Программа дополнительного образования "Нетрадиционные техники рисования"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
развитие творческих способностей детей в рисовании. Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_netrad_risov.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида
Программа дополнительного образования
"Нетрадиционные техники рисования"
Разработал: воспитатель первой квалификационной категории
Зверева Валентина Леонидовна
Маслянино
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Мелкая моторика – одна из сторон продуктивной деятельности, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций. В том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Занятия по развитию мелкой моторики помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а так же комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Цель программы: развитие творческих способностей детей в рисовании. Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования. Воспитание успешного и свободного человека.
Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
Учить детей координировать движения рук (пальцев);
Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных, конструктивных видах творчества.
Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
Задачи и содержание обучения по возрастным группам
Младший возраст развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.
Ø Развивать тактильную чувствительность рук детей.
вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с карандашами и красками, научить приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых линий. Внимание детей ещё не устойчиво, рассказ взрослого должен совпадать по времени с моментом восприятия. При восприятии ребёнком предмета главным для него является форма. Рисует ребёнок предмет последовательно, часть за частью . Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.
Средний возраст формировать умение изображать округлые и многоугольные формы, развивать координацию движений и способность в нужный момент изменить направление движения руки, создавая угол или замыкая линию. Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, используя разнообразные формы, методы и приемы; развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Старший возраст развивать умение самостоятельно рассматривать объект, рисовать по памяти и воображению. Способствовать формированию у детей навыка передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности. Развивать композиционные умения .Развивать мелкую моторику посредством нетрадиционной техники рисования.
Принципы построения программы:
Личностно- ориентированный подхода к каждому ребёнку;
Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной деятельности;
Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:
Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
Дети осваивают нетрадиционные способы изображения.
Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные материалы). У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны к другим, бережно относятся к результатам деятельности, материалам. Студийцы с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы, без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности, дизайн в творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Занятия проводятся в группе детского сада во 2 половине дня.
Количество детей: 10 человек.
Количество занятий в неделю1.В год31.Продолжительность занятий 30минут.
Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.
Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.
Учебно-тематический план
Средняя группа
Месяц | Тема | Практическое занятие, нетрадиционная техника |
Октябрь | 1. В гостях у королевы Кисточки | Знакомства с разными видами мазка |
2. Цветные стихи в картинках | Рисование- эксперементирование с разными цветами спектра | |
3. Волшебная палитра | Рисование с постепенным смешиванием красок | |
4. Веселые медвежата | Рисование медведя и елок ( тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой) | |
Ноябрь | 1. Кисть рябины | Рисование пальчиками и тонкой кистью |
2. Ежиная семейка | Рисование штриховкой восковыми мелками | |
3. Листик желтый, листик красный | Нанесение гуаши на листья, отпечатывание, создание композиции | |
4. Картинка в рамочке | Умение располагать рисунок в рамке листа, отрабатывание нажима на карандаш. | |
Декабрь | 1.Выпал беленький снежок | Монотипия, рисование пальчиком |
2. Веселые снеговики | Рисование с использованием шаблона; | |
3.Ёлочка-красавица | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки; | |
4. Заюшкина избушка | Рисование с использованием восковых мелков прямыми и круговыми штрихами. | |
