Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
материал

Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Рябинушка»» общеразвивабщего вида
городского округа Стрежевой

Доклад
«Этнокультурное воспитание дошкольников
средствами декоративно-прикладного искусства»

2020 год


Этнокультурное воспитание дошкольников
средствами декоративно-прикладного искусства

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденции развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре (или культурам) в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Базовой целевой установкой этнокультурного образования является гармонизация развития личности дошкольников в единстве духовно-нравственных, социокультурных, психологических условий и составляющих такого развития: сохранение родного языка, богатства этнокультурного и духовного наследия с одной стороны, включение в гражданскую, государственную целостность посредством овладения русским языком, знания истории Российского государства, правовых основ РФ, уважение права современной личности на культурную идентичность.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в политику дошкольных учреждений. В вариативном образовательном пространстве России всё чаще появляются НОД, обеспечивающие изучение дошкольниками традиций народной художественной культуры, функционируют детские сады с углублённым изучением этнокультурных дисциплин.

Этнокультурный компонент внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России – Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и др.

Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В неё входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народное искусство, народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Именно народное искусство в полной мере отражает историческую эпоху, социальные отношения, уровень развития материального производства, технологии и т.д.

В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знает культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Мы считаем необходимым пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиции, языка.

Общаюсь с детьми в НОД и в свободное время, их знакомит с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством народных мастеров и умельцев.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки), дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений и эпитетов.

Приобщаясь к народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру, эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Обучение дошкольников национальному декоративно-прикладному искусству можно рассматривать как одну из реальных возможностей решения задачи этнокультурного воспитания, играющего огромную роль в достижении цели развития личности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»

Актуальность темы  работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...

  "Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"  

 Изучение  декоративно-прикладного искусства  как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...

Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».

     Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает  самобытность, художественный  гений  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....

Мастер-класс "Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

quot;Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет ...