«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»
проект по теме

Синельникова Лариса Ивановна

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

 «Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_ib_sinelnikova_l.i.docx154.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

 «Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Сроки обучения: 06.10-16.10.2015г.

Выполнила:

Синельникова Лариса Ивановна

воспитатель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское детский сад «Солнышко»

2015г.

I. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Настоящий ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию, реализует образовательную программу, обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, охватывает структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

До ФГОС ребёнок воспринимался взрослыми как объект образовательной деятельности, в ходе которой педагог формировал определённые знания, умения и навыки. В настоящее время, основываясь на фундаментальных положениях науки о детстве, ребёнок признаётся полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, который в результате освоения программы приобретает интегративные качества.

После введения ФГОС решать воспитательно-образовательные задачи предлагается не за счёт введения дополнительных занятий, а с помощью построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции образовательных областей. Данная работа, осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности каждого ребёнка. Все мы знаем, что искусство– это одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое. Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми.

В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. У дошкольников развивается возможность размышлять над новой информацией, развивается креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Ребёнок из пассивного объекта превратится в активного субъекта. Вот почему важно вовремя научить детей любить и понимать искусство.

Восприятие окружающего переходит в игру, а игра, в свою очередь, в творческое действие, которая осуществляется посредством фантазирования. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает основные принципы, в том числе и реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

В процессе знакомства детей с произведениями искусства должны учитываться следующие факторы:

- формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально - этического облика;

- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Становление полноценной личности невозможно без воспитания чувства прекрасного к окружающей среде. Технология художественного освоения и преобразования детьми действительности открывает путь к нежной эмоциональной душе ребенка в прекрасный мир искусства, показывая удивительность и яркость окружающего мира.

Анализируя недостатки в основном процессе, следует выделить:

- непонимание педагогом принципа интеграции образовательных областей: какие области интегрируют и как;

- несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям, неумение гибко организовать образовательный процесс;

-  суметь выбрать произведение на сегодняшнее занятие в зависимости от настроения детей;

- недостаточность методических знаний педагогов о работе в соответствии с ФГОС;

- недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов работы с детьми; по ценностно-смысловому восприятию детьми произведений искусства;

- неготовность педагога к работе с детьми по диалоговой модели в соответствии с ФГОС (осуществлять индивидуальный подход, учитывать потребности и интересы детей);

- отсутствие программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

- трудности в построении образовательного процесса в соответствии с ФГОС (в адекватных возрасту формах работы с детьми);

- недостаточно слаженная работа педагогического коллектива;

- недостаточное взаимодействие с семьями воспитанников. 

Перечисленные недостатки не позволяют детям использовать восприятие художественного произведения как активный волевой процесс,

предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность,  в воображаемом

перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

 Недостатки основного процесса характерны для всех образовательных областей и имеют общий характер. В свете нашей проблемы необходимо уточнить недостатки применительно к образовательной области «Художественно – эстетической».

Согласно ФГТ была образовательная область «Изобразительное искусство», а в настоящее время, согласно ФГОС, произведение искусства входит в образовательную область «Художественно - эстетическую».

Недостатки в условиях профессиональной деятельности. 

Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования можно столкнуться с рядом недостатков в условиях профессиональной деятельности:

  1. Недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений в сельской местности необходимое для процесса внедрения ФГОС;
  2. Необходимость изменения сознания педагогических кадров т. е. для обеспечения перехода на новый стандарт следует изменить систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, основной базой которой будет развитие творческого мышления педагога;
  3. Неумение разработать план-конспект занятия с учётом ФГОС;
  4. Трудность в выборе и освоении новых программ, технологий;
  5. Не хватает слаженной работы всего педагогического коллектива ДОУ;
  6. Отсутствие взаимодействия коллектива ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными организациями;
  7. Сложность контингента воспитанников;
  8. Необходимость учёта потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  9. Недостаточная материально-техническая база сужает деятельность педагога;
  10. Низкий потенциал семьи;

Перечисленные выше недостатки не позволяют детям использовать восприятие художественного произведения как активный волевой процесс.

 Для развития предпосылок ценносто-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного  искусства необходима система организации условий совместной деятельности педагога, детей и родителей. 

Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию, по решению данных задач.

 Разнообразить формы совместной деятельности.

Анализ качества дошкольного образования в процессе освоения и реализации программы свидетельствует, что имеются недостатки в результатах освоения детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Недостатки в результатах. Недостаточная изученность вопроса о взаимодействии педагога и детей (ребенка), связанная с отсутствием механизма реализации личностного подхода в восприятии изобразительного искусства детьми, не создается условий для их эффективного эстетического развития. Для развития предпосылок ценносто-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства необходима система организации условий совместной деятельности педагога, детей и родителей. 

