«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
статья (старшая группа) на тему

Айзенштадт Зинаида Анатольевна

В современном обществе происходят социальные и экономические

перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами»

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты  и активным творческим началом.

            Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

          Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

          Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Музыка - есть средство и условие вхождение ребёнка в мир социальных отношени.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»

 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

                                                                           

   

      Выполнила

                                                                                                 Айзенштадт Зинаида

                                                                               Анатольевна

                                                                                        Муз.руководитель,

                                                                                МБДОУ №411

                                                                         

                                              Самара, 2015г.

  1.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1.  Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В современном обществе происходят социальные и экономические

перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами»

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты  и активным творческим началом.

            Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

          Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

          Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Музыка - есть средство и условие вхождение ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Традиционно

музыка рассматривается философами, психологами, педагогами  как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития личности.

В некоторых исследованиях выявляется благоприятное воздействие музыки на умственное развитие.  Музыка - это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир. Постичь законы бытия, расширить кругозор. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Музыка воздействует на человека и физиологически – успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки.  Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет:       «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием  целенаправленного воспитания»    Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего  развития человека, от целенаправленного  воспитания.     

 

      Однако в работе ДОУ по развитию у детей музыкального восприятия выделяют следующие недостатки.

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях деятельности

1.Недостаточно сформированы представление детей о видах музыкального искусства, умение эмоционально откликаться на музыку.

 Не у всех детей  развит навык самостоятельно переходить от умеренного к быстрому темпу, менять движения в соответствии со сменой характера музыки.

2.   Не у всех детей развито творческое воображение, умение импровизировать мелодию, передавать настроение музыки в движениях.

Недостаточно развито умение самостоятельно придумывать движения к инсценированию   песен и умению придумывать характер образов в игре.

3 У большинства детей отсутствует умение высказывать своё мнение по прослушанному произведению, недостаточно развит словарный запас при высказывании о настроении музыки.

4. Недостаточно сформирован  у детей навык исполнения танцевальных движений, умение самостоятельно переходить от медленного темпа к быстрому, выполнять простейшие перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами

1 В содержании при планировании НОД мало внимания уделяется  слушанью классической музыки в режимных моментах, знакомству с творчеством композиторов-классиков. Недостаточная работа педагога по пропаганде посещения театров и филармонии родителей с детьми.

2 Многие воспитатели испытывают затруднения в поддержке детской инициативы.

У воспитателей малый запас танцевальных движений

 

3. Недостаточная работа педагога с родителями по планированию активных форм слушания классических произведений(посещение театров, филармонии)

4. Многие воспитатели не владеют методикой муз. ритмических движений.

1 Материально-техническая база (устаревшее музыкальное оборудование в группах, не соответствует интересам современных детей) отсутствие дидактического материала и фонотеки. Низкий уровень педагога в самообразовании по данной теме.

2  Недостаток методических пособий в музыкальном уголке: дидактических игр на развитие творчества, демонстрационного материала по данной теме.

 3.Кадровые(Недостаточная квалификация воспитателей в муз. воспитании) Отсутствует система работы в ДОУ по восприятию  с детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства

4 Низкий уровень педагога по данному разделу музыкальной деятельности. В организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, имеющими  особые образовательные потребности.

 Таким образом, на основе проведённого анализа, можно увидеть следующие противоречия: восприятие произведений музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста происходят в различных формах музыкальной деятельности, однако не все задачи решаются в полной степени и для устранения недостатков необходимо внести изменение в образовательный процесс в ДОУ.

   

  1.  Формулировка профессиональной проблемы на основе    

                 проведённого анализа                    

 Исходя из выделенных противоречий, можно сформулировать профессиональную проблему: необходимо усовершенствовать систему работы ДОУ по развитию у дошкольников предпосылок восприятия и понимания музыкальных произведений. Для решения данной проблемы воспитание должно носить системный характер. Субъекты системы: муз. руководитель, дети, воспитатель, родители. Система рассчитана на весь период дошкольного возраста и представляет собой целенаправленный процесс, в котором методы, формы и содержание деятельности педагогов соответствует возрастным особенностям и способностям детей

             3.  Описание новых образовательных результатов,

                     сформированных у обучающихся.

     Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

                          Новые образовательные результаты

Целевой ориентир (из ФГОС)

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Ребёнок приобщается к музыкальной культуре, правилам поведения в театре, на концерте, развивается музыкальный вкус. У детей развивается музыкальная восприимчивость, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке. Ребёнок самостоятельно придумывает движения к танцу, меняет движения в соответствии с характером частей музыки

Дети объясняют правила поведения и причину  такого поведения в театре, на концерте. Эмоционально откликаются на прослушанное произведение. Активно участвуют в создание нового танца или игры.

Объясняют, какое движение нужно выполнять под определённую музыку и почему.

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

У ребёнка развивается умение передавать через музыку её эмоционально-образное содержание, навык импровизации мелодии. Ребёнок активно участвует в танцевальном и игровом творчестве, умение передавать через движения настроение музыки.  Ребёнок связывает содержание текста с музыкой, ощущает придуманный образ.

Ребёнок придумывает маленькие попевки, меняет их интонации. Принимает активное участие в создании танцевального и игрового образа. Договариваются, кто будет ведущим в игре

Ребёнок предлагает движения к инсценировке песни.

Дети обсуждают характер образа к данной песне или игре.

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У ребёнка формируется умение  высказывать своё отношение по прослушанному муз. произведению: различать его характер, жанр, средства муз. выразительности, формировать оценочное отношение.

Ребёнок высказывает своё отношение по прослушанному произведению, определяет жанр, настроение, средства музыкальной выразительности. Вступает в спор с другими детьми и ищет способ доказать свою правоту.

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

У ребёнка формируется умение передавать через движения характер музыки, способствовать формированию навыка исполнения танцевальных и игровых движений      

Ребёнок ориентируется в пространстве, овладел русск. народными движениями(ковырялочка, выбрасывание ног вперёд, распашонка), самостоятельно меняет свои движения в зависимости от смены частей музыки, умеет договариваться с другими детьми во время исполнения муз. ритмических движений

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

  Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Решение главной задачи музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней, а для этого нужна система развития музыкального восприятия

    Для решения этой задачи  используется:

  • Проведение итоговых мероприятий для детей
  • Проведение итоговых мероприятий совместно с родителями
  •  информационная работа с воспитателями
  • информационная работа с родителями через сайт детского сада
  • создание предметно – развивающей среды
  • использование ИКТ по данному разделу

Восприятие  является одним  из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.

Им нужно помочь войти в мир музыки, услышать её и понять.

Для этого нужен специальный подбор музыкального репертуара: произведения русских и зарубежных классиков, народная музыка. А также использования других видов музыкальной деятельности (пение, музыкально – ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах), использования различных видов художественной деятельности и изобразительного искусства.

      В процессе организации восприятия музыки  используется несколько этапов.

1 этап: Знакомство с произведением

Цель:  Настроить детскую аудиторию на предстоящее эмоциональное восприятие музыки.

Для этого  используется:

  • Эмоциональная настройка на предстоящее прослушивание музыкального произведения посредством литературного текста (можно использовать вступительную беседу, отрывок из рассказа, стихотворение или загадку)
  • Исполнение произведения на фортепиано (можно в записи)

Для более эмоционального восприятия используется наглядность:

  • Презентация, портрет композитора, иллюстрация к произведению.

2 этап:  Понимание, переживание.

 Цель: Развивать интерес к музыке, умение определять настроение произведения и средства музыкальной выразительности, форму произведения, характер частей, пополнять словарный запас.

  • Накопление музыкально-слухового опыта осуществляется через проведения традиционных и доминантных музыкальных занятий.

