Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Разноцветная Палитра» (нетрадиционные техники рисования)
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рабочая программа

дополнительной образовательной услуги –

кружка «Разноцветная Палитра»

(нетрадиционные техники рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа кружка52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа 

дополнительной образовательной услуги –

кружка «Разноцветная Палитра»

(нетрадиционные техники рисования)

для детей 4-6 лет

Руководитель кружка:

Гальянова Татьяна Юрьевна

Содержание:

1. Характеристики программы                                                     стр.1

2. Пояснительная записка                                                            стр.1-2

3. Методическое обеспечение                                                      стр.3-4

4. Организация образовательно-воспитательного процесса    стр.4-6

5. Учебно-тематический план                                                       стр.7

6. Перспективный план работы                                                    стр.7-12

7. Приёмы нетрадиционного рисования                                     стр.13-17

8. Список литературы                                                                    стр.17

9. Диагностический лист                                                               стр.18

 

Характеристики программы:

Тип программы: модифицированная.

По цели обучения: развивающая, воспитывающая.

По образовательным областям: художественно-эстетическая.

По характеру деятельности: художественно-творческая.

По формам организации: индивидуальная и коллективная.

По возрастным особенностям: 4-6 лет. (Исключение составляют дети, не достигшие возраста 4 лет. Их зачисление в кружок происходит с письменного заявления родителей).

Пояснительная записка.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования " Разноцветная Палитра " (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительной платной образовательной услуги – кружка «Разноцветная палитра» является инновационным образовательным программным документом.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Общее положение.

  • Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо кружка МАДОУ ЦРР д/с №131 общеразвивающего вида.
  • Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования города Калининград.
  • Занятия проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изо деятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
  • Работу по изо деятельности проводит воспитатель Гальянова Татьяна Юрьевна.

Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом приоритетного интеллектуального направления МАДОУ.

Новизна. 

Новизной и отличительной особенностью программы «Разноцветная палитра» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

5. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

6. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

7. Развитие связной речи благодаря использованию динамических пауз, загадок, потешек.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей и фруктов;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотипия;
  • печать по трафарету;
  • рисование мыльными пузырями.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые и бумажные салфетки;
  • пластмассовые вилки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.
  • Пульверизаторы.
  • Мыльные пузыри.
  • Нити.
  • Бросовый материал.
  • Природный материал (листья, овощи, фрукты, цветы).
  • Соль, крупа.
  • Пипетки.
  • Зубная щетка, расческа.

Методы работы:

- Индивидуальный.

- Групповой.

- Наглядный.

Все методы используются в комплексе.

Формы работы:

- Игры.

- Беседы, работа с наглядным материалом.

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

- Рассматривание репродукций картин.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

3. динамическая пауза с элементами лого ритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  •  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  •  Тематические выставки в ДОУ.
  •  Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

 Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

 Способы проверки:

- диагностические задания;

- выставки детских работ.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  •  сформировать умения и навыки,
  •  развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Учебно-тематический план

п/п Название темы Количество часов

1. «Печатанье листьями, печать или набрызг по трафарету» 2

2. «Рисование кисточкой» 3

3. «Кляксография.» 3

4. «Рисование пальчиками, (акварель+ восковые мелки).» 2

5. «Тычок полусухой жесткой кистью.» 2

6. «Рисование пальчиками». 3

7. «Черно-белый граттаж, (акварель + восковые мелки)». 1

8. «Рисование ладошкой (восковые мелки +акварель)» 1

9. «Оттиск печатками.» 2

10. «Печать по трафарету, рисование пальчиками.» 2

11. «Ватные палочки.» 2

12. «Акварель+ восковой мелок.» 2

13. «Монотипия.» 1

14. «Различные техники выполнения.» 3

15. Итоговая выставка детских работ. 1

Всего:30

Перспективный план работы

№ Тема занятия. Нетрадиционные техники. Программное содержание.

Сентябрь

Первым проводится организационное занятие, на котором проходит знакомство педагога с детьми и обсуждение дальнейшего процесса обучения рисованию.

1 Подсолнух. Рисование с использованием бросового материала (туба от туалетной бумаги). Развивать чувство композиции.

2 Георгины в вазе (с натуры) Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

3 Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

4 Бабочки Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

5 Осеннее дерево. Рисование с использованием пульверизатора и гуаши

 Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

6 Осеннее дерево. Рисование с использованием приема «примакивания»

кистью. Закрепить умение пользоваться техникой «примакивания». Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Показать разнообразные техники рисования объектов.

 

7 Роспись дымковской игрушки Оттиск печатками, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.

Октябрь

1 Ежики на опушке. Рисование с использованием пластиковых вилок и гуаши или оттиск смятой бумагой. Закрепить умение пользоваться техникой «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

2 Ковер из листьев. Смешанная техника рисования: акварель и восковые мелки. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель. Учить наносить рисунок при помощи восковых мелков и проявлять его с помощью акварели.

3 Ковер из осенних листьев. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

4 Рябина. Рисование пальчиками.

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

5. Божья коровка на осенних листьях. Учить рисовать красками прямо на листьях. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

6. Компот в банке. Рисование на заранее подготовленных трафаретах банки половинками яблок и гуашью. Развивать чувство композиции.

7.Осеннее дерево. Рисование в технике монотипия. Продолжать знакомить с данным видом рисования. Учить подбирать цвета в соответствии с выбранной темой.

8. Лужи и сапоги. Рисование в технике "набрызг".  Вам понадобятся старая зубная щетка и расческа. Наносим краску на щетку и водим ей по расческе над листом бумаги. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

 

Ноябрь

1 Кошечка. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

2 Городецкие узоры. Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

3 Осенние дары. Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

4 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

5. Осенний лес. Рисование с использованием соли и клея ПВА. Первое занятие – предварительная работа. На листы приклеиваются веточки деревьев и место расположения кроны и травы так же густо заливается клеем, а также посыпается щедро солью.

6. Осенний лес. Продолжение предыдущей работы. Раскрашивание рисунка с использованием красок и пипеток. Развивать чувство композиции и цвета.

7.Лес точно терем расписной. Рисование ладошками. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в деревья. Развивать воображение, чувство композиции.

8. Дерево расписное. Рисование листьев на дереве с использованием бросового материала (туба картонная, согнутая на пополам). Развивать чувство композиции и цвета.

Декабрь

1 Фантазии Кляксография«знакомая форма – новый образ». Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

2 Снежинки. Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Волшебная птица. Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).

4 Новый год. Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки. Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

5.Совы. Рисование с использованием скомканной бумаги либо поролона. Продолжить знакомство детей с новым способом изображения - рисование поролоновой губкой (скомканной бумагой), позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

6.Зимний лес. Рисование на синем картоне по трафаретам с использованием распылителя. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

7.Зимнее дерево. Рисование с использованием кляксографии и процарапывания пластмассовой вилкой или старым стержнем. Развивать чувство композиции и цвета.

8. Елочная лапа. Продолжать обучение рисованию акварель + восковые мелки. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности.

Январь

1 Любимый узор. Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

2 Сова. Тычок полусухой жесткой кистью. Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

3 Мой друг. Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

4 Комнатное растение. Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки. Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью.

5. Ночной город. Рисование на черном фоне по трафаретам с использованием распылителя. Продолжать закреплять умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

6.Синичка. Пририсовывание к шаблону птички крыльев с использованием ладошек (либо отпечаток ладони с дальнейшим прорисовыванием деталей). Учить превращать отпечатки ладоней в птиц (или крылья птиц).  Развивать воображение, чувство композиции.

Февраль

1 Подводное царство. Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

2 Полярная ночь. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности.

3 Матрешка. Рисование пальчиками. Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие.