Анализ качества дошкольного образования в процессе освоения и реализации программы свидетельствует, что имеются недостатки в результатах освоения детьми образовательной области «художественно – эстетическое развитие»:

- не развит у детей интерес к эмоциональным переживания и судьбам героев художественных произведений;

- минимален интерес к стихам, песням и сказкам;

- не умеют осмысленно рассматривать картинки и иллюстрации;

- стремление двигаться под музыку наблюдается, но не развито желание понимать музыку;

- не хватает концентрации внимания для отслеживания причинно-следственных связей в произведении;

- повторяет запомнившиеся слова персонажей, не понимая о чем они и зачем;

-нужны разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющие не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармоничного развития;

-недостаточно сформировано представление о произведениях искусства как одной из главных ценностей культуры;

-неумение понимать прекрасное в искусстве и жизни.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.    По итогам анализа работы дошкольного учреждения можно сделать вывод, что имеющиеся недостатки в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности и в результатах препятствуют успешному освоению дошкольниками образовательных областей вообще и в частности «Художественно – эстетическому развитию». Указанные недостатки позволяют сформулировать проблему необходимости создания организационных и психолого–педагогических условий, направленных на реализацию развития предпосылок  ценностно–смыслового восприятия и понимания детьми младшего дошкольного возраста  произведений изобразительного искусства:

-воспитатели ДОУ не владеют методиками приобщения ребенка к художественно – эстетическому развитию;

- в содержании деятельности воспитателей ДОУ нет системы воспитательно-  образовательного процесса;

- нет взаимосвязи с семьями воспитанников для решения данной проблемы;

- деятельность специалистов (логопедов, муз. работников и т.д) взаимосвязана с деятельностью воспитателя;

- в содержании деятельности воспитателя отсутствует интеграция образовательных областей для развития у детей предпосылок к произведениям искусства;

- в предметно развивающей среде нет периодической сменяемости, стимулирующей познавательную активность детей.

Для успешной реализации  творческой деятельности детей необходимо создать следующие  условия (согласно ФГОС п.3.2.1.):

      1) поддержку инициативы и самостоятельности детей;

      2) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

      3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

      4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития;

       5)  вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. 

В настоящее время в результате усвоения основной общеобразовательной программы у дошкольника формируется новый образовательный результат. В соответствии с ФГОС образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

 формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

 реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе

( содержание, средства обучения и воспитания, контроля).    

 Для решения поставленных задач необходимо внести изменения в образовательный процесс. Учебный процесс должен быть ориентирован на приоритет индивидуальности, самоценности ребёнка, выступающего субъектом образовательного процесса. Планируя самостоятельную творческую деятельность по изо в той или иной возрастной группе, необходимо максимально учитывать индивидуальный опыт детей, их склонности, интересы, потребности. Реализация самостоятельной творческой деятельности осуществляется в три этапа. На первом этапе ребёнок получает знания, на втором - умения, на третьем - навыки. А это предполагает дополнение традиционных занятий игровыми технологиями, которые включают самостоятельную деятельность. Изобразительно - дидактические игры дети чаще  всего используют в самостоятельной деятельности. Они развивают у детей способность к восприятию, различению основных свойств изобразительного искусства: «Весёлые шарики», цель: учить подбирать гармоничные и контрастные цвета; д/и «Цветы на поляне», цель: закрепить умение дифференцировать цвета на тёплые и холодные; д/и «Моё настроение», цель: учить детей ассоциировать эмоции с цветом. Закрепить знания о цветах спектра. Например, в игре «Фантастическое животное»; цель: развивать творческое воображение, используя разнообразные способы изображения;  материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанных из бумаги); Дети должны составить из имеющих элементов фантастическое животное. Придумать название, затем дети изображают фантастического животного в выбранной ими технике (рисовании по стеклу, рисование кляксами, рисование с помощью соли, рисование методом тычка).

При планировании игровой деятельности детей необходимо опираться на ряд педагогических принципов:

- природосообразности и культуросообразности (игра должна соответствовать возрасту, способностям, желанию ребёнка и должна опираться на зону ближайшего развития);

-   системности и последовательности;

-  тематичности (игра должна вписываться в планы образовательной деятельности).

 При организации игр в самостоятельной творческой  деятельности детей следует ориентироваться на практические принципы:

-    отсутствие принуждения;

-    поддержания игровой атмосферы;

-    углубление содержания игровых заданий;

-  от подражания к игровой инициативе.

   Для более успешной организации самостоятельной художественно -  эстетической деятельности детей в ДОУ  следует изменить не только содержание  образовательного процесса, но и дополнить  средства (материальные и идеальные) обучения и воспитания. Необходимо использовать новые современные:

- демонстрационные и наглядные средства (картины художников, иллюстрации, фланелеграф, мольберт);

-  атрибуты к сюжетно-ролевым играм, костюмы;

-  дидактические игры по изобразительному искусству;

-  видеофильмы;

-  технические средства: магнитофон, компьютер, проектор.

