«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»
материал по теме

Аширова Надия Харрясовна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции " Этнокультурное образование:опыт и перспективы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Х. Аширова

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

     Мордовия издавна является территорией, где проживают народы – представители трех мировых культур: славянской, тюркской и финно – угорской. Это русские, мордва и татары. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.

     Поликультурное воспитание призвано поддержать многообразие национальных культур в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценности в практику воспитания и обучения и тем самым решение актуальных проблем педагогики.

     Практическая значимость поликультурного воспитания заключается в приобщении дошкольников к традициям, к воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям  народов разных национальностей.

     Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста,  которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно -  прикладное искусство – составная часть этого опыта, а  народное творчество – источник чистый и вечный, оно  идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития  личности является использование  народного искусства в работе с детьми.

     Важную роль декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как  А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие.    Они убедительно показывают, что ознакомление с произведением народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в д/саду.  

     Практика работы в ДОУ доказывает слова К.Д.Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь народное искусство в силу своей специфики, заключающейся  в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению Константина Дмитриевича, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

     Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю.  Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус,  благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».        

     Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный                                технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. А у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством.    Поэтому важно подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки, аппликации и рисования.

     Дошкольный возраст – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии  у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщаться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, поэтому  нгужно выбрать следующие направления в работе: расширенное знакомство детей с изделиями народных   художественных промыслов; знакомство с элементами росписи татарских, русских и мордовских национальностей; самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

     В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание  и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны человек осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое оно занимает в современном мире, с другой привить ему уважение к другим культурам. Именно поэтому для решения поставленных задач широко использую произведения декоративно-прикладного искусства русского, мордовского и татарского народов. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.

     Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

     Все это помогает вызвать у ребят интерес к народному искусству, научить понимать и оценивать красоту национальных предметов, разнообразие их форм и красочность орнаментального украшения. Дети, благодаря использованию сравнительного метода, узнают, что птицы, звери бывают в русской вышивке, геометрические фигуры – в мордовской, а в татарской вышивке используют хорошо знакомые растительные узоры.

     Для осуществления  целенаправленной работы важно тщательно изучать материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, уточнить методы и приемы, исполнения в росписи, проводить  работу по организации развивающий среды (изготовить практический материал, разрабатывать развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности); подобирать доступный материал для творчества,  обеспечивать наличие его разных видов (глины, краски, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрационный материал, приобретать подлинные изделия декоративно - прикладных искусств, модели – плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

     В работе с детьми  нужно использовать различные приемы и методы: одномоментный, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод подмастерья, сотворчество, мотивационный, жест.

     При этом формы проведения занятий могут быть разными:

  1. путешествие по городам, знаменитых на весь мир  своими художественными промыслами;
  2. экскурсии в сказку;

3)      превращение в мастеров – художников.

     На этих занятиях решаются развивающие  задачи. (Развивать личность ребенка как субъекта  межличностных отношений и развивать умения и навыки взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.)

     Воспитательные задачи. (Формировать у  детей интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности, воспитывать положительное отношение к культурному окружению и  обеспечить условия для воспитания детей в духе толерантности, уважения и взаимопонимания к другим народам.)

     Образовательные задачи. (Создать условия для освоения детьми истории  культуры народов Мордовии и не замыкать ребенка в культурных традициях одного народа, учитывать интересы полиэтнического состава населения.)

     Работа, проводимая по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством народов, дает возможность не только расширить представления детей о специфике национального искусства, но и подчеркнуть общие черты. На таких занятиях педагог знакомит детей с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети узнают, какую одежду носили издавна народы, учатся различать и называть предметы одежды: тюбетейки, калфаки, ичиги, кокошники, сарафаны, пулаи и др.

     Приобщение детей к различным видам искусствам помогает детям войти в мир прекрасного, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

          На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. В целях эмоционального воспитания рассматривание  предметов декоративно-прикладного искусства  сопровождается художественными словами, прибаутками, потешками, образными  словами, звучанием народной музыки, частушек, песен.

     В процессе работы по данной теме нельзя вести работу одними и теми же материалами (кисточка, карандаш), а необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники. Разная организация занятий,  использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет   попасть детям в необычный мир искусства, приобщится к художественной культуре. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.  

     Необходимо пробудить у детей веру в свои творческие способности, индивидуальности, неповторимости, веру в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость Большое внимание уделяется работе с родителями. Ведь достичь хороших результатов возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.  Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях.

     Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.     Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается  мышление и воображение.

     Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства, и  развивается художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируется разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.

Литература.

1.Казакова И., Особенности патриотического воспитания дошкольников, «Обруч», №6, 2003г.

2.Комарова Т. С., Народное искусство в воспитании детей, Москва, РПА 1997г.

3.Парамонова Л. А., Универсальное и национальное в дошкольном детстве, Москва, 1994г.

4.Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева,  Л.П. Карпунина,  Е.Н. Киркина  и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.

5.Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.

6. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»

Актуальность темы  работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...

"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Фольклор аша балаларның иҗади активлыгын үстерүгә интеграль якын килү / Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора через интегративную деятельность

     Әкиятләр ярдәмендә интеграль шөгыльләр үткәрү иң үтемле чараларның берсе. Интеграль шөгыльләнгәндә төрле белем өлкәләрендә алган күнекмәләр бер-берсен тулыландырып тора. Инт...

  "Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"  

 Изучение  декоративно-прикладного искусства  как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"

Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...