4 Ваза с ветками. Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

5 Зимнее дерево. Рисование с использованием соли и клея ПВА. Первое занятие – предварительная работа. На листах наносится схематический рисунок деревьев и место расположения кроны, стволов и травы густо заливается клеем, а также посыпается щедро солью.

6 Зимнее дерево. Продолжение предыдущей работы. Раскрашивание рисунка с использованием белой гуаши(снег). Развивать чувство композиции и цвета.

7 Подарок папе. Рисование узоров ватными палочками и штампами на заранее подготовленных шаблонах галстуков на ленточке. Развивать чувство композиции и цвета.

8 Кораблик. Рисование с использованием ниткографии. На лист с уже подготовленным корабликом ниткой и гуашью наносится изображение воды. Учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
 развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
 привить художественные навыки и эстетический вкус.

Март

1 Подарок маме. Печать по трафарету, рисование пальчиками. Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по- разному.

2 Портрет любимого друга. Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека.

3 Платок для бабушки. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

4 Весенние цветы. Акварель + восковой мелок. Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

5 Розы. Рисование с использованием овощей (розетка от салата). Развивать цветовосприятие. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции.

6 Ветка мимозы. Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, ватными палочками, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

7 Осьминожки. Кляксография. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

 

8 Солнышко. Кляксография с наложением двух цветов друг на друга. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

 

Апрель

1 Автопортрет. Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.

2 Роспись подноса. Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.

3 Наш детсад. Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции.

4 Цветы. Монотипия. Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью.

5 Одуванчик. Распыление пульверизатором на ватные диски. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции.

6 Одуванчик. Рисование пальчиками. Закреплять умение рисовать указательным пальцем.

7 Космос. Акварель + восковой мелок. Учить рисовать космос восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать колорит. Развивать цветовосприятие. Учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

8 Звезды. Рисование одноразовыми ложками и зубочистками (или старыми стержнями) на темном фоне.

Май

1 Пчелки. Восковой мелок + акварель, черный маркер +акварель. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции

2 Одуванчики. Восковой мелок +акварель, обрывание, тычкование. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

3 Весеннее дерево. Рисование пальчиками, тычками. Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение, использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки.

4 Ветка сирени. Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, ватными палочками, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

5 Салют. Рисование в технике граттаж. Необходима предварительная работа по нанесению гуаши и воска. Вызывать интерес к новой технике. Учить методом процарапывания наносить штрихи ровно, не отрывая руки.

6 Цветы в вазе. Кляксография. Продолжать вызывать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

 

7 Ландыш. Закреплять умение рисовать бутоны и цветки на фоне широких зеленых листьев штампом или указательным пальцем.

8 Диагностика.

 Итоговая выставка рисунков за год.

Приёмы нетрадиционного рисования.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

Набрызг, рисование зубной щёткой.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.

Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю – наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой).

В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

«Монотипия» (отпечатка).

Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается, как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа, сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

«Рисование свечой»

Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.

Рисование на мокрой бумаге.

Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается, как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Рисунок на мятой бумаге.

Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

«Цветные ниточки».

Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги,

прикрывают другим листом и выдергивают нить.

Трафарет.

Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.

Тампонирование.

Делаем тампон из марли или кусочка поролона, или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…

Печатка.

Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).

«Штриховка»

Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…

«Рисование солью»

Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой).

Литература:

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

2.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 

4.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

5. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
10. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
11. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
13. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
14. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
15. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
16. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
17. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
20. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
21. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
22. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
23. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
24. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
25. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
26. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
27. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе

Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...

План работы кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе «Колокольчик».

Каждый ребенок рождается художником. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей. Целостность любого произведения  изоб...

Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей среднего дошкольного возраста

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования...

Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста

Использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью....

Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей старшего дошкольного возраста

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Рабочая программа кружка «Разноцветные ладошки» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка предназначена для детей 2-3 лет, педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования.Программа кружка рассчитана на 1 год обучения . Программа предполагае...