"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"  
консультация на тему

Романова Валентина Юрьевна
 Изучение  декоративно-прикладного искусства  как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение,  эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_s_foto_gmo.docx335.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Василек»

городского округа Реутов Московской области

Сообщение

по теме "Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

Для Городского методического объединения г. Реутов

25.09.2015

Подготовила:

Романова Валентина Юрьевна

воспитатель МБДОУ д\с №2 «Василек»

 

Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других людей, должно коснуться сердца ребенка и облагородить его», - утверждал В. Сухомлинский.

                     F:\Дымка\image.jpg

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются  чувство вкуса, интерес к искусству, умение  наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.

      В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников,  я использую  декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
    Организация  непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
   Моя работа по данной тематике строится в два этапа:

  • Знакомство с народным промыслом
  • Обучение приемам  лепки и рисования
  • Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с  декоративно – прикладным искусством.

                 F:\Дымка\image-1.jpg                 F:\Дымка\image-51.jpg

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их  творческие способности. После того как технические  навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.

    В процессе приобщения детей к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:

  • Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные  традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
  • Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
  • В процессе углубленного изучения  народно-прикладного  творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки,  его символичном значении, связи с окружающей природой.
  • Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию:  глиняные игрушки  похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских  мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
  • Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.

Таким образом, можно заключить, что изучение  декоративно-прикладного искусства  как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение,  эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

F:\Дымка\image-41.jpg          F:\Дымка\image-61.jpg


 

Литература:

  1. "Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирован." Наталья Леонова, 2014.
  2. "Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа. ФГОС" Наталья Леонова, 2014
  3. "Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации" Радынова, Копцева, 2014.

http://www.labirint.ru/books/434401/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»

Актуальность темы  работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...

"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».

     Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает  самобытность, художественный  гений  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....

Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного творчества

Эстетическое воспитание - это приобщение ребенка к нравственным ценностям, формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно - эмоциональном п...