Январь | 1. Котята | Рисование методом тычка жесткой кистью, акварель + восковой мел; |
2. Снегирь | Рисование с отображением характерных особенностей внешнего вида; | |
3. Хрупкие снежинки | Рисование ватной палочкой и зубочистками. | |
Февраль | 1. Декоративные дорожки | Знакомство с элементами декоративной росписи; |
2. Солнышко, нарядись | Рисование с использованием декоративных элементов; | |
3. Плыви кораблик | Монотипия, печать; | |
4. Посмотри в свое окно | Рисование на заданной форме восковыми мелками с последующим тонированием акварелью. | |
Март | 1. Цветные фантазии | «Растягивание» воскового мелка, сочетание воска и акварели |
2. Новое платье для мамы | Рисование на готовой форме с использованием элементов декоративной росписи | |
3. Птичий двор | Рисование методом тычка клеевой кистью, скомканной бумагой | |
4. На что похожа клякса | Кляксография, вырисовывание тонкой кистью | |
Апрель | 1. Подснежники | Тонирование листа по-сырому, рисование пальчиками |
2. Сказочная птица | Рисование крыльев и хвоста ладошками | |
3. Веселые осминожки | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | |
4. Волшебный карандашик | Рисование восковыми мелками с последующим покрытием акварелью | |
Май | 1. Салют над городом | Смешивание красок, набрызг зубной щеткой, печать по трафарету |
2. Букетов цветов | Рисование ладошками и пальчиками | |
3. Пестрые бабочки | Монотипия | |
4. Солнечная поляна | Рисование мать-и-мачехи (тычок клеевой кистью) |
31 занятие
Старшая группа
Месяц | Тема | Практическое занятие, нетрадиционная техника |
Октябрь | 1. Осенний ковер | Печать листьев, набрызг по черному фону |
2. В осеннем лесу | Размывание цветных пятен, печать поролоном | |
3.Золотые колосья | Рисование с натуры | |
4. Дует сильный ветер | Раскатывание воскового мелка | |
Ноябрь | 1.На необитаемом острове | Рисование поролоном |
2. Друг детства | Рисование игрушки с натуры | |
3. Дорожка узоров | Составление узора из декоративных элементов | |
4. Прогулка по городу | Создание трехпланового изображения | |
Декабрь | 1.Живые ладошки | Рисование ладошкой и пальчиками |
2.Сова с совятами | Рисование по схеме | |
3.Терем Деда Мороза | Рисование солью | |
4.Дед Мороз и снегурочка | Рисование по трафарету, набрызг | |
Январь | 1.Дымковская игрушка | Рисование дымковской росписи ватной палочкой и пальчиками |
2.Птицы – времена года | Рисование силуэта летящей птицы, холодные и теплые оттенки | |
3.Рябина в снегу | Рисование толстой кистью и пальчиками | |
Февраль | 1.Веселые кляксы | Кляксография с трубочкой. Рисование тушью |
2.Солнечные подсолнушки | Рисование клеевой кистью и ватными палочками | |
3.Пингвины | Рисование пингвина по заданной схеме, определение цветовой гаммы | |
4. Цветы для мамы | Печать цветов по трафаретам, рисование пальчиками | |
Март | 1.Пир на весь мир | Расписывание посуды по мотивам гжели |
2.Мраморные рисунки | Рисование на мятой бумаге | |
3.Звездное небо | Смешивание красок, набрызг, рисование контуром | |
4. Рисунки - штампы | Использование штампов из бросового материала | |
Апрель | 1. Космические просторы | Тонирование по сырому, восковой мел + акварель |
2. Петя – петушок | Сюжетное рисование с элементами декоративной росписи | |
3. Наскальный рисунок | Рисование иглой на картонных тарелочках | |
4. Цирковые пони | Рисование по заданной схеме с элементами барельефа | |
Май | 1. Праздничный салют над городом | «Проступающий рисунок», свойства воска и акварели |
2. Отражение в реке | Трехмерная монотипия | |
3. Волшебные цветы
| Рисование сказочных цветов с использованием элементов декоративной росписи | |
4. Веселые картинки | Самостоятельный выбор детьми техники рисования |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Практическое занятие нетрадиционные техника |
Октябрь | 1. В волшебном царстве | Рассматривание разных оттенков спектра |
2. Осенний вальс | Тиснение листьев восковыми мелками | |
3. Растения рядом с нами | Рисование с натуры | |
4. Астры | Рисование пастелью | |
Ноябрь | 1. Расписное оконце | Витражное рисование |
2. Волшебный карандашик | Знакомство с каракулеграфией | |
3. Мир дельфинов | Рисование пастелью | |
4. Снег, снег, кружится | Рисование пейзажа (черно-белый граттаж) | |
Декабрь | 1. Перо жар-птицы | Сочетание графических, аппликативных, коллеграфических элементов |
2. Серебряное копытце | Рисование гелевыми ручками на темном фоне | |
3. Северное сияние | Рисование пастелью | |
4. Морозный узор на стекле | Рисование в технике фотокопия (свеча + гуашь) | |
5.Зимние напевы | Рисование поролоном, пенопластом, ватными палочками | |
