"Хеппенинг - форма современного искусства".
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Хлопенова Марина Владимировна

"Хеппенинг - форма современного искусства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heppening.docx224.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Хеппенинг, как эффективная технология

 для поддержки инициативыE:\для аттестации\хеппининг\46c57ba302102e0884639999dc9c8b10.jpg

 и познавательной активности

 детей раннего возраста 

в личностно – ориентированном

 взаимодействии»

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Понимание взрослыми идеи самоценности периода раннего детства, позволяет создать прочную базисную основу последующего развития ребенка.

Современные приоритеты в содержании дошкольного образования направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности.

Деятельность педагога группы детей раннего возраста основана на знании возрастных особенностей малышей и имеет свою специфику. Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка. Деятельность по экспериментированию с материалами и веществами привлекательна для малыша именно за счёт того, что он имеет возможность действовать с предметами, получая удовольствие не только от процесса деятельности, но и от его результатов.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

В своей педагогической практике с детьми раннего возраста я использую хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми раннего возраста можно использовать:

- рисование пальчиками 

- рисование ладошками 

- печать из ниток 

- печать из картофеля или морковки.

- отпечатки-картинки 

- печать пластилином 

- отпечатки листьев 

- рисование ватными палочками 

- монотипия.

- рисование мыльными пузырями 

- рисование мятой бумагой 

-  кляксография 

- пластилинография 

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения

В совместной деятельности с малышами я часто использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. Также во время совместной творческой деятельности я  часто использую пену для бритья, которую смешиваю с краской и клеем ПВА, помещая в кулинарный мешочек с угловым отверстием. Ребёнок с помощью взрослого выдавливает пену на лист бумаги в хаотичном порядке. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.

 Работу с пеной можно использовать как  деятельность по художественно-эстетическому развитию, и  опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок, что вызывает большой восторг у детей.

У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:

В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.

Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.

Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.

Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.

Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям 

E:\для аттестации\хеппининг\8d763b070c5e0ce4e5db450767c1ab05.jpgE:\для аттестации\хеппининг\s1200 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современное искусство России"

Современное искусство России отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди больш...

Доклад на тему: «Современное искусство на улицах Москвы» (конец ХХ, начало ХХI вв).

Доклад, для представления на педагогическом совете, посвящен развитию, анализу современного искусства в рамках горского ландшафта, дизайна,архитектурных и градостроительных особенностей столицы. В док...

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. МУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоц...

Влияние мультипликации как вида современного искусства на эстетический вкус дошкольников

На современном этапе развития общества достаточно остро стоит проблема эстетически развитой личности. Ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, ...

Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»

Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладыва...

Исследовательская работа по направлению КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО Тема: Куклы наших бабушек

Наша русская игрушка,Не стареет сотни лет. В красоте, в таланте русском.Весь находится секрет....