста.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет.

 На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.

На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.

Существуют правила составления натюрморта

1. Замысел.

2.Компоновка предметов в пространстве предметной плоскости .

Важен момент составления натюрморта самими обучающимися.

3.Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону.

4. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое добавляют драпировки, подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов.

5.Важную роль играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень.

рекомендации для составления натюрморта :

- состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

- предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

- маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

- предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

- размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).


Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_8442912a954f338a4dc495e6a81fd6db.jpg.jpg


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_696480cc64b21f62b0adfca16ff808f9.jpg.jpg


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_f48b696d3000ddc0704e5f46fbc754dc.jpg.jpg


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_30bce8b41595ee1a696ca957e155aecb.jpg.jpg


4. Нарисуем грушу на переднем плане.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_dcdade242ebce08a9886847c1cc2a506.jpg.jpg


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_88837b1698856b5fd7588cbc37ed39d5.jpg.jpg


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_5f37d12f365778804b53c0a9a7c3eb2e.jpg.jpg


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_ddbf14bbc039b3c4cb98de90985569eb.jpg.jpg


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_96a846c0bbbceeaf3f926586dcf0936b.jpg.jpg


9. Прорисовываем тени и полутени на горшочке.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_06c434188c16c377315a4fecc95b0820.jpg.jpg


10. А теперь рисуем тени и полутени на груше.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_1e693f00fa7e1f8b5efc781a43fba10a.jpg.jpg


11. Делаем прорисовку фона.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_fd3d323ddffa1808b3d11cea2bedf55e.jpg.jpg


12. Прорисовываем, уточняем детали.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/32288_fc875b42f9b9f804ca0b12f64a2c7290.jpg.jpg









Этапы работы над натюрмортом

1.Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

2.Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально.

3.Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

4.Педагог объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу - тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

5.Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда детям приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

6.На доске педагог должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги.

7.Педагогу следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе. Затем следует стереть рисунки с классной доски, и дети приступают к работе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве.

Тем детям, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.

Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.

Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой - на втором.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми переходами светотени.«Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют натюрморт.  Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить с натурой.

Способы и приемы наложения красочного слоя различны. Писать можно толстым или тонким слоем, мазками или растушевывать краску кистью, делать смеси с другими красками, белилами или класть в чистом виде, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивали нижние слои, и тем самым создавался новый цветовой тон. В масляной живописи широко применяются кисти из щетины. Также хорошим качеством обладают кисти из волоса белого медведя. Они достаточно мягки, эластичны, упруги. У хорошей кисти волосяной пучок должен быть к концу компактно собран, а не торчать в стороны. После работы кисти обязательно промывают разбавителем, а затем теплой водой с мылом. Чистую кисть при высыхании заворачивают в мягкую бумагу, чтобы при высыхании она сохранила

Средства выразительности, используемые учащимися довольно многообразны: цвет, форма, композиция, живописные техники. В наше время существует множество техник работы живописными материалами, они различны по трудоемкости и исполнению в зависимости от целей и задач, поставленных учителем перед учащимися. Различные живописные техники позволяют работать в разном стилистическом течении, наполняя и усложняя художественный образ изображаемых предметов.

НАТЮРМОРТ «Базовые законы композиции»

Термин «композиция» происходит от латинского глагола «сочинять» и в изобразительном искусстве означает примерно то же, что и в музыке — составление отдельных элементов в единое целое, подбор ритмов и динамики, выделение главного и второстепенного, таким образом, чтобы на выходе получилось цельное, гармоничное и выразительное изображение.

Первое, о чём следует здесь поговорить — это компоновка предметов в формате листа таким образом, чтобы избежать откровенных композиционных ошибок, которые «царапают глаз» и мешают восприятию работы. Обидно ведь, если вы уже поработали цветом, проработали детали, а из-за некорректной композиции ваша картина «разваливается». Итак:

1. Компоновка изобразительной плоскости

002001

1.1 Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:


004003

1.2 Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.

В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.


006005

1.3 Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.


2. Типичные ошибки компоновки

007

2.1 Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью.


008

2.2 Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо недоходить до края листа, либо чуть выходить за него.


009

2.3 Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа.


010

2.4 Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга.


ВАЖНО: Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую массу, которую создают собой все предметы, а уже потом разбивать эту общую форму на части, наметив контуры отдельных предметов (легкими линиями, без прорисовки деталей). А уже затем, когда вы решите, что найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке (см. иллюстрацию ниже):

011

Видоискатель

viewfinder04


Чтобы облегчить себе поиск композиционного решения (это применимо и для домашних постановок, но в особенности это бывает важно на 
пленэре, т.е. когда вашей натурой служит большое пространство с множеством объектов), можно пользоваться таким достижением человечества, как видоискатель. По сути своей, это может быть вырезанное из бумаги окошко с соотношением сторон примерно 2:3. Можно натянуть в этом окошке нитку, чтобы имитировать разделительные линии, как в фотоаппарате. Как вариант, видоискатель может представлять собой две угловые рамки, двигая которые друг относительно друга, можно менять формат изобразительной плоскости.


viewfinder01viewfinder02viewfinder03


«Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит  сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины»[1].

Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку  своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, ученик начинает работать на листе бумаги.

Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. На второй стадии работы ученик должен научиться видеть основную форму предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

навыки рисования натюрмортов

Формирование художественно - изобразительных навыков   Опубликовано 23.10.2011 - 16:10 - Малышева Серафима Николаевна     Особенности формирования художественно-изобразительн...

Занятие по рисованию "Натюрморт"

методы и приемы, используемые на занятии, позволяют развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства, закрепить знания о их жанрах...

Гортензии в вазе. Рисование натюрморта.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности воспитанников подготовительной группы по образовательной области "Художественное творчество" (рисование) с использованием ИКТ....

Конспект НОД по рисованию "Натюрморт с фруктами"

Цель: знакомить детей с натюрмортом, учить детей рисовать с натурыразличные фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работыакварелью, развивать самостоятельность и художественно- творческ...

конспект занятия по рисованию "Натюрморт"

Задачи:-Продолжить знакомить детей с жанром живописи – натюрмортом.- Продолжить учить детей в составлении композиции из разных предметов, рисовании и закрашивании составленного натюрморта.-  Учит...

«Рисование натюрморта».

Ребята  путешествуют по Третьяковской галереи.,а потом рисуют натюрморт....

НОД по рисованию "Натюрморт"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы...