Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
методическая разработка по информатике (старшая группа) на тему

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

 

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

По проблеме восприятия и понимания художественного произведения работали многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Актуальность:

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения  детей к словесным произведениям искусств  считая ее миром человеческих ценностей

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому нужно уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

 

      Противоречие

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства , в том числе средствами словесного восприятия произведений искусств детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

В Стандарте определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Согласно ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового   восприятия   и   понимания   произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.

Под воздействием целенаправленного руководства педагогов дети старшей группы должны быть способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Однако, исходя из этого, можно отметить следующие недостатки результатов воспитания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературных произведений современным  дошкольником:

·     Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рас­сказывание литературного текста, не просит повторить прочитанное.

·     Не проявляет эмоций от восприятия художест­венного произведения, не включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

·      Отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения.

·     Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы взрослого.

·     Затрудняется при пересказывании сказок.

·     Плохо запоминает тексты стихов, избегает рассказывать их наизусть.

·     Затрудняется в сознательной, мотивированной оценке персонажей, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.

Не умеет определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы

Анализируя достижения современного дошкольного образования, мы можем выделить и недостатки в основном процессе:

- у детей недостаточно знаний о «художественно-эстетическом» воспитании (словесном произведении искусств)- ребёнок не умеет определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы

- дети мало осведомлены о жанрах «художественно- эстетического» воспитания- у детей не сформировано умение различать жанр произведения

- поверхностность знаний музыкального фольклора-ребёнок не обладает элементарными знаниями из области истории народного искусства

Недостатки в процессе:

- недостаточно использования  средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о произведениях искусств;

- в организации педагогического процесса, взаимодействии педагога с детьми по направлению восприятия  и понимания словесных произведений искусств.  

Недостатки в условиях:

- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к словесным произведениям искусств

- недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей со словесными произведениями искусств и умение  включать их в детскую жизнь;

        - недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом

Чтение художественной литературы направлено на достижение основной цели – формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Учитывая недостатки в результатах дошкольного и семейного воспитании детей, а также в организации предметно-развивающей среды ДОУ, необходимо уделить особое внимание разработке методов и средств педагогического воздействия по формированию данного вида деятельности.

Учитывая выше перечисленные недостатки  можно сформулировать следующую профессиональную проблему, как необходимость формирования потребности ребенка в художественно-эстетическом развитии, а значит, и  необходимость развивать интерес к словесным произведениям искусства.  Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на художественно-эстетическом формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности  

В процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к словесному искусству средствами образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» должны быть созданы условия для восприятия художественной литературы и фольклора.

Чтение художественной литературы направлено на достижение основной цели – формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Учитывая недостатки в результатах дошкольного и семейного воспитании детей, а также в организации предметно-развивающей среды ДОУ, необходимо уделить особое внимание разработке методов и средств педагогического воздействия по формированию данного вида деятельности.

Педагоги осознают необходимость решения данной проблемы, однако многие не владеют методами и средствами организации различных видов деятельности по восприятию и пониманию словесных произведений искусств.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» решает разнообразные задачи, в числе которых поддержание у детей интереса к литературе, воспитание любви к книге, обогащение представлений об особенностях литературы: о ролях  (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.

Однако, исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема: определение форм и методов формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) произведений русских поэтов. Необходима система работы, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей и родителей.

 

 

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры

Концепция с возрастом и с темой работы

Пример проявления в действии и в речи ребенка

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального).

 

Проявляет интерес к художественному слову; зачитывать отрывками с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

Вслушивается в ритм и мелодику поэтического текста.

Участвовать в чтении текста по ролям,  в инсценировках.

 

 

Обращает внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). При восприятии музыкальных произведений дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию

Выразительно читает стихотворения используя разные средства выразительности

Говорит о том, что нравится в художественном произведении

Может восстановить последовательность в инсценировании знакомых сказок

Бережно раскладывает книги на книжную полку.

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности

 (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных героев (Заюшкина избушка,зимовье зверей).

Читает стихи наизусть

 

Воспроизводит рассказ недавно прочитанного произведения

 

Рассуждает, высказывается, задает вопросы по содержанию пройденного произведения, по описанию героев, их характерных качеств

 

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развить интерес к художественным произведениям

 

Ребёнок способен внимательно  слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.

 

Ребёнок способен рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

 

Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».

 

Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественном промысле.

 

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа

Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг, словесных произведений

искусств

Способен пересказывать отрывки из знакомой сказки, рассказа

Самостоятельно выбрать художественное произведение по собственным интересам

 

Приглашает сверстников вместе рассмотреть книжные иллюстрации

Просит повторить прочитанную сказку, рассказ, стихотворение

Рисует на тему услышанного произведения

Проявляет самостоятельность при выборе художественного произведения

Ребёнок пытается высказать свою точку зрения

 

В процессе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства у детей должны быть достигнуты результаты.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Новые стратегические ориентиры, обозначенные во ФГОС направлены на:

·     содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;

·     желание сделать жизнь детей более осмысленной и интересной;

·     стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

·     отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания  образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

 

 Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:

1.  Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательского интереса.

2.  Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

3.  Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

4.  Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

5.  Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы.

6.  Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Работа по формированию читательского интереса у дошкольников должна вестись систематически и быть разнообразной. Таким образом, очевидно, что круг детского чтения - это не примерный перечень произведений художественной литературы, а сложная, творческая работа педагога над собой и с детьми, включающая:

·     систематическое чтение самим педагогом детской литературы с целью непрерывного повышения своей профессиональной компетенции;

·     проведение работы по изучению интересов воспитанников;

·     подбор литературных произведений исходя из их развивающего потенциала, с учетом познавательных потребностей и интереса к окружающей маленьких читателей действительности, позволяющих им почувствовать красоту и выразительность художественного слова.