Например, по теме «Три кита» детей знакомят с жанрами произведений. По теме «Сказка в музыке» дети знакомятся с балетом Щелкунчик» П.И. Чайковского

  • исполнение произведения фрагментами и полностью.
  •  для сравнения можно использовать запись произведения в оркестровом исполнении, или исполнении на разных инструментах
  • обсуждение, беседа о настроении музыки и средствах музыкальной выразительности. Для этого используется

графическое изображения музыки

(Дети, с помощью графического изображения, показывают настроение музыки), после этого идёт обсуждение.

  • Моделирование музыки движениями рук (плавное, отрывистое, движение мелодии и т.д.). дети могут вступать в спор и сами доказывают правильный ответ.
  1. этап:  Творческий этап:

Цель: Закреплять знание детей о произведении и композиторе, развивать музыкальную память и эмоционально откликаться на неё.

  • Узнавать музыкальное произведение по фрагменту
  • Предлагаем детям пофантазировать: придумать рассказ по данному произведению
  • Музицирование: предлагаем детям подобрать музыкальные инструменты, которые могут передать настроение музыкального произведения
  • Просмотр видеороликов с детским исполнением произведения.
  • Использование интерактивных игр: например «Угадайка», «Петя и волк»

Цель игры: Определи по слуху инструменты симфонического оркестра.

  • Музыкальные впечатления подкрепляются изобразительным творчеством. (рисование на сюжеты программных произведений, рисунки фантазии, лепка из пластилина)

Восприятие музыки является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально - ритмические движения. Прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

В своей работе по восприятию музыки используются музыкально-дидактические игры, которые воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ним.

       В  работе используются  муз.дид игры З. Роот,  Н.Г. Конновой.

  • Цель игры: Развитие звуковысотного чувства
  • «Музыкальное лото»
  • «Ступеньки»
  • «Музыкальные птенчики»
  • Домик-крошечка
  • Птичий концерт
  • Цель игры: Развитие чувства ритма, умение передавать его.
  • «Определи по ритму»
  •  «Ритмические полоски»
  •  «Весёлые подружки» и т.д.

Цель игры: Развивать умение определять характер музыки.

  •  «Три цветка»
  •  «День рождение» и т.д.

Цель игры: Развитие детского творчества

  • «Музыкальная шкатулка»

Музыкально-дид. игры используются и в самостоятельной музыкальной  деятельности детей. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развёрнутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по её мелодии и хоровод и т.д.)

 Цель игры: Закрепления пройденного материала.

  • «Цветик-семицветик»
  • «Сладкий колпачок»
  • «Музыкальное окошко»

Цель игры: Развитие памяти и музыкального слуха.

  • «Песня-танец-марш»
  • «Слушаем музыку»
  • «Наши песни»
  • «Какая музыка»
  • «Музыкальный магазин»

Для обогащений музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях, воспитатель наполняет режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.

       Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях даёт ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.  Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей.

На музыкальных занятиях использовать презентации:  «Три кита» «Слушаем музыку вместе», «Откуда пришла музыка», «Рода войск», «Моя Родина-Россия», «Жизнь и творчество русских и зарубежных композиторов», тематические презентации по временам года.

На праздниках и развлечениях используется мультимедиа для сказочных эффектов. Например: «Падает снег», «Рисующая кисть», «Открывающееся окно» и т.д.

Для закрепления материала по восприятию музыки использовать интерактивные игры: «Петя и волк», «Угадай-ка», «Сказка про инструменты», «Цветик-семицветик»

Дети лучше воспринимают музыку за счёт того, что презентация несёт в себе образный тип информации, понятной дошкольникам, не умеющим читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Полученные впечатления остаются в памяти на более долгий срок.

