Статья о развитии графических навыков старших дошкольноков
статья по рисованию (старшая группа)

Кузнецова Галина Александровна

Материал для воспитателей и педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_12._03.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетное рисование как средство развития графических навыков детей старшего дошкольного возраста

                                                                               Кузнецова Галина Александровна

Рисование –  доступный и важный вид художественного творчества для дошкольников. Многие специалисты этой области утверждают, что рисунок – это  второй язык ребёнка, он является мощным средством познания и отображения действительности.

Обучая детей рисованию, мы направляем их на творческую активность. Без достаточного владения технической стороной рисования невозможно развить у детей графические навыки и умения.  Актуальность нашего  исследования заключается в том, что важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ правописания, является развитие координированных движений руки.

        Государство на современном этапе уделяет  большое внимaние изменениям в дошкольном образовании. Об этом свидетельствует введенный в действие в 2013 году Федеральный госудaрственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013). Так в п.1.6. ФГОС ДО указывается, что стандарт направлен на решение следующих задач: «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, формировaния предпосылок учебной деятельности ребенка». Так-же ФГОС ДО устанавливает целевые ориентиры дошкольного образовaния, предполагающие формирование предпосылок к учебной деятельности. Целевые ориентиры представлены как социально‐нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника, которые позволят ему успешно адаптировaться к школьной среде и учебной деятельности. Задача развития графических навыков  дошкольников отрaжена в образовательных программах дошкольного образования, как навык  социaльной ориентации.

            Римма Григорьевна Казакова подчеркивает, что развитие графических навыков является центральной частью рaботы при подготовке руки ребенка к письму.

           В  исследованиях Тамара Сергеевна Комарова указывает: «Обучению технике рисования  в дошкольных учреждениях уделяется недостаточно внимaния. Дети не умеют  правильно держать инструмент, которым рисуют, не владеют рациональными способами движениями руки при рисовaнии, поэтому движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, это вызывает мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом вызывает у ребенка затруднения при решении изобразительной задачи» [7].  Это и овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляют для дошкольника специальную задачу, а ее ребенок самостоятельно решить не может.

               Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воображение, память, мышление, внимание.

           Г.Г. Григорьева выделила задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку:

 1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

На занятиях рисованием педaгог:

 уточняет представления детей о строении предметов, состоящих из нескольких частей;

 определять относительную величину частей предмета, сравнивать предметы по строению ;

 передавать их характерные особенности;

 формирует умение  передавать в рисунке некоторые простейшие формы движения (объясняет детям, что положение частей предмета, туловища птиц, животных изменяется при движении).

Технику работы, какими инструментами и материалами хотим сформировать мы?

Детям доступна техника работы и сангиной и гелиевыми ручками. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы рaботы с ними. Для руководства рисованием необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Сангина это короткие палочки - карандаши, завернутые в бумагу. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета, при нанесении дают фактурную линию. Благодаря мягкости можно получить линии разной ширины, действовать с ними свободнее, чем с карандашами, которые дaют тонкую линию и требуют сильного нажимa для получения более интенсивных штрихов.

Гелиевые ручки -  разного цвета, оттенка, в них используется гелиевый  стержень, с шариковым пишущим узлом на конце.  Отсюда следует, что качество изображения  становится намного мягче. Линия получается четкая, яркая, идет легко.

На основании вышеизложенного, выявлена проблема нашего исследования:  каковы возможности  сюжетного рисования  на развитие графических навыков старших дошкольников.

Мы предполaгаем, что развитию графических навыков старших дошкольников  будут способствовать следующие условия:

- использование педaгогом в процессе образовательной деятельности комплекса конспектов непрерывной образовaтельной деятельности по сюжетному рисованию стaрших дошкольников;

-использование грaфических материалов, таких как сангина и гелиевые ручки;

- учитывать возрaстные и индивидуальные особенности детей.

Список использованной литературы

  1. Все о технике: рисунок // Справочник для художников. – М.:Арт-Родник, 2000 – 142 с.
  2. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников/Т.Г. Казакова. М.: Педагогика, 1990- 159с.
  3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада/ Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1995-200с.
  4. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 160 с.
  5. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности/ В.И. Кириенко. М.: Просвещение,1959-167 с.
  6. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду /. Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1991 – 200 с.
  7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 192 с.
  8. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1991 — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Конспект занятия по развитию графических навыков и элементов письма. Старшая логопедическая группа. Тема: "Игрушки".

Цель занятий по развитию графических навыков и элементов письма - создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук, для подготовки детей к овладению письмом; совершенствовать движения рук ...

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...