Для того чтобы развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений словесного искусства в работу учреждения необходимо внести следующие изменения:

   В содержании:

·                 Разработка плана кружковой работы на тему «Книга наш друг», с целью приобщения дошкольников к произведениям словесного искусства.

·                 Разработка проекта по решению данной проблемы на тему «Мои любимые книги». 

·                 Разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему «Произведения словесного искусства».

·                 Система работы с детьми.

·                 Цикл бесед «Мой друг» с привлечением специалистов сада по вопросам художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

·                 Дидактические игры, воспитывающих положительное отношение к разным видам произведений искусств: «Найди нужную книгу», «Помоги незнайке», «Отгадай произведение» и др.

·                 Сюжетно-ролевые игры в группе: «Мы художники», «Сделай книгу» и т.п.;

·                 Совместная продуктивная деятельность педагога и детей по созданию агитационных плакатов на тему: «Книга – наш друг», «Береги книгу», «Моя любимая книга», «Читаем вместе», «Узнай вместе со мной»;

·                 Совместная досуговая деятельность с родителями: вечер встреч «Читаем всей семьей!». 

·                 Литературные викторины и конкурсы способствуют проявлению активного интереса детей к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок, рассказов, историй по аналогии со знакомыми, к общению со сверстниками о своих любимых книгах.

·                 Просмотры театрализованных постановок, спектаклей, самостоятельное участие в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.

Формы работы с родителями:

Родительские собрания:

ü «Книга –мудрость знаний»,

ü «Что  читать дошкольникам»,

ü  «Вечер вопросов и ответов».

·     Проведение совместных выставок, литературных викторин, семинаров.

·     Информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.

 

Средства:

·                   Игровые компьютерные технологии;

·                   Технические средства образования;

 

Мониторинг

Для того чтобы понять, насколько эффективными были изменения в образовательном процессе, выбор методов, форм и средств обучения,   необходимо провести диагностику. Мониторинг достижения детьми старшего дошкольного возраста  планируемых результатов включает компоненты:

1.  Изучение читательского интереса (он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности).

2.  Изучение восприятия и интерпретации художественного произведения.

3.  Изучение отношения ребенка к художественному произведению идет.

4.  Изучение способности к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Показатели

итого

н

с

к

1

осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать смысл нравственного урока, который несет сказка;

 

 

 

2

воспринимать идейно-тематическую основу произведения – называть героев сказки, описывать их характерные черты, оценивать поступки;

 

 

 

3

различать жанры литературных произведений (сказка, стихотворение, загадка и т.д.), выделяя их характерные особенности.

 

 

 

4

Испытывать эмоции к героям произведений

 

 

 

5

Драматизировать небольшие произведения

 

 

 

6

Вспомнить 2-3 программных стихотворения, считалки, загадки (при необходимости напомнить первые строчки)

 

 

 

7

Называть любимого писателя

 

 

 

 

 

 

      

 

1.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Новые образовательные результаты достигаются за счет внесения изменений в условия:

Кадровые:

·     укомплектовать образовательное учреждение специалистами узкого профиля (логопед, психолог);

·     регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»;

·     методическое объединение по теме «Приобщение дошкольников к словесному искусству».

Научно-методические:

·     Подборка художественной литературы для детей старшей возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийных фильмов по тематике литературных произведений;

·     для использования в образовательном процессе;

·     изучение педагогического опыта коллег из других ДОУ по развитию восприятия и понимания дошкольниками произведений словесного искусства

·     выписка периодической педагогическо-методической литературы.

Материально-технические:

·     книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, рассказы, фольклорные произведения и др.);

Информационные:

·     распространение собственного педагогического опыта;

·     создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к художественной литературе;

·     Использование фонда библиотеки.

Организационные:

·     организовать консультации для родителей на тему «Что и как читать дошкольникам»;

·     создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающая среды группы – литературный уголок);

·     организовать выставку книг, рисунков, детских проектов.

 

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном  процессе:

Тема пособия: Мультимедийная дидактическая игра «Викторина» для детей старшего дошкольного возраста

-Возраст целевой группы: старшие дошкольники

Цель пособия: помочь детям формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста словесных произведений искусств; поддержание интереса к художественной литературе; воспитание любви к книге

·         - Задачи пособия: обогащать представление детей о многообразии жанров; способствовать углублению и дифферентации читательского интереса ,подвести к понятиям «народное искусство»

- Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Титульный лист

 

№2,3

«Какая сказка лишняя?» -определи среди четырёх иллюстраций сказок одну авторскую сказку, она и будет лишняя

 

№4,5

«Назови сказку»- воспитатель называет автора, дети показывают иллюстрацию к  данной сказке:

-Г.Х, Андерсен «Дюймовочка», К,И,Чуковский «Телефон», Ш,Перо «Кот в сапогах»

- (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К.И.Чуковский «Айболит»;  Г.Х.Андерсен  «Дикие лебеди»

 

 

№6

«Кто лишний?» - ребёнок смотрит на изображения героев сказок и определяет какой персонаж не из данной сказки

-в сказке «Буратино» лишний персонаж Чиполино

-в сказке «Вова в тридевятом царстве» лишний персонаж Емеля

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontr.rabota_moya.doc2.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...