Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию

Васюкова Ольга Ивановна

Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_russkaya_matreshka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

по теме: "Русская матрешка"

Цель:

Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с матрёшкой(история создания, материал, внешний вид,  особенности росписи).
  • Развивать интерес детей к народному творчеству;  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах.
  • Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование:Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, пазлы "Матрешка",  кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

Организационный момент:Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 
- А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка,  круглёшечка! Улыбается  всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

-Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.  Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

-А что находится на лице у матрёшки?  (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Воспитатель:

- А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.

 - Правильно. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Проводится  игра "Собери матрешку".

Ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Для того чтобы расписывать игрушки художнику надо хорошо знать цвета. Скажите, ребята, а какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие теплые цвета вы знаете? (Красный, желтый, оранжевый, розовый). А почему их так называют? (Они греют, похожи на солнце). Какие холодные цвета вы знаете? (Синий, голубой, фиолетовый). А почему их так называют? (Они похожи на снег, воду, лед). Сейчас мы поиграем в игру «Цветик-семицветик». Я поднимаю один из лепестков, если цвет теплый, вы хлопаете в ладоши. Если цвет холодный – топаете ножками.

Воспитатель:

-Ребята, вам интересно узнать, как делают матрешек настоящие мастера? (Да). Тогда я предлагаю вам посмотреть замечательный фильм про историю создания матрешек. (Просмотр фильма "Русская матрешка")

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.  А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли,(
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
( «прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)


Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Воспитатель:

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а  платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам  стать мастерами, но не простыми, а настоящими дизайнерами и придумать свой наряд для матрешек. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы, клей, кисточки, салфетки).

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правойвой руке, начиная с большого.)

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза.)

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.  

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

Итог занятия:

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!