 Реализация данных задач требует:

-  самообразование педагога;

- совершенствование собственных творческих  способностей по художественно – эстетическому развитию;

- развитие  умений увлечь детей любимым делом;

- установление контактов с каждым из детей.

Таковы основные педагогические средства  развития самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Развитие самостоятельной творческой  деятельности детей зависит не только от имеющихся у них умений и навыков, имеющегося оборудования в группах, но и от продуманного и тактичного руководства и контроля со стороны воспитателя и педагога по изобразительному искусству.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.

Кадровые изменения.

В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:

  1. ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
  2. профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  3. участие в районных и окружных методических мероприятиях;
  4. проведение мастер-класса «Реализация непосредственно-образовательной деятельности через образовательную область «Художественно – эстетическое развитие»,  обмен педагогическим опытом на педагогических советах;
  5. создание творческой инициативной группы «Мы рисуем».

Научно-методические изменения.

  1. Обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов для подготовки к непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей;
  2. Подборка и составление картотеки тематических игр для детей («Определи по цвету», «Превращение шариков», «Доскажи словечко», «Сочиним разноцветную сказку»);
  3. Оформление красочного уголка для детей, родителей и воспитателей .
  4. Проведение акции «Сделай сам»;
  5. Комплексно-тематический подход в планировании деятельности детей.

Материально-технические изменения.

В ДОУ необходимо внести изменения в материально-техническую базу:

  1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»;
  2. Оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  3. Подбор иллюстраций, видеоматериалов по теме;
  4. Приобретение методической литературы по проблеме;
  5. Использование технических средств обучение (компьютеры, проекторы).

Нормативно-правовые изменения.

  1. Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
  2. Внесение изменений в календарно-тематическое планирование;

     Информационные изменения.

  1. Размещение информации на стендах ДОУ по теме «Художественно – эстетическое развитие»
  2. Проведение дней открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с произведениями искусства.
  3. Индивидуальные и групповые консультации;
  4. Организация выставок детского творчества;
  5. Приглашение родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы, викторины, выставки.
  6. Создание интернет -журнала;
  7. Переписка по электронной почте;
  8. Фотоотчёты;
  9. Подборка и создание видеотеки мультфильмов;
  10. Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.

Организационные изменения.

  1. Организация экскурсий в музей произведений искусства;
  2. Организация проектной деятельности;
  3. Эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей.

Деятельность воспитателей по развитию у дошкольников предпосылок  ценностно–смыслового восприятия  произведений изобразительного искусства будет успешной, если будет осуществляться с помощью специалистов и родителей.

Используемая литература:

  1.  ФГОС (от17 октября 2013г.)
  2. Основная Общеразвивающая Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (по редакцией М,А. Васильевой, Н.Е. Вераксы)
  3. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «Успех»
  4.  Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
  5. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

  1. Тема пособия: «Подбери цвет».
  2. Возраст целевой группы: младшая группа.
  3. Цель пособия: закрепить знания детей об основных цветах.
  4. Задачи пособия: развивать образность мышления, выразительность речи; способствовать возникновению интереса и желания рассматривать иллюстрации.
  5. Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснения педагога

1

viewer (15)

Название дидактического пособия.

2

viewer (16)

Воспитатель спрашивает, что изображено на картинке, обращает внимание на то, что это овощ, спрашивает, где растет овощ. Поощряет ответы. Предлагает закрасить соответствующим цветом.

3

viewer (18)

Воспитатель спрашивает, что изображено на картинке, обращает внимание на то, что это  фрукт и предлагает закрасить соответствующим цветом. Спрашивает, где растет фрукт?

4

viewer (20)

Воспитатель спрашивает, что изображено на картинке, обращает внимание на то, что это овощ и предлагает закрасить соответствующим цветом. Спрашивает, где растет овощ?

5

viewer (22)

Воспитатель спрашивает, что изображено на картинке, обращает внимание на то, что это  овощ и предлагает закрасить соответствующим цветом. Спрашивает, где растет овощ?                                                                                                                                      

6

Яблоко

яблокоviewer (16)

Воспитатель спрашивает, что изображено на картинке, обращает внимание на то, что это  фрукт и предлагает закрасить соответствующим цветом. Спрашивает, где растет фрукт?

7

viewer (23)красное яблокоviewer (19)viewer (21)

Для закрепления воспитатель предлагает вспомнить, где растут овощи, а где растут фрукты - назвать их, сказать какого цвета и отправить овощи в грядку, а фрукты на дерево.

8

viewer (26)

Поощрение  детей