Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
консультация по теме

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"

Доклад из опыта работы на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

( Доклад из опыта работы на метод.объединении)

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста играет народное декоративно-прикладное искусство. Известные педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, В.М.Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию, пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красочно. И там и здесь  жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

       Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративно-прикладного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

     И поэтому, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.  

 Цикл  занятий  по  обучению  дошкольников  декоративному  рисованию  состоит  из  трех  этапов:

  • знакомство  с  историей  народного  промысла  и  выделение  простейших  элементов  узора;
  •  углубление  знаний  о  промысле, выделение  более  сложных  элементов  узора  и  знакомство  с  особенностями  декоративной  композиции;  
  •  творческое  использование  полученных  знаний, умений и навыков.

В своей работе с детьми мы тоже придерживаемся этих этапов.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причём некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер. Но основная цель такого занятия – не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начиналось с детьми в средней группе. Были поставлены такие задачи как:

1) развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

2) развивать чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета;

3) развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора;

4) развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

В старшей группе ставились уже более сложные задачи декоративного рисования, т. К. уровень развития эстетических чувств в этом возрасте более выше.

  • Учили детей симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета;
  • использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы
  • находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
  • умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать её в разных направлениях).
  • учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

    В подготовительную группу дети приходят уже знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы – прямоугольник и многоугольник, и различные плоскостные формы предметов – вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т.п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, узор на них требует применения разных принципов  (на кувшине по краю горлышка – линейный орнамент, на округлой части – узор в центре).

Когда нам с детьми нужны были для занятия объемные предметы, мы их изготавливали на занятиях по конструированию из бумаги. Делали заготовки коробочек, «мебели», объемной  фигурки барышни. А затем дети с удовольствием их расписывали. Так же дети сами изготавливали из бумаги тычки печатки для рисования кругов разного диаметра.

В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец даётся в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Дети по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Большое значение имеют занятия, на которых дети самостоятельно создают узоры на основе знакомства с предметами народного декоративного искусства.

В своей работе с детьми мы используем наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки.

В свободное от занятий время предлагали детям дидактические игры: «собери целое», «Парные картинки» с элементами росписи. Что развивает у детей творческое воображение, память, творческое умение анализировать.

В группе имеется уголок изобразительной деятельности, уголок по декоративно- прикладному искусству, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

На занятиях используются таблицы с элементами росписи, образцы для упражнения в кистевой росписи.

Свой доклад хочу закончить словами известного педагога Н.П.Сакулиной. Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, она отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство

в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук через декоративно-прикладное искусство»

Консультация предназначена для родителей, которым не безразлично будущее своего ребенка, его творческий потенциал, правильная речь, твордо поставленная рука....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"

Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...

«Развитие мелкой моторики рук через декоративно-прикладное искусство»

laquo;Развитие мелкой моторики рук черездекоративно-прикладное искусство» Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. С раннего детства, занятия с...