Конспект организованной образовательной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования «граттаж» в старшей группе. Тема « Я рисую подводное царство»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Семыкина Татьяна Райнольдовна

Формирование умение рисовать в нетрадиционной технике «граттаж».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования ,,граттаж,, в старшей группе

Тема « Я рисую подводное царство»

Цель: формирование умение рисовать в нетрадиционной технике «граттаж».

Задачи:

Образовательная: закреплять знания детей о морских обитателях.

Упражняться в умение выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Активизировать словарь по данной теме: водоросли, подводный мир, кораллы, морская звезда, осьминог, морская раковина, рыбы (еж, клоун, бабочка, дельфин, кит и др.).

Развивающая:  развивать у детей воображение, творчество, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений, поддерживать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Воспитательная: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности. Воспитывать навыки самоконтроля.

Материалы и оборудование к занятию:

Иллюстрационный материал (обитатели морей и океанов).

Листы плотной бумаги, специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж. (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем воска, потом наносится слой черной гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка); деревянные палочки (зубочистки) пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб); аудиозаписи: шум прибоя, сундук с ракушками, камнями, влажные салфетки.  

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Подводный мир», беседы, загадки.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, поздороваемся с ними (дети здороваются с гостями).

Ребята, у нас в группе появился интересный предмет! Посмотрите, что это? Сундук? Интересно, что в нем? Давайте его откроем и посмотрим, что в нем лежит. (Дети рассматривают предметы, лежащие в сундуке, предлагают варианты ответов: ракушки, морская звезда, камни, кораллы.)

Ребята как вы думаете, а откуда все эти предметы? (из моря)

Вы хотите побывать на морском дне и познакомится с обитателями морских глубин (Да).

А как вы думаете, как нам туда попасть? (Нужно нырнуть в море).

Правильно.

А еще можно отправиться на виртуальную экскурсию. Вы хотите побывать на такой экскурсии. А отправимся мы с вами в «Подводное царство». Вы знаете, что на земле много морей, больших и маленьких. А в их глубинах живут различные животные, растут растения. Очень много тайн скрывают морские глубины. Там много интересного и загадочного.

А у меня есть волшебные слова, которые помогут нам попасть на морское дно, давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя. А я произнесу волшебные слова:

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился.

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звезд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите сколько здесь всего интересного (выставка с изображениями рыб и морских животных) Кого вы здесь узнали? (ответы детей).

В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, вы должны отгадать сами.

Игра «Отгадай». 

Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит

Это чудо – рыба (кит)

Киты - это самые длинные, тяжелые, издающие самые громкие звуки животные нашей планеты. Киты могут не спать по три месяца, не есть долгое время, не дышать до двух часов и при этом преодолевать расстояния до несколько тысяч километров.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок,

Рыбок друг… (морской конек)

А знаете, почему так назвали морского конька? Так как голова и шея напоминает голову и шею лошади.

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо… (осьминог)

Осьминог получил свое название за количество ног. Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог - хищник, питается мелкими рыбками. Ребята, а вы знаете, что осьминоги могут не только плавать, но и переставляя щупальца ходить по дну.

Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для врагов медузы ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но ощущается болезненно. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Очень хочется, ребята,

Встретить мне лесного брата.

Только мой колючий брат

Никогда воде не рад.

Ну, а мне, друзья, всегда

По душе одна вода. (Морской еж)

Это морское животное раздувается и становится похожей на шар. На теле очень много игл, и она становится похожа на обыкновенного ежа. Иглы зачастую служат морским ежам для передвижения, питания и защиты. У некоторых видов они ядовиты. Молодцы, всех угадали.

Игра «Собери пазлы».

Ребята, я предлагаю вам пройти к столу и собрать разрезные картинки, и вы увидите, кто у вас получится (дети собирают разрезные картинки и называют морское животное которое у них получилось).

2. Основная часть

Воспитатель:

Ребята я хочу вам предложить нарисовать «Подводный мир».

Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.

А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье). Для такого рисования нужно сначала подготовить основу, которую мы с вами приготовили заранее. Ребята, а кто мне напомнит, как мы с вами готовили эту основу. Необходимо натереть лист бумаги свечой или цветными мелками, а сверху нанести слой гуаши. И осталось нам заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок. Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не отвлекать остальных.

Физминутка «Морское царство»

Мои руки - это волны, ветер гонит их вперед.

Мои руки - крылья чаек, небо их к себе зовет.

Мои руки - рыбки в море, плавают туда-сюда.

Мои руки - это крабы, разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское, там кораллы словно ветви.

Водоросли изумрудом там качаются без ветра.

Вот проплыл конек игривый,

Как змея ползет мурена,

И акула отдыхает,

Снится море ей наверно.

Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Я рада, что у нас с вами получился настоящий подводный мир.

 1. Где же мы с вами сегодня побывали?

2. Каких подводных обитателей встретили?

3. Какого подводного жителя рисовали?

4. В какой технике рисовали?

Воспитатель:

Ребята нам пора возвращаться в детский сад. А, что бы мы могли с вами вернуться, нам необходимо сказать громко волшебные слова.

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка.

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться,

Чтоб в саду нам очутиться.

 Воспитатель: Ребята, на память о нашем путешествии я хочу наградить вас сладкими призами.

Самоанализ ООД « Подводный мир» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж»

Тема ООД:  «Подводный мир» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж».

