Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".

Изобразительное искусство

(30 занятий в год – 1занятие в неделю)

(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)

 

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка.

 

Цель курса - общеэстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, формирование способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_3.izo2018.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

(30 занятий в год – 1занятие в неделю)

(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка.

Цель курса - общеэстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, формирование способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

           Задачи:
–расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих     внутренних переживаний;

развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики –воспитание зрительской культуры;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в рабочей тетради.

Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы - изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. Приобретенные знания и навыки станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для их применения в жизни.  

Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение изобразительного искусства отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.

          Система оценки достижения планируемых результатов: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Для достижения требуемых результатов обучения занятия строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, творить и делать выводы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(требования к уровню подготовки обучающихся)

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж.
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивать фантазию, воображение;
  • научиться анализировать произведения искусства;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урок;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.

Коммуникативные УУД

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Содержание учебного предмета

Содержание занятий программы раскрывается в названиях залов (настроения, контрастов, образов, игрушки…) по аналогии музейным. Каждый зал дополняет, обогащает знания ребенка об искусстве, дает представления о музейной культуре. Ребенок, усваивая материал, как бы продвигается по одному большому музею-искусству. Персонаж Карандашкин помогает акцентировать внимание на наиболее существенных деталях, заданиях, упражнениях. За курс программы дети овладевают и усовершенствуют навыки в предметном, сюжетном и декоративном рисованиях.

        Зал хороших манер - знакомство детей друг с другом, с искусством, музеем, повторение правил поведения в общественных местах, использование в речи вежливых слов, умения различать холодные и теплые цвета,

        Зал настроения - представление о значении настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи.Знакомство с понятием натюрморт. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое — в пасмурный).

Зал веселых дразнилок - умение внимательно слушать, слышать, наблюдать, подражая движениям, произношению педагога, животных, музыкальных инструментов, соотносить звук и рисунок, придумывать им характерные узоры и орнамент.

Зал праздника - знакомство с праздниками, народными гуляниями, умение создавать композицию по замыслу, выбирать тон цвета для передачи праздности в живописи.

Зал народной игрушки - знакомство с игрушками народного промысла, умение отличать их друг от друга, украшать силуэты усложненными узорами и рисовать с «нуля» по образцу. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (Хохлома), оживок (Городец) и др.

Зал образов - умение изображать предметы по памяти и с натуры, соотносить действительность и образ, улавливать общие закономерности в рисовании фигуры человека, силуэта птицы и животного(передача пропорций, величины, формы деталей) через восприятие, фантазию и ассоциацию, представление о прошлом и настоящем на основе былин. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Зал случайных встреч - совершенствование умения детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (композиции: ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план)передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева.), выделять в сюжете главный объект контрастным цветом (в партитуре), расширение представления детей о многообразии предметов окружающего мира.

Знакомый зал - ознакомление с картинами известных художников, повторение пройденного материала.

Тематическое планирование

№ п/п

Названия разделов

Количество занятий

Зал хороших манер

2

Зал настроения

2

Зал веселых дразнилок

5

Зал праздника

3

Зал народной игрушки

5

Зал образов

5

Зал случайных встреч

6

Знакомый зал

2

Итого

30 занятий

Календарно-тематическое планирование

(По программе – 30 занятий, 1 занятие в неделю)

п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятий

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

1 четверть – 5 часов.

Тема «Зал хороших манер»- 2ч.

1.

Радуга. Смешивание цветов.

Знать правила работы с кистью, смешивание краски. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Уметь строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, т. п.) ирассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

02.10.18г.

2.

Осенний листок.

09.10.18г.

Тема «Зал настроения»-2ч.

3.

Раскрашивание осеннего букета.

Знать о настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи. Знакомство с понятием натюрморт. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды. Формировать представление о трудолюбии, использовать силуэтный способ рисования.

16.10.18г.

4.

Рисование овощей.

23.10.18г.

Тема «Зал веселых дразнилок» - 5ч.

5

Идём в гости. Раскрашивание платья.

Знать понятие «орнамент», прием выполнения узора.

30.10.18г.

2 четверть  - 8 часов.

6.