     С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития музыкального восприятия детей старшего возраста были проведены консультации для воспитателей: «Музыка, как средство развития творческой личности», «Воспитатель и музыкальный руководитель», «Слушаем классическую музыку вместе с детьми»

Цель таких консультаций: Знакомство педагогов с творчеством русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, М. Глинка, Д. Шостакович и др)

      С родителями проводятся  беседы и консультации по развитию музыкального восприятия детей старшего возраста : «Растём и развиваемся с музыкой», «Играем вместе с ребёнком»,  «Влияние музыки на психику детей» «Идём в театр». Используются папки передвижки, памятки, музыкально игровые программы.

 На сайт ДОУ приглашаем родителей вместе с детьми, где они могут посетить «Музыкальную гостиную» (образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет).  Родители вместе с детьми могут провести путешествие по «Детскому музыкальному альбому» П.И. Чайковского, где они могут познакомиться с творчеством композитора и его музыкой, закрепить полученные знания играми и просмотром мультфильма.

Также в ДОУ проводятся:

  • музыкальные вечера совместно с родителями
  • концерты воспитанников музыкальной школы
  • поездка в театр оперы и балета

   Музыкальное развитие детей осуществляется совместно со всем педагогическим коллективом по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова. Используются так же парциальные программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой,  «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

Для анализа знаний и умений детей регулярно проводится диагностика. Для этого используется методика Н. Ветлугиной и А. Кинеман. По итогам мониторинга ставятся новые цели и задачи по музыкальному воспитанию.

           

                      Параметры диагностики по восприятию музыки.

 

Показатели

             задания

да

нет

не

уверен

Эмоциональное восприятие музыки

Исполнение  произведения

Умение определять жанр произведения

Муз-дид игра «Песня –танец-марш»

По звучанию узнать музыкальный инструмент

Использование в записи исполнения произведений на разных муз. инструментах(муз.дид игра «Угадай на чём играю»)

Определить настроение музыки

Исполнить 2 разнохарактерных произведения(Муз-дид игра «Грустно-весело»)

Узнать произведение по отдельным фрагментам

Исполнить несколько фрагментов из знакомых произведений( муз.дид игра «Музыкальное лото»)

Умение придумать сюжет к муз. произведению

Самостоятельно придумать сюжет по прослушанному произведению

Проверка качества усвоение

 танцевальных движений и их импровизация

Исполняется двухчастная форма: 1 ч. Бегут парами

2 ч. выполняют комбинацию из знакомых движений

  1.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые

  • Повышение квалификации воспитателей  в СИПКРО
  • Повышение самообразования через интернет ресурсы, методическую литературу, семинары, конференции, мероприятия по обмену опыта, посещение театров, музеев, выставок.
  • Участие в методических объединения, конкурсах «Ступени мастерства», «Воспитатель года», интернет конкурсах

Научно-методические изменения

  • Тематическое планирование
  • Разработка серии консультаций для воспитателей: «Музыка, как средство развития творческой личности», «Воспитатель и музыкальный руководитель» «Слушаем классическую музыку вместе с детьми»
  • Консультации для родителей: «Играем вместе с ребёнком», «Растём и развиваемся с музыкой», «Идём в театр»
  • Создание фонотеки классических, народных, детских эстрадных произведений
  • Методические рекомендации:

Материально-технические условия

  • Приобретение мультимедийного и интерактивного оборудования
  • Наличие ноутбука, беспроводных микрофонов, акустической системы
  • Цифровое пианино
  • Приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр, демонстрационного  и наглядного материала

Информационные изменения

  • Создание интерактивных пособий: «Узнай музыкальный инструмент». «Петя и волк» «Угадайка»
  • Использование презентаций: «Три кита», «Откуда пришла музыка», «Детский музыкальный альбом», тематические презентации по временам года.

Нормативно-правовое

  • Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации»

              ( ФГОС)

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования СанПин 2.4.1 3049 – 13
  • Конституция Р.Ф.
  • Примерная образовательная программ «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Организационные условия

  • Организация совместных поездок в театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»

Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макроси...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

"Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства

.«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный з...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...