ООД проводила с воспитанниками старшей группы, присутствовало(  20   чел) детей 5-6 лет

Продолжительность НОД: 30 минут

Вид: Интегрированная образовательная деятельность

Доминирующая образовательная область:

Художественно- эстетическое развитие

Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования

Задачи интегрируемых образовательных областей:

О о "Художественно-эстетическое развитие":

1. Знакомство учащихся с одним из видов графики - граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)

2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования

3. Учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире

4. Учить передавать положение в пространстве на листе бумаги.

5. Развитие мелкой моторики рук

О о "Познавательное развитие":

1. Продолжать расширять и уточнять представление об окружающем мире

2. Учить наблюдать, развивать любознательность

3. Расширять представление о морских обитателях

4. Познакомить с некоторыми особенностями жизни и поведения морских обитателей

О. о "Социально-коммуникативное развитие":

1. Воспитание дружеских взаимоотношений

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками

3. Развитие эмоциональной отзывчивости

О о "Физическое развитие":

1. Развитие мелкой моторики рук

О о "Речевое развитие":

1. Развитие речи как средства общения;

2. Обогащение активного и пассивного словаря детей ( граттаж)

Предварительная работа:

-чтение художественной литературы

-рассматривание иллюстраций, картинок

-просмотр видиороликов

Методы и приёмы: игровой (оригинальность сюжета, мотивация, сюрпризный момент, словесный (беседа, проблемные вопросы и ситуации, наглядный (показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.) , практический (показ и выполнение работы).

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Оборудование и материалы:

Листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность тщательно раскрашивается красками разного цвета, затем картон покрывается слоем воска и черной гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка, деревянные палочки, пазлы (разрезанные фотографии морских обитателей, аудиозаписи: шум прибоя, магнитная доска.

Форма организации детей:

Фронтально-индивидуальная.

Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы объединяются в общую композицию над решением проблемы.

Виды детской деятельности:

-Игровая,

-познавательная - исследовательская

-коммуникативная

-продуктивная

Словарная работа: подводный мир, акула, медуза, водоросли, граттаж, морской конек, кораллы и др.

Конспект ООД разработан и проведён в соответствии с задачами  основной общеобразовательной программы  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, а также различные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная). Были соблюдены санитарно-гигиенические требования: подготовка помещения, требования к направлению света, размещение оборудования и материала, эстетичность, соблюдение временных рамок, чередование видов деятельности.

Организованная образовательная деятельность состояла из трех логически взаимосвязанных между собой частей - вводной, основной и заключительной, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть организованной-образовательной деятельности направлена на решение задач поставленных в начале.

Вводная часть:

Организация детей, знакомство с предстоящей деятельностью. На организационном этапе была применена игровая технология с целью направления детей на предстоящую деятельность (было предложено отправиться в подводный мир). С помощью поисковых и проблемных вопросов готовила детей к предстоящей деятельности. На данном этапе  преобладал диалог, что способствовало проявлению открытости в общении у детей, их умению взаимодействовать посредством активизации речи.

При выборе заданий опиралась на имеющийся опыт детей, их потенциальные возможности, которые были ориентированы на выполнение заданий. Таким образом, все задания были тщательно продуманы и имели логичную направленность, исходя из темы и задач, поставленных в начале(загадки, игра «Собери пазлы»)

Основная часть- это продуктивная деятельности детей. Задачи которые решались в основной части - это задачи по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности детей: знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж», показ приемов и этапов работы, объяснение способов работы. В своем объяснении я обращала внимание на расположение рисунка по всей поверхности листа, пропорции, величину, форму.

Перед выполнением рисования мною была проведена пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Каждый ребёнок рисовал самостоятельно. Во время рисования звучала музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, старалась учитывать особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка

В заключительной части ООД подвела итог деятельности, с помощью оценки и самооценки деятельности детей. Также мною была проведена рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.

Считаю: тема, содержание ООД, формы организации совместной деятельности полностью соответствовали поставленной цели и задачам, возрасту воспитанников, а также мне удалось занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам. На это указывал постоянный интерес детей к взаимодействию, совместному нахождению путей решения заданий.

Хочу отметить доступность изложения материала, динамичный характер деятельности детей, создание условий для развития творческих способностей детей через художественную деятельность.

В дальнейшем планирую: продолжать использовать нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста, повышать свое педагогическое мастерство.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 г. Пугачева Саратовской области»

Конспект организованной образовательной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования ,,граттаж,, в старшей группе

Тема « Подводное царство»

        Воспитатель: Семыкина Т.Р.

                

                        2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Чудеса зимнего леса".

Цель: Обогащать представления детей о зимней природе посредством музыки, живописи, поэзии.Задачи: Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Сказочная птичка"

В конспекте описано ознакомление детей с нетрадиционной техникой -  рисование  палочкой из- под мороженого...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. Тема: «Зимняя берёза»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)для детей старшей группы  с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ори...

Конспект организованной образовательной деятельности «Чёрный кот» (нетрадиционная техника рисования)

Программное содержание. Учить раскрашивать животных способом тычка, жёсткой полусухой кисти.Доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой и тонкой кисточки.Расширять знания детей о домашних живо...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей смешанной ранней группы "Мяч для Вани"

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей смешанной ранней группы "Мяч для Вани"...

Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)

Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игруш...