Что такое орнамент?

Знать понятие «орнамент», прием выполнения узора. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

06.11.18г.

7.

Рисование орнамента.

13.11.18г.

8.

Три волшебных глаза. Светофор.

20.11.18г.

9.

Цветик – семицветик.

27.11.18г.

Тема «Зал праздника» - 3ч.

10

Музыкальные инструменты.

Знать о настроения человека, изображённого в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи.

04.12.18г.

11.

Рисование морозного узора.

Выявлять геометрическую форму плоского тела (снежинки).

11.12.18г.

12.

Снеговичок.

18.12.18г.

Тема «Зал народной игрушки» - 5ч.

13.

Новогодние игрушки.

Создавать, изображать на плоскости графическими  средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

25.12.18г.

3 четверть  - 9 часов.

14.

Природные мотивы.

 Познакомиться с многообразием игрушек народного промысла, уметь их различать, придумать свои игрушки. Развивать интерес к народным традициям и фольклору.

15.01.19г.

15.

Народные игрушки.

22.01.19г.

16.

Моя любимая игрушка.

29.01.19г.

17.

Народные промыслы.

Развивать интерес к народным традициям и фольклору

05.02.19г.

Тема «Зал образов» -5ч.

18.

Народные промыслы.

Учить воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства.  Показать роль воображения, связь между различными ощущениями, воспоминаниями, представлениями, ассоциациями при восприятии художественного образа. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки.

12.02.19г.

19.

Портрет богатыря.

26.02.19г.

20.

Рисование птицы.

05.03.19г.

21.

Рисование портрета мамы.

12.03.19г.

22.

Рисование животного.

19.03.19г.

4 четверть - 8 часов. 

Тема «Зал случайных встреч» - 6ч.

23.

Пасхальное яйцо.

Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Познакомить детей с особенностями строгого выстраивания главных и второстепенных деталей композиции в произведениях различных видов искусства. Любоваться красотой природы. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, в рассказе. Дать оценку своей работе по заданным критериям.

02.04.19г.

24.

На далекой неизвестной планете.

09.04.19г.

25.

Тайны моря.

16.04.19г.

26.

Рисуем транспорт.

23.04.19г.

27.

День Победы. Салют.

30.05.19г.

28.

Рисуем дом.

07.05.19г.

Тема «Знакомый зал» - 2ч.

29.

30.

Знакомство с картинами русских художников. О чем хочу я рассказать?

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций. Учить детей самостоятельно рассказывать о картинах. Вести линию сюжета, выделяя главное и второстепенное. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

14.05.19г.

21.05.19г.

Итого

30 часов.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция для учителя:

О.А.Куревина, Г.Е. Селезнёва. «Путешествие в прекрасное», Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс. 2016г.

Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей,Баласс. 2015г.

Т.А. Котлякова, Н.В. Меркулова. «Разноцветный мир».Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. (4-6лет).Учебное пособие.Баласс. 2017г.

Л.М. Жукова. «Азбука русской живописи».Для дошкольного и младшего школьного возраста. Белый город.2010г.

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов

http://wwwicon-art.infoЭнциклопедия культур

http://www.osipovfedorov-art.com  Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции

http://school.yandex.ruКаталог детских ресурсов «Интернет для детей»

http://pedsovet.su - база разработок для воспитателей детских садов

http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов

Демонстрационный материал:

  • Модульные таблицы
  • Репродукции картин известных художников
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Технические средства:

  • Компьютер, проектор
  • Документ-камера
  • Интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование для детей:

  • Краски акварельные
  • Кисти беличьи №5,7
  • Кисти из щетины №3. 10
  • Ножницы
  • Альбом для рисования
  • Клей-карандаш

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28 .08.2018 г. №1  

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_________ Павлик Н.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_________ Лобанова М.И.

 29. 08. 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 3-7 лет

В программе представлены целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, календарно-тематическое планирование во второй младшей, средней, старшей. подготовительной группах детского сада...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 4-7 лет

Рабочая программа пригодится воспитателям, педагогам дополнительного образования в ДОО. В прграмме представлены приблизительные темы, цель занятий, материал для использования и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10     Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...