Январь | 1. «Ожившая сказка» | Рисование сказочных сюжетов |
2. Посмотри в свое окно | Рисование по замыслу (восковой мел и акварель) | |
3. Игривые рыбки | Декоративное рисование с элементами письма | |
Февраль | 1. На морском дне | Силуэтное рисование (ватные палочки, нить) |
2. Превращалочка | Кляксография с трубочкой | |
3. Такие разные мамы | Рисование фигуры человека | |
4. Корабли пустыни | Использование шаблона и трафарета | |
Март | 1. Черемуха | Рисование тычком ватной палочкой, торцом карандаша на черном фоне |
2. Я рисую море – голубые дали | Рисование экспериментирование с использованием пены для бритья | |
3. Оттиски и отпечатки | Экспериментирование с разными материалами и инструментами | |
4. Ночной пейзаж | Черно-белый граттаж | |
Апрель | 1. Космические просторы | Рисование пастелью и витражом |
2. На далекой удивительной планете | Рисование – фантазия (восковой мел, акварель) | |
3. Красивые картинки из разноцветной нитки | Рисование кистью (акварель, клей ПВА, нитки) | |
4. Прогулка по Африке | Рисование африканских животных и растений из геометрических фигур | |
Май | 1. Избушка на курьих ножках | Барельеф |
2. Белая береза | Рисование в технике – батик | |
3. Цирковые собачки | Рисование по схеме | |
4. В царстве королевы Кисточки | Рисование сюжетных картин без использования кисточки |
Содержание программы:
5. «Кляксография обычная»
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
6. «Акварель и акварельные мелки»
Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
7. «Восковые мелки и акварель»
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
8. «Кляксография с трубочкой»
Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.Недостающие детали дорисовываются.
9. «Набрызг»
Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. «Рисование по мокрому листу»
Хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
12. «Оттиск печатками из ластика»
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
13. «Оттиск смятой бумагой»
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
14. «Рисование тычком»
Ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
15. «Рисование ладошкой»
Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
16. «Рисование пальчиками»
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
17. «У картинки две стороны»
Отпечаток карандашного рисунка с обратной стороны листа, если его закрепить на покрытую свежей краской папку.
Равномерно рассыпаем на цветном подносе, и пальчиком рисуем по манке. Или наносим на лист ПВА посыпаем манкой на другой день рисуем акварель.
22. «Манкой» карандашом на листе рисуем контур, клеем смазываем внутри, посыпаем крупой, на другой день раскрашиваем.
23. «Рисуем клеем» простым карандашом рисуем узор, обводим его клем ПВА (нужен во флакончике с носиком), на другой день раскрашиваем гуашью.
25. «Рисуем солью» выполняем рисунок простым карандашом, раскрашиваем акварельными красками, небольшой участок рисунка, посыпаем солью, соль впитывает лишнюю воду и прилипает к рисунку.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки, ПВА, свеча, жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, манка, зубная щётка, соль, акварель, акварельные мелка, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, фартук, баночка для воды, блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки из ластика, печатки из пробки, бумага для акварели, пластиковая ложечка, соломинка для напитков нитка сред ней толщины.
Литература:
1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн пластилинография», Скрипторий, 2003, Москва, 2006.
2. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», Детство-Пресс, 2003.
3. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Пресс, Москва, 2006.
4. Костина В., Потапова Е. «Белая сказка Издание для занятий с детьми старше одного года».
5. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. «Ребёнок любит рисовать» Москва, «Чистые пруды», 2007.
6. Немешаева Е. «Ладошки» Айрис-Пресс Москва, 2011.
7. Никомагорская О. «Основы художественного ремесла», АСТ-Пресс, Москва, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет
Программа по рисованию для дополнительного образования детей 4-5 лет...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...
Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"...
Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа по нетрадиционной технике рисования
Дополнительная общеобразовательная программв по нетрадиционной технике рисования представлена для моей работы с детьми в ДОУ...
Программа по нетрадиционной технике рисования «Увлекательное рисование»
Программа по нетрадиционной технике рисования«Увлекательное рисование»...