Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 6-7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Петросян Алвард Альфредовна

Возраст детей  6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста ( 7-6 лет). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 15 часов. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 -30 мин.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие. 
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. 
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Речевое развитие: чтение стихов и рассказов.
Физическое развитие: физкультминутки.
 

Цель Программы:
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
 

Задачи:
Развивающие: 
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные: 
- Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Ожидаемый результат
В результате прохождения программного материала 
Дети должны знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

 

 

 

Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе :
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. 
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу. 
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. 
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. 
-Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- альбомы с образцами и схемами
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

«Воспоминание о лете».

Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение.

Освоение техники «примакивание кистью» в усложнённом виде.

Сентябрь

(2 неделя)

По замыслу

Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать.

Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.

Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад»

Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие.

Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.

Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).

Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «набрызг многослойный».

Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки»

Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».

Октябрь

(3 неделя)

«Город»

Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции.

Освоение техники рисования кусочками картона.

Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка»

Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «мозаика».

Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка»

Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. 

Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».

Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике»

Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество.

Освоение техники «тампонирование».

Ноябрь

(3 неделя)

 

«Северное сияние»

Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Продолжать знакомить с техникой «ниткография».

Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы»

Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.

Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка»

Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Освоение техники «граттаж».

Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).

Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции.

Освоение техники «коллаж».

Январь

(2 неделя)

«Зимний пейзаж»

Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество.

Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом.

Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере»

Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Совершенствование техники «пуантилизм».

Январь

(2 неделя)

«Зимнее дерево»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования солью.

Февраль

(1 неделя)

«Семья снеговиков»

Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование объемной краской.

Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет»

Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники «одного мазка».

Февраль

(3 неделя)

«Снегирь»

Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

Освоение техники «пластилинография».

Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок»

Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Рисование постелью.

Март

(1 неделя)

«Букет»

Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество.

Рисование по мокрой бумаге.

Март

(2 неделя)

«Бабочки»

Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг многослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный».

Март

(3 неделя)

«Нежные цветы»

Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.

Март

(4 неделя)

Абстракция

(пробная работа)

Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Освоение техники «зетангл».

Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево»

Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие.

Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.

Апрель

(2 неделя)

«Ночной город»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование мелом на тонированной бумаге.

Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы»

Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия».

Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Продолжать знакомить с техникой «граттаж».

Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной»

Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».

Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло»

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

 

Литература, используемая педагогом:

 Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 6-7 лет

Возраст детей  6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста ( 7-6 лет). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 15 часов. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 -30 мин.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие. 
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. 
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Речевое развитие: чтение стихов и рассказов.
Физическое развитие: физкультминутки.

Цель Программы:
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:
Развивающие: 
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные: 
- Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Ожидаемый результат
В результате прохождения программного материала 
Дети должны знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе :
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. 
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу. 
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. 
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. 
-Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- альбомы с образцами и схемами
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

Месяц

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

«Воспоминание о лете».

Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение.

Освоение техники «примакивание кистью» в усложнённом виде.

Сентябрь

(2 неделя)

По замыслу

Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать.

Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.

Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад»

Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие.

Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.

Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).

Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «набрызг многослойный».

Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки»

Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».

Октябрь

(3 неделя)

«Город»

Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции.

Освоение техники рисования кусочками картона.

Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка»

Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «мозаика».

Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка»

Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. 

Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».

Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике»

Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество.

Освоение техники «тампонирование».

Ноябрь

(3 неделя)

 

«Северное сияние»

Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Продолжать знакомить с техникой «ниткография».

Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы»

Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.

Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка»

Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Освоение техники «граттаж».

Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).

Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции.

Освоение техники «коллаж».

Январь

(2 неделя)

«Зимний пейзаж»

Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество.

Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом.

Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере»

Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Совершенствование техники «пуантилизм».

Январь

(2 неделя)

«Зимнее дерево»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования солью.

Февраль

(1 неделя)

«Семья снеговиков»

Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование объемной краской.

Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет»

Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники «одного мазка».

Февраль

(3 неделя)

«Снегирь»

Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

Освоение техники «пластилинография».

Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок»

Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Рисование постелью.

Март

(1 неделя)

«Букет»

Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество.

Рисование по мокрой бумаге.

Март

(2 неделя)

«Бабочки»

Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг многослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный».

Март

(3 неделя)

«Нежные цветы»

Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.

Март

(4 неделя)

Абстракция

(пробная работа)

Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Освоение техники «зетангл».

Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево»

Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие.

Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.

Апрель

(2 неделя)

«Ночной город»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование мелом на тонированной бумаге.

Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы»

Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия».

Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Продолжать знакомить с техникой «граттаж».

Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной»

Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».

Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло»

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Литература, используемая педагогом:

 Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»...