Полхов Майдан-история возникновения ремесла
материал (подготовительная группа)

Ольга Воробьёва

 polhov-_maydan.docx (20.86 КБ)ФайлПолхов Майдан -  история возникновения ремесла.

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.

Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же не хватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Начиная с 1930 года, Полхов-Майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.

Ассортимент изделий этого промысла очень разнообразен. Включает в себя 2 вида. Одна группа - детские игрушки, так называемый «тарарушки»: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» («поставок» - цилиндрический сосуд для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивались и расписывались пасхальные яйца.

Создание поделок. Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность. Последние штрихи – покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается Полхов-Майданская роспись. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный контур.

В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив – цветы, бутоны, ветви из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками. Изделия носят преимущественно сувенирный характер. Особое место занимает матрешка.

Полхов-майданская матрешка.

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-Майданская народная кукла во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России.

Вместо сарафана на ней овальный передник, спускающийся от лица, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Мастера выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья в черном контуре сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди.

 

Как узнать Майданскую тарарушку? Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков. Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка)

цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. Самый распространенный цветок – шиповник, а уже потом роза в разных вариациях, а также мак, георгин. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, «пестрение» - краски накладываются легкими мазками. Роспись «домики» — кистью рисуется пейзаж с видами архитектурных сооружений.

Роспись «под масло» — по цветному фону, зеленому, коричневому или малиновому рисуют черные ветки, потом все покрывают лаком, а уж затем «тычками» кладут разбавленную масляную краску или нитрокраску светлых тонов, слегка подкрашенную анилиновыми красителями, так наносят ягоды и соцветия в росписи.

Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, Полхов-Майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели яблоки, которые намного больше дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

А теперь давайте познакомимся с основными элементами Полхов-Майданской росписи.

Традиционная техника росписи состоит из четырех этапов – крахмальная грунтовка, «наводка», окраска и лакировка. Использование анилиновых красок в детских образовательных учреждениях нецелесообразно вследствие особых требований при работе с такими красками. Вместо анилиновых красок на занятиях используется акварель. В связи с этим изменяется и обычная технология росписи. Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка». Следует отметить, что «наводка» производится после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур. Следует помнить, что детям легче писать пером, чем рисовать им. Поэтому, прежде чем обучать детей Майданской росписи, нужно научить их технике работы стальным пером и тушью. Маленькие дети вместо пера могут работать капиллярной ручкой.

 

Художественное ремесло сегодня.

В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов-Майданская роспись».

Здесь игрушки и предметы быта вытачивали не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах.

В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки.

Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: Полхов-Майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.

Особая гордость жителей района - Музей матрешки. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по-прежнему покупают изделия Майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полхов Майдан -  история возникновения ремесла.

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.

Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же не хватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Начиная с 1930 года, Полхов-Майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.

Ассортимент изделий этого промысла очень разнообразен. Включает в себя 2 вида. Одна группа - детские игрушки, так называемый «тарарушки»: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» («поставок» - цилиндрический сосуд для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивались и расписывались пасхальные яйца.

Создание поделок. Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность. Последние штрихи – покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается Полхов-Майданская роспись. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный контур.

В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив – цветы, бутоны, ветви из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками. Изделия носят преимущественно сувенирный характер. Особое место занимает матрешка.

Полхов-майданская матрешка.

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-Майданская народная кукла во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России.

Вместо сарафана на ней овальный передник, спускающийся от лица, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Мастера выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья в черном контуре сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди.

 

Как узнать Майданскую тарарушку? Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков. Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка)

цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. Самый распространенный цветок – шиповник, а уже потом роза в разных вариациях, а также мак, георгин. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, «пестрение» - краски накладываются легкими мазками. Роспись «домики» — кистью рисуется пейзаж с видами архитектурных сооружений.

Роспись «под масло» — по цветному фону, зеленому, коричневому или малиновому рисуют черные ветки, потом все покрывают лаком, а уж затем «тычками» кладут разбавленную масляную краску или нитрокраску светлых тонов, слегка подкрашенную анилиновыми красителями, так наносят ягоды и соцветия в росписи.

Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, Полхов-Майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели яблоки, которые намного больше дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

А теперь давайте познакомимся с основными элементами Полхов-Майданской росписи.

Традиционная техника росписи состоит из четырех этапов – крахмальная грунтовка, «наводка», окраска и лакировка. Использование анилиновых красок в детских образовательных учреждениях нецелесообразно вследствие особых требований при работе с такими красками. Вместо анилиновых красок на занятиях используется акварель. В связи с этим изменяется и обычная технология росписи. Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка». Следует отметить, что «наводка» производится после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур. Следует помнить, что детям легче писать пером, чем рисовать им. Поэтому, прежде чем обучать детей Майданской росписи, нужно научить их технике работы стальным пером и тушью. Маленькие дети вместо пера могут работать капиллярной ручкой.

 

Художественное ремесло сегодня.

В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов-Майданская роспись».

Здесь игрушки и предметы быта вытачивали не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах.

В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки.

Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: Полхов-Майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.

Особая гордость жителей района - Музей матрешки. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по-прежнему покупают изделия Майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг "Возникновение ремесла в родном городе"

Представленный материал рекомендован воспитателям подготовительной к школе группе.Он поможет  педагогам успешно организовать  досуговое мероприятие, на котором дети дошкольного возраста не т...

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»

Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»

Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...

История возникновения Полхов Майданской росписи.

История возникновения ремеслаЕще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось ...

Хохлома-история возникновения ремесла

История возникновения промысла Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый ...