Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
статья (подготовительная группа) на тему

Сытина Наталья Викторовна

В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_doklad_sytina.docx21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»

Подготовила: музыкальный руководитель:

 Сытина Н.В.

 В работе по развитию ценностно - смыслового музыкального восприятия я опираюсь на методику, разработанную кандидатом педагогических наук Н. В. Сусловой. В своей известной книге «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности» Суслова предлагает модель музыкального восприятия, в которой учитывается резонанс двух систем: музыки и музыкальной психологии. Опираясь на эту модель, мы можем прогнозировать развитие у детей ценностно-смыслового восприятие музыки, и предпосылок развития музыкального мышления у детей дошкольного возраста.

Музыкального восприятия в этой модели представлено пятью уровнями.

Телесность. Воздействие музыки на этот уровень носит, в определенном смысле, гипнотический характер. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под частотные и динамические показатели. Наиболее ясно мы ощущаем периодичность частот, соответствующих биоритмам нашего организма – ритмам дыхания, сердечного пульса, ходьбы, бега. Именно этим частотам соответствует музыкальная метроритмика, и именно они наиболее подвержены перестройке. Темп в музыке соответствует биению сердца. Темп 70-80 ударов в минуту мы воспринимаем как умеренный, он характерен для марша. Аллегро 120 ударов мы воспринимаем как быстрый, стремительный, а темп менее 70 как медленный. Длительность музыкальных фраз соответствует ритму дыхания, чем короче фразы, тем более взволнованный характер музыки мы ощущаем. Музыка провоцирует неосознаваемые двигательные реакции у взрослого человека и наиболее ярко у ребенка. (Примеры: как дети реагируют на марш, остинатные ритмы). Для активизации телесного уровня можно дать детям такие установки: при восприятии спокойной музыки ― дышать вместе с «дыханием» музыки; внутренним голосом пропеть мелодию и т. п.

Прошлый опыт – память. С этим уровнем связан музыкальный опыт и личные эталоны восприятия, хранящиеся в памяти. К нему можно отнести также образы пережитых ранее психологических ситуации, актуализируемые в процессе музыкального восприятия.

Например, пьеса Р. Шумана «Первая утрата». До звучания следует вспомнить, вызывать в памяти ребёнка какую-нибудь соответствующую названию ситуацию, пережитую им раньше. Восприятие самой музыки в этом случае будет опирается на подготовленную эмоциональную почву. Если же он никогда не переживал ничего подобного, то воздействие музыкального образа будет несравнимо меньшим.

Но нельзя полностью исключить и те произведения,  с образами которых ребёнок ещё не встречался в личном опыте.

В таком случае полностью исключается психотерапевтическая функция искусства – отработка эмоциональным переживанием тех образов, чувств и ситуаций, которые оказываются невостребованными в реальной жизни. Современный уклад жизни мало способствует изысканности, сосредоточенности, героизму. Отказываться от таких произведений нельзя – именно благодаря им педагог может обогащать и расширять опыт эмоциональных переживаний ребёнка. А необходимую ситуацию можно смоделировать с помощью игровых приёмов. Героические образы мы воплощаем во время проведения патриотических утренников, изысканные изящные в сказочных сценах.

Музыкальные действия. Музыкальные движения становятся способом, инструментом вхождения в смысловые структуры музыки, причём способом, ярко выраженным вовне и потому поддающимся педагогическому контролю. Движения при игре на музыкальных инструментах, движения при певческом звукообразовании, свободное дирижирование, танец, пластическое интонирование, отражают не только музыкальный образ, а передают основные свойства движения звуковой ткани.

Восприятие музыки в ходе активной деятельности способствует более глубокому осознанию её ценности и художественного смысла.

Например, при первом прослушивании, можно дать установку выразить живописно-двигательные образы: «Представьте, - говорит педагог, - что ваши руки – это цветы, а музыка – это солнце, к которому они тянутся», или «Давайте изобразим, как лев показывает когти».

При заключительном прослушивании музыкального произведения и попытки выхода на новый уровень осознания художественного смысла необходимо все движения перевести во внутрь себя. Предложить детям прослушать музыку в полной тишине в атмосфере концертного зала.

Музыкальная коммуникация. Музыкальное искусство хранит эмоциональную, духовную информацию. Одна из его функций заключается в передаче этой информации от одного человека другому, от поколения к поколению. Информация запечатлевается в системе значений музыкального языка. Люди могут понять друг друга, только используя одну и ту же систему значений. Особенно важно это положение в свете функциональной разделённости музыки на композитора – исполнителя - слушателя. Чтобы понять друг друга, они все должны владеть одним и тем же языком.

