Развитие творчества у дошкольников на материале современного искусства
статья

Налимова Елена Анатольевна

Материал будет полезен педагогам ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_detey.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творчества детей

на материале современного искусства

В художественной практике современности отмечается всплеск интереса к фольклору, к музыке устной традиции. Причем, в творчестве композиторов интерес этот проявляется именно к сущностным и технологическим ее основам, к ее устройству и функционированию в обществе. Очевидно, эти процессы связаны с насущной потребностью современного человека в эмоциональном выражении себя через музыкальное движение и звучание, потребностью в эмоционально-чувственном общении и взаимодействии с помощью музыки с окружающим миром, тем ярче ощущаемую, чем более технократичным становится этот мир.

Музыка устной традиции построена на индивидуальной импровизации, на чувственно-эмоциональном спонтанном самовыражении. При этом импровизация не является стихийной, она опирается на каноны (или «архетипы», «базовые модели»), т.е. насыщенные смыслом формы и структуры, освоенные как внутри данного сообщества или музыкального стиля, так и конкретной выражающей себя в импровизации личностью. Технологический принцип устной музыкальной традиции – самовыражение и самоорганизация на основе определенных общих закономерностей. По сути, система устной музыкальной традиции – это слепок с самой жизни, в которой бесчисленные модификации рождаются на основе единых законов.

В современном искусствоведении существует взгляд на технологии устной и письменной традиции как на выражение различных миропорядков. Музыка, рожденная в русле устной традиции, ассоциируется с самой жизнью как гибкой, самоопределяющейся и самоорганизующейся системой. Письменная музыкальная традиция воплощает примат контроля, организованности, интеллекта, господства глобального, высокого, идеального над частным, сиюминутным и спонтанным (на бытовом уровне это понимание воплотилось в выражении: «все должно быть правильно – как по нотам»). С этой точки зрения не удивительно, что игровые технологии, опиравшиеся на закономерности устной традиционной музыкальной культуры, в музыкальной педагогике ХХ века развивались преимущественно в западной Европе и полностью отвергались в советском государстве.

Современными педагогами осознается потребность в разработке новых технологий, в которых отсутствует сам дух авторитаризма, дидактизма, которые соответствуют принципам личностно ориентированного обучения и законам творчества. Особенно актуально возрождение на современной основе традиций устной музыкальной культуры, которая позволяет любому человеку выражать себя с помощью музыки, владея не столько навыками исполнения музыкальных произведений, сколько приемами интонационного и двигательного творчества. Такие приемы содержат в себе явления художественной практики современности, в которых проступают черты устной музыкальной традиции в новом модифицированном варианте. Полагаем, что это – богатейший и почти не разработанный музыкальной педагогикой пласт, содержащий широкий арсенал приемов и техник, пригодных в качестве творческих идей для создания музыкально-игровых технологий, развивающих устную музыкальную традицию в современных условиях.

Прежде всего, отметим дух игры, экспериментаторства, творческого поиска, пронизывающий авангардные музыкальные направления: неофольклоризм, футуризм, дадаизм, конкретная музыка, сонористика и др. Художник предстает в этих направлениях деятельным исследователем окружающего мира, в котором его интересуют любые детали и подробности, в котором он может «переставлять», комбинировать и по-своему переиначивать  любые «вещи» и явления.

Сам этот игровой, изобретательский подход к созданию произведения искусства и пониманию творческой деятельности близок природе детской игры, в которой ребенок познает мир и свои возможности в этом мире. В игре ребенок наделяет все окружающие его предметы собственными смыслами, создает с помощью воображения собственную картину мира, в которой многие привычные для взрослого вещи предстают в парадоксальной интерпретации. Духом подобного «ребячества» пронизаны, например, произведения Э. Сати с пародийными названиями: «Прелюд в виде коврика», «Три пьесы в форме груши», «Три подлинные дряблые прелюдии для собак», «Неаппетитный хорал», «Арии, от которых все бегут» и т.д. Подобные музыкально-поэтические идеи могут быть использованы при организации детского музицирования. В них выражается сама суть устной музыкальной традиции, в которой важен процесс творческого игрового общения с окружающим миром, а не результат в качестве сотворения высокохудожественного шедевра, воплощающего в себе идеальные образы мира.

