Полхов-Майдан: веточка.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Резвых Ульяна Владимировна

НОД по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polhov-maydan_vetochka.docx165.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»

 (материал из сети интернет, я отредактировала)

Тема: элементы Полхов-Майданской росписи.

Цель: познакомить детей с росписью Полхов - Майдана.

Задачи:

Образовательные:- обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами; - закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Развивающие:- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;- развивать у детей воображение, зрительную память;

Воспитательные:- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.- воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход НОД.

В: Ребята, послушайте пословицу: «Красна птица перьем, а человек уменьем». А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

Д: ответы. В: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. (педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением изделий) Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской. У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись. С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками: «Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется». «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся  стружки, получаются игрушки».Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. Какого цвета краски используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый).

В: Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это бумажные полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан, а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В: Как расположены листики на веточке?

Д: ответы (сверху и снизу).

В: Какого цвета листик? Какой формы?

Д: ответы (зеленого, овальной).

В: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые, …).

В: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками. Демонстрация на доске:

Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.

1.Волшебная веточка красиво изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия.

2.В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, и так до конца. Затем рисую круглые ягодки, цветы с лепестками.

3.Посмотрите последовательность работы над узором в цвете. Заливка желтым цветом. Проработка другими цветами. Помню о том, что надо чисто промывать кисточку.

4.Завершающий этап – обводим контур черным цветом. Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) Раз, два – спит цветок. Три — раскрыли лепесток. Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В: Ребята, хотите стать мастерами? Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы. Пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Пальчиковая гимнастика (по теме «Перелётные птицы»)

Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).

В: Какие красивые полоски у нас получились!

В: А какие элементы использовали в росписи полоски?

В: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи?

Д: ответы

В: В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдана. Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Красивый Полхов-Майдан"

Перспективный план работы кружка по изодеятельности                 «Красивый Полхов-Майдан»...

Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)

Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе "Чудо петушок, роспись солонки" (Полхов-Майдан)

Конспект рассчитан на подготовительную к школе группе, как закрепление пройденного материала....

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе "Листья и веточки. Роспись бочонка" (Полхов-Майдан)

Программное содержание: Учить рисовать элементы полхов-майданского  узора. Знакомство с росписью и особенностью палитры.  Закреплять знания детей о понятиях «ритм» и «узор». Развивать мелкую...

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству «Красивый Полх-Майдан».

Цель:Познакомить  детей с росписью «Полх-Майдан»;Задачи:Познакомить детей с историей промысла, его ассортиментом через рассматривание картин, игрушек;Развивать умение детей создавать ...

Полхов Майдан-история возникновения ремесла

olhov-_maydan.docx (20.86 КБ)Полхов Майдан -  история возникновения ремесла.Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расп...