Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект содержит материал по ознакомлению с  народно - прикладным искусством - "Гжель", являющийся итоговым мероприятием реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_gzhel.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 – центр развития ребёнка»

                                  Открытое  занятие  на тему:

                       «Синеглазая посуда, как весною небеса»

                                          (старшая группа)

Подготовила и провела воспитатель:

1  квалификационной категории

Шутак М.В.

 Цели:

-Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской росписи.

 - Расширять знания детей об истории гжельского промысла.

 - Закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом.

 - Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.

 -Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу- гжельский сервиз.

 - Расширять  словарный  запас  (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, папье-маше  и т. д.).

-Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.

- Продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора, совершенствовать технику выполнения гжельского узора.

-Развивать чувство композиции, умение  оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.

-Развивать интерес  к народно-прикладному искусству, способствовать  развитию эстетического вкуса.

Материалы:

  Аудиозапись для физкультминутки и танца, гжельские изделия для создания выставки и наглядного пособия , презентация «Гжель»,костюм «Гжель», гуашь синяя, голубая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), тарелочки из папье-маше.

Предварительная работа.

-Знакомство с народно-прикладным искусством- «Гжель».

-Знакомство с историей возникновения гжельской керамики.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки.

- Рассматривание альбома, книг, гжельской  посуды, игрушек, сувениров.

-Разучивание танца «Сказочная Гжель».

 -Расписывание силуэтов изделий ,используя шаблоны.

-Расписывание бумажных тарелочек.

Ход занятия.

- Ребята, тему нашего занятия вы узнаете после того, как отгадаете мою загадку.

 Загадка про Гжель:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Дети: Это Гжель.

Показ слайда: гжельская посуда.

Ребенок:

 Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белом фоне – это гжельская роспись.

 Воспитатель:

-Ребята, к нам сегодня на занятие  придет еще одна гостья. Думаю,  вы ее узнаете.

Воспитатель:  Какие мастера расписывают такими узорами керамические изделия?

Дети: Гжельские мастера.

Показ слайда: гжельские мастера.

Ребенок  читает стихотворение  о гжельских мастерах.

 Вот так художники из Гжели,
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы,
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Воспитатель: А где живут  и работают эти мастера?

Дети: в Подмосковном поселке – Гжель.

Показ слайда: поселок Гжель.

Дети читают стихи про поселок Гжель.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Воспитатель:  «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.

Показ слайда: гжельские изделия .

Ребенок читает стихотворение.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.  

Воспитатель: А сейчас, ребята, послушаем рассказ об истории возникновения гжельской росписи.

Рассказ ребенка о Гжели.

 - Давным-давно   жители поселка Гжель  нашли  белоснежную глину, из которой научились делать  – фарфор. Издавна говорили Гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» Из поколения в поколение передавали местные мастера свое умение. А дело это не простое - надо правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре.  И уже 5 веков работают там мастера, которые  расписывают неповторимую посуду.

Физминутка: 

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Входит  красавица Гжель (ребенок в народном костюме « Гжель»)

 Гжель: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?

Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы

чудо сказочной красы.

Гжель:

-А вы знаете, про меня люди даже потешку сочинили:

Если в Гжели вы бывали,

 То посуду там видали.

Всюду  синие просторы!

И картины, и узоры.

Гжель: Слышала, вы про меня стихи знаете.

Дети читают стихи.

 Незатейливый узор

Из оттенков краски,

 Глина белая, фарфор –

 Атрибуты сказки!

 Словно детская рука

 На кусочках глины

 Рисовала в три мазка

 Синие картины.

Воспитатель:

-Людям так полюбилась  «Гжель», что они сочиняли и стихи, и потешки, и песни, ставили танцы. Наши  девочки приготовили танец, который называется «Сказочная Гжель». Они нам сейчас его покажут.

Исполнение девочками танца под русскую  песню «Гжель».

Гжель: Ребята, давайте вспомним  названия элементов гжельской росписи.

Показ презентации с комментариями детей  (точки, завитки, сеточка, капелька, прямые линии, листочки, бутоны)

Воспитатель:

Ребята, настало время переходить к практической части нашего занятия.

 Давайте с вами вспомним приемы рисования элементов гжельской росписи.

Дети:

– Тонкие спирали, травинки, волнистые и прямые линии, сеточку надо рисовать кончиком кисти, а лепестки цветов  и капельки –боковой стороной ворса; если нажимать сильнее на кисть, получается темный цвет, если слабее -светлый оттенок.

Воспитатель:

-Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и начнем  расписывать наши тарелочки.

Ребенок:

- У каждого художника есть свой узор любимый,

 И в каждом отражается сторонушка родимая.

 Её трава шелковая, её цветы весенние

 И мастерство волшебное достойно восхищения.

Воспитатель следит за ходом работы детей.

Воспитатель:

Ребята, вы закончили свои работы, берите  тарелочки и вставайте полукругом, чтобы мы посмотрели на ваши произведения искусства.

 

 - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Чашки, тарелочки и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-За то, что вы так хорошо сегодня поработали, вам полагается приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»

Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: «А на ярмарке краски яркие!»

Данный конспект разработан по НОД для детей старшей группы. Конспект разработан с учетом возрастных и творческих способностей детей. Актуальность данной темы подчеркивает необходимость приобщения дете...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"

Цели и задачи:·                    Закреплять название  и строение птиц.·...

Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"

Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"...

Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе на тему "Рисование портрета мамы"

Рисование на тему « Портрет мамы» старшая группаПрограммное содержание:Учить рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волосУчить соблюдать последовательность при рисо...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Морские обитатели».

Цели:- Продолжить знакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком; - Пополнить знания о подводном мире, его обитателях, расширить словарный запас...

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...