В современном творчестве изменилось отношение к самой звуковой материи музыки. Эстетическая ценность музыкального звука как символа культуры, как звучащего мироощущения эпохи, стиля подверглась переосмыслению. Современное звучание воссоединилось, подобно тому, как это было в архаическую эпоху, с шумами окружающего мира, с речевым интонированием человека, добавив в эту палитру звуковые «краски» технического прогресса и синтезированные электронные звучания.

Шумовые эффекты давно заняли прочное место в музыкальной практике современности, став одним из ярких средств выразительности в детском игровом творчестве. Музыкальная педагогика преобразовала этот прием в игры детей со звуками и шумами окружающего мира. Звук – чувственно-конкретное переживание реальности, связанное с правополушарным принципом мышления. Это непосредственный контакт со сферой эмоций, интуиции, образного восприятия мира. Музыкальной педагогикой давно осознано, что игры со звуками, «живущими» в окружающем их пространстве, полезны и интересны детям, соответствуют их психофизиологическим потребностям и возможностям.

Так, на Орф-занятиях дети сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предметы. «Инструментом» становится и сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений – хлопков, шлепков, притопов, щелчков, «звучащих жестов» (по терминологии Г. Кеетман). По мнению педагогов-практиков, включение немузыкального звукового материала педагогически целесообразно, поскольку позволяет на доступном материале сформировать необходимые знания и умения, а также погружает детей в атмосферу открытия звукового мира, создает условия его исследования. Помимо всего прочего, игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное для детей. Звуки, издаваемые с помощью различных предметов и вещей, оживляют в воображении ребенка эти вещи, будят его фантазию, ведут к творчеству. Подобные игры помогают ребенку в дальнейшем войти в мир современного искусства, понять смысловую подоплеку современных техник художественного творчества.

Из практики современной музыки в музыкальную педагогику вместе с сонорными эффектами пришли новые приемы организации нотной записи музыкальных композиций.

Некоторые условные партитуры-картины, созданные композиторами ХХ века, сегодня воспринимаются детьми как занимательные музыкальные игры. Например, «Музыка к рисунку» Г. Регнера, «Из дневника мухи» Б. Бартока, «Комплексная игра со звуком» В. Келлера, «Звездное небо» А. Веберна. В этих партитурах нет нот, есть лишь условные обозначения (линии, точки, замысловатые фигуры, красочные пятна и т.д. – в зависимости от воображения автора произведения). Смыслом этих «партитур» является включение исполнителей произведения в творчество по схематично представленным вехам предполагаемой интонационной драматургии. В творческий процесс таким способом включается и воспринимающий произведение слушатель: он, как и исполнители, может трактовать рождающиеся спонтанно звучащие образы, полагаясь на собственную фантазию.

  Современные педагоги создают аналогичные игровые композиции для творческих занятий с детьми. Ценность условных партитур в детском звук творчестве заключается в следующих моментах:

- в создании темброво-шумовых композиций могут принимать участие дети любого возраста и с любым уровнем знаний музыкальной грамоты (или вовсе без них);

- условные знаки в партитуре при всей свободе их трактовки являются вехами в драматургии рождающейся импровизационно композиции, благодаря им композиция приобретает логику и смысл, а не является хаотическим набором звуков;

- в роли условной партитуры может выступить все, что угодно: нарисованные педагогом условные знаки, нарисованная ребенком картинка, импровизационный танец или пластическая сценка, разыгранная детьми, жесты, уловное значение которых заранее оговорено, стихи, сопровождаемые мимикой и жестами  и т.д. Условные партитуры в этом смысле помогают детям осознать изначальную связь музыки с жизнью: с движениями, пространственными, зрительными, речевыми образами.

