Главные вкладки

    Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

    Тупикина Марина Викторовна

    Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе "Какая же ты, осень?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kakaya_zhe_ty_osen.doc199.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №17» города Бийска

       

            

    Конспект занятия

                                                                                   «Какая же ты, осень?»     

                                                                                                   Выполнила:  воспитатель    Тупикина  Марина   Викторовна                                                                                              

                                                                                                         

    Схема конспекта непосредственно-образовательной деятельности

    Образовательная область – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

    Возрастная группа - старшая логопедическая

    Тема НОД «Какая же ты, осень?»

    Концептуальные основы занятия

    1. Тема: «Какая же ты, осень?», дети 5-6 лет
    2. Цель: создание условий для эмоционального восприятия образа осени детьми.

              Задачи:

    • Систематизировать характерные признаки  времени года – осень;
    • Развивать внимание, мышление, активизировать речь детей;
    • Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя
    1. Программное содержание
    • Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности;
    • Продолжать учить детей передавать в аппликации характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды;
    • Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами;
    • Учить самостоятельно подбирать  материал для создания образа рисунка в пределах предложенной темы;
    • Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
    • Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;
    • Закреплять умение детей самостоятельно двигаться и менять движения с изменением музыки; свободно ориентироваться в пространстве, отмечать в музыке темп и ритмический рисунок (с помощью хлопков);
    1. Предварительная работа с детьми:
    • Экскурсия в парк;
    • Беседы об осени;
    • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Толстова, И. Бунина;
    • Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», Шишкова, Сурикова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
    • Пение песен об осени и слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;
    • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев;
    • Тонирование бумаги; изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.

    4. Материалы и оборудование:

    • Репродукции картин художников об осени.
    • Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.
    • Кисти клеевые, клей, салфетки, клеенки, заготовки из бумаги.

    5.Используемая литература:

    • Т. А. Копцева «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству». Москва, Творческий Центр «Сфера», 2001г.
    • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.
    • Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва, «Гном и Д», 2001г.
    • Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году!?». Москва, «Гном и Д», 2000г.

                                                                  Организационный момент, начало занятия включающие:

    • Настроить детей на участие в занятии;
    • Акцентировать внимание на времени года, иллюстрации, создать доброжелательную атмосферу.

                              Деятельность детей

                  Деятельность педагога

             Примечание

    В зале стоят декорации осеннего леса. Под музыку дети входят в зал и попадают в «осенний лес». Дети восторгаются от увиденного, делятся эмоциями, впечатлениями. Читают стихи об осени.

    Дети включаются в занятие, проявляют любопытство, желание узнать что-то новое. Проявлять активное участие. Отвечают на вопросы воспитателя, сами рассказывают об увиденном или что-то вспоминают. Способствует активному развитию речи, пополнению словарного запаса.

    Далее можно переключить на новый вид деятельности более активный, на загадки. Активизирует словарный запас слов.

    Дети поют песню. Творчески и эмоционально, артистично восторгаются красотой осени. С одного вида деятельности переключаются на другой более спокойный. Рассматривают изображения осени знаменитых художников. Делятся впечатлениями со сверстниками, с воспитателем.

     Воспитатель:

    - Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в парке осень) Давайте, прочтем стихи об осени.

    1 ребенок

    Бродит в роще листопад

    По кустам и кленам

    Вот и заглянул к нам в сад

    Золотистым звоном.

    2 ребенок

    Осень все позолотила,

    Золотое все кругом

    И березы, и рябины

    Золотым горят огнем.

    3 ребенок

    Полюбуйтесь - маскарад!

    Лес меняет свой наряд.

    Снял зеленый, мерит новый

    Красный, желтый и лиловый.

    Воспитатель:

    - Очень красивые стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:

    Летит без крыльев и поет,

    Прохожих задевает.

    Одним проходу не дает,

    Других он подгоняет.

    (ветер)

    Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:

    Без пути и без дороги

    Ходит самый длинноногий,

    В тучах прячется, во мгле,

    Только ноги на земле.

    (дождь)

    Воспитатель:

    - Правильно это дождь. Давайте споём песенку, про осень. Дети поют песню «Осень наступила» сл. и муз. С. Насауленко.

    И стихи, и песни об осени вы знаете, давайте посмотрим, как изображают осень художники. Не только поэты, писатели, но и художники воспевали красоту осени в своих картинах.

                                                                                                       2. Основная часть занятия.

