«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)
методическая разработка

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования включает в себя четыре образовательные области, одной из которых является «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соответствует действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в том, чтобы построить принципиально иную функциональную образовательную модель, базирующуюся на личностно-ориентированном принципе.

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Необходимо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Следует всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

При планировании работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС учитывает:

  • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
  • социокультурное разнообразие детства;
  • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
  • потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Поэтому в непосредственной образовательной деятельности – рисовании, лепке, конструировании  формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Однако для современных дошкольников становятся актуальными и недостатки результатов воспитания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства:

  • у них не сформированы способы эстетического сужения, осознание эстетических свойств произведений искусства;
  • не умеют замечать недостатки своих работ и исправлять их;
  • отмечается низкая потребность в создании продуктов ручного творчества;
  • многие дети путают названия основных цветов и их оттенков;
  • у детей не сформированы пространственные представления и ориентировки, они не умеют работать в микро-пространстве (на листе бумаги, на столе);
  • дети не понимают значение перспективы, трехмерности пространства, линии горизонта и т.д.;

Для решения данных проблем в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому развитию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и  материально- техническое обеспечение создание предметно-развивающей среды,  создание  гармоничного  дизайна территории и  помещений  детского сада);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Проведенный анализ позволяет сформулировать профессиональную проблему, которая строится на противоречии: с одной стороны ФГОС ДО предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства, с другой – в методической литературе не представлено четких рекомендаций по построению той или иной формы непосредственно-образовательной деятельности детей.

Решением данной проблемы может стать определение форм организации детской деятельности с конкретным их содержанием.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документов был издан Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В соответствии с данным приказом у детей должны быть достигнуты результаты по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
  • использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации;
  • применяет традиционные техники изображения.
  1. Развитие детского творчества:
  • принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного сказочного содержания;
  • создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности, создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
  1. Приобщение к изобразительному искусству:
  • различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
  • понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
  • выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» призвана сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Вся система художественно-эстетического воспитания в ФГОС ДО нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:

  • способствовать овладению ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;
  • развитие способности к художественно-эстетическому творчеству;
  • развитие эстетических психологических качеств личности ребенка, которые включают эстетическое восприятие, чувства, оценку, вкус и другие психические категории эстетического воспитания.

Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

Формы работы

Режимные моменты:

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • Групповые
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Самостоятельная деятельность детей:

  • Индивидуальные
  • Наблюдение.
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.
  • Игра.
  • Игровое упражнение.
  • Проблемная ситуация.
  • Конструирование из песка.
  • Лепка, рисование, аппликация.
  • Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.).
  • Создание коллекций.
  • НОД (рисование, аппликация,  художественное конструирование, лепка).
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр. 
  • Экспериментирование.
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
  • Тематические досуги.
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи.
  • Проектная деятельность.
  • Украшение личных предметов. 
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
  • Самостоятельная изобразительная деятельность.

Работа с воспитателями:

  1. Деловая игра «Искусство в жизни человека» (с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников).
  2. Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по изобразительному искусству» (обучение технологии моделирования НОД по художественно-эстетическому воспитанию и их анализу).
  3. Педсовет «Взаимосвязь искусств в художественно-эстетическом воспитании».

Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
  3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал». Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.

Контроль уровня сформированности художественно-эстетического развития:

Критерии

Показатели критериев

1.Эстетическое осознание произведения изобразительного искусства. 

-ребенок умеет дать правильную 
оценку; 

-может описать произведение искусств;

-правильно определяет цвета

2.Развитие художественного вкуса. 

-ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; 

-устанавливает правильные пропорции

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. 

-ребенок самостоятельно справляется с заданием; 
-правильно подбирает цвета;

-правильно устанавливает пропорции

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Достижению новых образовательных результатов способствует изменение условий:

Кадровые:

  • регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»;
  • методическое объединение по теме «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству»;
  • практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по изобразительному искусству».
  • педсовет «Взаимосвязь искусств в художественно-эстетическом воспитании».

Научно-методические:

  • разработка планирования в соответствии с принципом интеграции образовательных областей;
  • изучение педагогического опыта коллег из других ДОУ по проблеме формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства.

Материально-технические:

  • репродукции картин для анализа, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений, скульптур;
  • компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации репродукций картин, архитектурных сооружений, скульптур, презентаций по темам НОД).

Нормативно-правовые:

  • изучение ФГОС и СанПин;
  • ориентация педагогической деятельности на рабочую программу, принятую в детском саду.

Информационные:

  • создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к художественной литературе;
  • распространение собственного педагогического опыта.

Организационные:

  • организовать консультации для родителей;
  • создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающая среды группы);
  • организовать выставки детских рисунков, аппликаций, групповых и индивидуальных проектов, работ декоративно-прикладного искусства.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Осенние листья».

Возраст целевой группы: дошкольники 6-7 лет

Цель пособия: создать условия для восприятия осеннего пейзажа и анализа цветовой гаммы осенних листьев.

Задачи пособия:

  1. Формировать у детей теплое, трепетное отношение к неживым образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.
  2. Формировать способность видеть в картине радостное настроение, связанное с приходом осени.
  3. Развивать умение сливать краски.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

Звучит музыка П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку  

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень) (клик мышкой – появляется Осень)

Беседа о том, в какие цвета окрашивает осень  листья на деревьях.

                        Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!  (З.Федоровская)

Приходилось ли вам гулять по осеннему парку? Не правда ли, осенью очень красиво.

Опишите картину, что на ней изображено? (работа со словом «аллея», подбор синонимов к слову «скамейка»)

Воспитатель  Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья опадают?

Дети:  Листопад.  (клик мышкой по картинке – появляется листопад)

Воспитатель: Верно. Листопад - это биологический процесс  сбрасывания листвы растениями. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ.

Дидактическая игра «С какого дерева лист». Ребята, посмотрите на листики. С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы) (клик мышкой строго на лист – появляется соответствующее дерево).

 -Если у дуба листья какие?, у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).

6,7,8

Смешивание красок.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы решили нарисовать осенние листья, но у вас нет нужных красок. Есть только основные цвета. Что же делать? (смешивать краски)

 Воспитатель: Какой получится цвет, если смешать желтый и синий? (клик мышкой на белое облачко – появляется зеленый цвет). (Затем коричневый, оранжевый)

9.

Молодцы, ребята. Теперь вы сможете нарисовать осенний пейзаж и не растеряетесь, если не найдете нужного цвета.


Словарь терминов

Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Восприятие – психический процесс, приводящий к формированию образа целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Воспроизведение - активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала.

Выразительные средства живописи - художественные средства живописи: цвет;  рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.

Изобразительная деятельность дошкольников - это художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.

Эмоциональный опыт - это совокупность знаний, умений и навыков по преодолению экстремальных ситуаций, возникающая и закрепляющаяся на фоне сильных эмоциональных переживаний сугубо важных, ответственных и опасных действий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...