Музыкальный язык является сложным системным образованием и, в свою очередь, имеет многоуровневую структуру. Изучить в процессе НОД все элементы музыкального языка невозможно. Очевидно, что из каждого уровня музыкального языка необходимо выбрать несколько наиболее доступных элементов, своеобразный музыкальный алфавит значений. Важно, чтобы эти значения музыкального языка дети младшего дошкольного возраста получали как готовую информацию со слов педагога, а в старшем дошкольном возрасте открывали сами с помощью слушательского исследования: чувствую общий характер, настроение музыки → пытаюсь определить, откуда оно берётся, что в музыкальном звучании порождает именно это настроение.

Приём, показанный на семинаре, когда мы рисовали программу музыки А. Вивальди Весна, был направлен на активизацию уровня МК, целью его было понять музыкальный язык композитора.

Метод разрушения может ярко показать, что произойдет с музыкой, если в ней изменить те или иные средства музыкального языка. А метод «Сами сочиним музыку» подобрать те или иные элементы и средства выразительности.

Художественный смысл.

Что бы понять, что такое художественный смысл, можно привести пример с песней «Мама», в исполнении группы «Индиго». Осознание художественного смысла происходит уже при первом прослушивании песни. От такого сильного воздействия многие дети начинают плакать. Слияние чувств  ребёнка с музыкой происходит уже в первые минуты звучания песни. Но такое происходит не всегда для музыки с более сложной мелодией и гармонией  и образным содержанием может потребоваться 3,4 прослушивания, прежде чем произойдёт выход на уровень осознания художественного смысла. Особенно это касается фрагментов классической музыки.

Телесные компоненты, эмоциональные образы, понимание языковых структур, музыкальные действия должны от разрозненного и фрагментарного состояния прийти к равновесию.  Когда музыкальное произведение проработано на всех уровнях, возникает ощущение единения с музыкой. Ребенок испытывает удовольствие от прослушанной музыки, просит её повторить. Осознает, что прикоснулся своей душой к истинному прекрасному.

Таким образом с помощью чётких заданий, адресованных к различным уровням музыкального восприятия, выйти на самое главное в обучении искусству – постижение художественного смысла музыки.

Для активизации «уровня художественный смысл» невозможно дать рекомендация, применимые к любому произведению. Прежде чем ставить подобную задачу перед детьми, педагог должен сам, в собственном восприятии произведения, найти это состояние вдохновенного слияния с художественным смыслом музыки. Можно попросить ребят запечатлеть в живописи их понимание данной музыки. Рисунки будут служить своеобразным эмоциональными и смысловыми знаками изученных произведений.

Завершающим этапом осознания художественного  смысла музыкальных произведений  являются утренники. Конечно, музыка в них уступает по качеству профессиональным концертам, но существенно превосходят их по личной значимости для участвующих в них детей. Для каждого ребёнка находится роль, которая помогает раскрыть индивидуальные способности юных артистов. За время подготовки такого праздника музыка успевает просочиться во все поры детской души. Она запоминается, осмысливается, обрастает различными образами и затем надолго остаётся стойким эталоном музыкального восприятия.

Методические рекомендации

Расширение музыкального фона всей жизни ребёнка и незаметное для него структурирование музыкального опыта на подсознательном уровне создаёт необходимый фундамент для последующей работы. Качественно новый музыкальный фон может и должен появиться не только в НОД, но и у всего времени, которое дети проводят в ДОУ, а также у домашнего, личного времени ребёнка. Так при наличии в группе музыкального оборудования воспитателю можно предоставить диски со специально подобранной музыкой. Это могут быть произведения, с которыми дети уже познакомились в НОД произведения, с которыми они только будут знакомиться; произведения, не фигурирующие в программе занятий, но близкие по интонационному строю изучаемым произведениям. Под эту музыку воспитатель может провести небольшую разминку. Воспринятая несколько раз музыка прочно оседает в памяти, органично входит в подсознательный интонационный словарь. Незнакомые произведения, прозвучав один раз, не выполняют свою функцию, так как заметного следа на подсознательном уровне не оставляют. Слишком большое прослушивание также не желательно – притупляется острота восприятия и в дальнейшем может помешать глубокому проникновению в художественный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»

Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макроси...

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»

В современном обществе происходят социальные и экономическиеперемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательным...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...