    Данный этап предполагает:

    • Постановка задач:
    1. Закреплять и различать понятие времена года;
    2. Развивать внимание, мышление, активизировать речь детей;
    3. Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.
    • Формы проведения занятия: загадки, пальчиковая игра. Методы проведения: беседа, диалог, иллюстративный материал;
    • Основные формы работы: беседа, диалог, иллюстрация.
    • Описание критериев определения уровня внимания заинтересованность и активность детей во время проведения занятия, правильность и активность их речи, действий. Мы придерживались уровней усвоения: высокого, среднего, низкого, что позволяет выявить речевую активность, двигательную, определить концентрацию внимания.
    • По возможности переключать внимание детей на мелкие детали, акцентировать внимание на том, что заинтересует ребенка, вступить с ним диалог, подключить к беседе детей и вывести на тему занятия;
    • Практическая деятельность детей: беседа, диалог, участие в деятельности;
    • Описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания для этого мы запланировали загадки, пальчиковую гимнастику «Осенние листья».
    • Способы снижения утомления детей: разговор, пальчиковая игра.

                    Деятельность детей

                  Деятельность педагога

                 Примечание

    Рассматривают иллюстрации картин. Обращают внимание на красоту осени, какими красками они нарисованы, замечают мелкие детали.

    Сюрпризный момент переключает внимание детей. Они видят письмо. Проявляют любопытство, что в нем написано. Дети предполагают как можно дорисовать картину. Что им для этого потребуется. С помощью, каких инструментов они будут выполнять задание.

    Активизируют словарный запас слов.

     

    Дети активно и с интересом отгадывают загадки. Учатся размышлять, правильно называть деревья по их признакам.

    Дети переключатся на другой вид деятельности, снимают утомляемость. Они активно включаются в работу, проявляют творчество.

    Дети подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции, каких картин не подходят к теме нашего вернисажа?

    Ребята обратите внимание, что на данной картине нет изображения. На картине висит конверт, в котором письмо:

    «Дорогие, ребята! Вы видите картину, но, к сожалению, я не успел её нарисовать, так как у меня закончились краски. Пожалуйста, завершите картину!» Художник

    Вот так задача! Что мы можем сделать, чтобы картину оживить? (ответы детей: нарисовать, сделать аппликацию).

    Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная,  оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.

    Сегодня мы с вами попробуем украсить картину аппликацией. В парке растет много разных деревьев, и осень прислала загадки, вы сейчас угадаете, какие деревья можно увидеть в парке? (ответы детей)

    Загадки.

    Если дует ветерок,

    Задрожит её листок.

    Ветерок совсем не сильный,

    Но дрожит листок (осины)

    Весной зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы. (рябина)

    На дереве этом

    Качаются детки,

    Маленькие, озорные,

    На них шапочки резные. (дуб, желуди)

    Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке? (ответы детей)

     «Осенние листья»

      Раз, два, три, четыре, пять,

      Будем листья собирать.

      Листья березы,

      Листья рябины,

      Листики тополя,

      Листья осины,

      Листики дуба мы соберем,

      И в детский сад букет принесем.

    А сейчас по шаблонам определите названия дерева. (дети дают ответы) Листья деревьев. Предложить детям выбрать шаблон дерева, которые они хотели бы украсить листьями. Дети присаживаются за столы. Предлагаю детям сделать гимнастику для пальчиков, чтоб хорошо слушались нас.

    Листву будем делать техникой обрывания. Внимательно подумайте, какие цвета вам будут нужны. (ответы детей) Дети делают, аппликацию. (Звучит музыкальное   произведение П.И.Чайковского «Времена года»).

    В это время дети самостоятельно начинают работать над заданием. Они выбирают цвета для аппликации, используют кисти, клей, салфетки. Самостоятельно приклеивают листья, полученные техникой обрывания бумаги.

                                                                                              3. Заключительная часть занятия

    • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания – активность, заинтересованность, способность быстро и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
    • Переключение внимания на беседу или иллюстрацию, наглядно продемонстрировать полученный результат.
    • Возможно фронтальный опрос или индивидуальный, обращать внимание, чтобы дети все  отвечали на вопросы воспитателя.
    • Снижение утомляемости: музыкальная физкультминутка.

    Когда деревья будут готовы. Предложить детям поиграть на полянке.

    Физкультминутка музыкальная.

    Предлагаю детям украсить картину своими деревьями и придумать название.

    Ребята, скажите, какая же осень? (ответы детей)

    Воспитатель читает стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

    Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

    Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

    Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

    в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

    Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

    Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...