Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»
консультация по художественной литературе

Тараданчик Елена Васильевна

Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_folklor.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 198 «Вишенка»

Консультация

«Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами

театрального искусства»

     Подготовила: учитель-дефектолог

     Тараданчик Е.В.

2019 г.

Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения.

На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский и Л.С. Выготский, Леонтьев и другие. На современном этапе в детских садах продолжается работа по данному направлению. Педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия худ.лит. и фолк.; стимулирование сопереживания персонажем худ.произ., реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Основная цель данного направления работы - это развитие художественного восприятия детей, формирование у них понимания художественной литературы и фольклора, а так же приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели должны быть поставлены следующие задачи:

        - формирование целостной картины мира;

        - приучение детей слушанию потешек, стихов, сказок, рассказов и умение следить за развитием действия;

        - развитие литературной речи: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения,

        - способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Остановимся более подробно на том, какие методы и приемы необходимо использовать в работе посредством театрального искусства.

На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо создание предметно-развивающей среды.

Прежде всего, это:

- подборка худ.лит. с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы;

- оформление книжного уголка и театральной зоны;

- периодичность обновления детской худ. лит. в зависимости от комплексно-тематического планирования;

- учет принципа от простого к сложному, а также внимание на познавательную и нравственную сторону худ. произведения.

        Именно педагоги должны привить детям любовь и интерес к книге. Постараться вызвать у ребенка в ходе ознакомления сильные чувства и переживания.

Мы знаем, что игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, можно использовать игрушки и только затем читать и рассказывать. С помощью вопросов можно вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Так же широко можно использовать настольный и кукольный театр. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия педагога. Умелое проигрывание худ.произ. позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливать эмоциональный контакт с дошкольником, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие. Все это способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем.

 В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, также идет ознакомление  детей с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

        Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.

 Как показывает опыт, восприятие фольклорных произведений происходит более успешно в нашем музее. Специально созданная нами предмето-пространственная среда «Музей русского быта», была организована несколько лет назад при активном участии родителей наших воспитанников и сотрудников дет.сада. Где среди старинных предметов, мебели, утвари, народных инструментов фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Русская печка, лавочки, дорожки, колыбельная с младенцем создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В музее можно использовать такой прием:

Например, гостеприимная хозяюшка проводит с детьми народные игры, исполняет народные песни, рассказывает сказки и потешки: «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Огуречек, огуречек» и т.д. (подбор произведений соответственно по возрасту). С детьми можно обыграть «Колыбельную». Они будут видеть как укладывают куклу и укрывают лоскутным одеялом. Очень весело можно обыграть потешку «Сорока-белобока». Детям можно дать деревянные плошки, ложки и они сами будут «варить  кашу».

Так же закрепление разученных потешек происходит во время режимных моментов перед тем как помыть руки  дети дружно повторяют  «Водичка, водичка, умой мое личико». Девочки с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери»: накрывают на стол, одевают,  раздевают куклу, укладывают спать и ласково напевают:

        Баю- баю- баю- бай,

        Ты, собачка, не лай,

        Белолоба, не скули,

        Мою дочку не буди.

        Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили колыбельную песенку, можно использовать мягкую игрушку Собачку, которая может разбудить уснувшую куклу. После таких коротких обыгрываний они легко запоминают песенку и переносят ее в повседневную игру. Задача педагога - заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-своему.

        Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные педагогом, дети увлеченно изображают персонажей различных народных сказок.

        На ряду с групповой и подгрупповой работой по формированию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства необходимо планировать и проводить индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на образовательной деятельности. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе со взрослым.  При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол.

                И конечно, одним из важных аспектов  является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого необходимо проводить беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?». Приглашать на просмотр открытых мероприятий, а также оформлять стенды, книжки-раскладушки, помещать в уголок список художественной литературы по возрасту.

        

А сейчас я хотела бы остановиться на основных 

методах театрализованной деятельности:

1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание педагога. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

• Проведение анализа сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

• Проигрывание отрывка из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...