- ребенок дошкольного возраста, воспринимающий инструмент как единое звуковое пятно (для которого точечная звуковая дифференциация пока еще проблематична) получает возможность играть со звуковыми красками, причем не только в одиночку, но «в ансамбле», в общении с другими детьми или взрослыми. Условная партитура (как и условное дирижирование) включают ребенка в музицирование как в невербальное общение с окружающими, развивая навыки ритмической и эмоциональной подстройки, эмпатии, внимания к партнеру по игре, умение действовать в этой игре по установленным правилам, гибко переходить из роли ведущего в роль ведомого (соло – фон) и  другие качества, важные в общении между людьми.

Таким образом, условную партитуру можно рассматривать как прием, органично вписывающийся в технологию устной музыкальной традиции. Такая партитура не закрепляет раз и навсегда игровые роли между исполнителями. Каждый раз она может порождать новые варианты интерпретации: в зависимости от состава участников, от их настроения, от инструментов, которые они в данный момент используют и т.д.

Художественная практика современности демонстрирует разнообразные формы синтеза искусств. Многочисленные «переводы» художественных образов на языки разных искусств, «обмен» между искусствами формообразующими принципами и специфическими, как казалось, прежде, средствами выразительности – все это входит в характеристику   современного искусства.

Диалогичность мышления приводит современных музыкантов к поиску новых выразительных средств, содействующих воплощению в самой структуре произведения активной работы самосознания, художественной интуиции, а также «вовлечения в обсуждение проблемы» своих слушателей, включение их в процесс создания художественного произведения. Многие партитуры современных композиций предстают как проект, модель, в реализации которой исполнитель выступает как соавтор произведения. В таком контексте живописная, графическая, пластическая, поэтическая, музыкальная интерпретация-до осмысливание художественного произведения любого вида искусства в современной художественной практике выступает в качестве общей тенденции.

Художники и музыканты современности свободно «обмениваются» специфическими средствами выразительности и техническими приемами для создания оригинальных концепций. Абстрактные, беспредметные полотна с помощью цветовых наплывов и колористических пятен-вспышек пытаются, подобно музыке, выразить движение чувств и эмоций. Музыканты смело экспериментируют с новыми приемами организации музыкальных композиций, с пластическими и цветовыми воплощениями музыкальной формы, с введением условных партитур-картин, с использованием шумов, звуков окружающего мира, живописных сонорных эффектов, с формами воплощения синтеза звука, цвета, пластики. Специфические приемы, выводящие музыкальное искусство в область, поли художественной деятельности, прочно утвердились сегодня в арсенале выразительных средств музыки.

Выход за пределы одного вида искусства поли художественную деятельность является также яркой тенденцией педагогики искусства наших дней. Особенно остро потребность в художественном синтезе осознается педагогами периода детства. Синтетический характер художественного восприятия ребенка обуславливает необходимость участия комплекса искусств в педагогическом процессе формирования целостного мировоззрения личности.

Музыкальная педагогика, ориентированная на творчество детей и игровые методы музыкального воспитания, может опереться на опыт подобных полихудожественных взаимодействий в практике современной музыки. Темброво-шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки и «рисование» звуков на детских музыкальных инструментах, аритмичные тембровые композиции, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, интонационно-речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков– эти формы игровой творческой деятельности развивают устную музыкальную традицию, трансформируя ее в условия современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции " Этнокультурное образование:опыт и перспективы"...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно так же разнообразно по видам и жан...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники и материалы аппликации, как средство развития творчества у дошкольников"

Данная консультация поможет воспитателям разобраться в огромном количестве разных техник, используемых в творческих видах деятельности с детьми. Аппликации можно делать практически из любых материалов...

Методическая рекомендация для педагогов на тему: «Развитие творчества у дошкольников средствами изобразительного искусства «Натюрморт»

Данный материал поможет вопитателям пополнить свои знания о таком понятии, как "натюрморт" и, в дальнейшем полноценно проработать эту тему с детьми....