Рабочая программа «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Динякова Ольга Викторовна

Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Белоснежка»

Принято:                                                                                                                                                                          Утверждаю:

решением педагогического                                                                                                                                            заведующий МБДОУ

Совета МБДОУ «Детский сад «Белоснежка»                                                                                                               «Детский сад «Белоснежка»

Протокол № _____ от____________                                                                                                                              Приказ № ____ от ________

                                                                                                                                                                                                      ___________ / Л.А. Власова    

Рабочая программа

«Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»

групп общеразвивающей, компенсирующей  направленности

детей среднего, старшего, подготовительного возраста (от 4 до 7 лет)

Разработчик:

Воспитатель по изобразительной деятельности –

Динякова Ольга Викторовна

г. Новый Уренгой

Содержание программы

I Целевой раздел-                                                                                                                                                                             3

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.6. Педагогическая диагностика


II Содержательный раздел                                                                                                                                                               12

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста

2.2. Региональный компонент

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

2.4. Взаимодействие с узкими специалистами и педагогами ДОУ

III Организационный раздел                                                                                                                                                             31

3.1. Проектирование образовательного процесса

        3.1.1. Учебный план

        3.1.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности

        3.1.3  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

3.2. Условия реализации рабочей программы

        3.2.1. Материально-техническое обеспечение Программы

        3.2.2. Методическое обеспечение Программы

        3.2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды      

3.3.Приложения                                                                                                                                                                                 44

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа является локальным актом МБДОУ «Детский сад «Белоснежка», разработанным в соответствии:

 с законами РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.      № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

с локальными документами ДОУ

  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Белоснежка»

Рабочая программа (далее Программа), разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; основной образовательной программы МБДОУ «Детского сада «Белоснежка».

Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы).

Здесь же обозначены технологии, которыми пользуется педагог ИЗО, проектируя воспитательно -образовательный процесс; дана психолого-педагогическая характеристика возраста; сформулированы цели и задачи в области рисования; определена процедура проведения педагогической диагностики по рисованию, необходимая для оценки индивидуального развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста. В Рабочей Программе представлены: комплексно – тематическое планирование по рисованию в средней, старшей и подготовительной групп, план взаимодействия со специалистами и воспитателями, план досугов. Отражен региональный компонент взаимодействия с семьёй и социумом, а также план работы творческой мастерской «Волшебная кисть»

     Указаны все необходимые условия для реализации Программы. Программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в изостудии детского сада воспитателем по изобразительной деятельности.  Программа рассчитана на 1 год обучения.

  1. Цели и задачи по освоению Рабочей программы:

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности (рисовании).

Задачи:

  1. Развитие художественно-творческих способностей
  2. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов(явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  3. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
  4. Ознакомление с универсальными средствами художественно-образной выразительности.
  5. Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.

  1. Принципы и подходы к формированию программы:

Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов:              

- культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

- сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

- систематичности и последовательности: постановка и /или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

- природосообразности: учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

- интеграции различных видов искусства, художественной деятельности и других образовательных областей.

- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

  1. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста [1, с. 96 - 103].

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок знает разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;

- называет основные выразительные средства;

- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;

- создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения

  1. Педагогическая диагностика

Мониторинг по изобразительной деятельности

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка индивидуального развития дошкольников, связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики служат карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагогом создаются диагностические ситуации, чтобы оценить результаты развития ребенка и скорректировать свои действия.

     Педагогическая диагностика подразумевает оценку индивидуального развития ребенка, недопустимо сравнивать результаты освоения программы детей друг с другом. Успехи конкретного ребенка сравнивают только с его предыдущим результатом.     Педагогическая диагностика необходима для определения наличия условий для развития ребенка в соответствии с  его  возрастными  особенностями,  возможностями  и  индивидуальными  склонностями.  

       В  начале учебного года с сентября по октябрь, проводится первичная диагностика для вновь поступающих воспитанников, по выявлению стартовых условий  - возможностей ребенка (исходного уровня развития), определяются его достижения к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. Критериями данной диагностики являются возрастные особенности детей. На основе этой диагностики воспитателем, в сотрудничестве с педагогом-психологом и педагогами-специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребёнка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, проектируется образовательный маршрут ребёнка на год. Данная диагностика применима ко всем вновь поступающим в ДОУ детям, в течение учебного года.

       В декабре проводится промежуточная диагностика, с целью определения оценки выбранной стратегии в отношении ребенка и промежуточных результатов его индивидуального развития.

В конце учебного года (апрель-май), проводится основная итоговая диагностика по освоению ребёнком образовательной программы по рисованию.

Результаты педагогических диагностик фиксируются в картах наблюдений за развитием ребенка.

Развитие ребенка в изобразительной деятельности дифференцируется по пяти уровням.

Уровень показателя

Параметры

Высокий

Точное и правильное выполнение задания, проблемной ситуации

Выше среднего

Правильное выполнение задания или ответ на вопрос, после самокоррекции

Средний

Правильное выполнение задания или ответ на вопрос с незначительными ошибками или минимальной помощью взрослого

Ниже среднего

Ребенок отвечает при помощи наводящих вопросов и дополнительной подсказки педагога

Низкий

Ребенок затрудняется и путается при ответе на вопрос педагога, допускает ошибки в изложении материала

                                                                 

Инструментарием для педагогической диагностики служат карты наблюдений детского развития по изобразительной деятельности, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Карта наблюдения за развитием ребенка старшего дошкольного возраста от 6-7 лет

в области «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»

Группа ____________    

                                                                                                                                                                                                                                            Дата ____________

Ф.И.ребенка

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

Знание

различных видов изобразительного искусства;

Умение свободно владеть

Передача в рисунке выразительного образа, используя                                                                                                

Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства;

Рисование фигуры человека.

Общий показатель

кистью

карандашом

форму

колорит

композицию

1.Иванов

Коля

Карта наблюдения за развитием ребенка старшего дошкольного возраста от 5- 6 лет

в области «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»

Группа ____________    

                                                                                                                                                                                                                                            Дата ____________

Ф.И.ребенка

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

Знание

различных видов изобразительного искусства;

Умение свободно владеть

Передача в рисунке выразительного образа, используя                                                                                                

Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства;

Рисование фигуры человека.

Общий показатель

кистью

карандашом

форму

колорит

композицию

1.Иванов

Коля

Карта наблюдения за развитием ребенка старшего дошкольного возраста от 4-5 лет

в области «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»

Группа ____________    

                                                                                                                                                                                                                                            Дата ____________

Ф.И.ребенка

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

Знание

различных видов изобразительного искусства;

Умение свободно владеть

Передача в рисунке выразительного образа, используя                                                                                                

Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства;

Рисование фигуры человека.

Общий показатель

кистью

карандашом

форму

колорит

композицию

1.Иванов

Коля

Мониторинг по рисованию включает следующие критерии:

- Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

- Знание различных видов изобразительного искусства;

- Умение свободно владеть кистью и   карандашом;

-Передача в рисунке выразительного образа, используя форму, композицию                                                                                                 колорит;

- Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков;

- Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства;

- Рисование фигуры человека.

Средняя группа

Критерии

Результат

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изо искусства

Проявляет эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, проявляет положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.

Знание различных видов изо искусства

 Различает жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение)

Умение свободно владеть кистью и

                                               карандашом

Умеет правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок

Передача в рисунке выразительного образа, используя форму

                                                                                                 композицию

                                                                                                 колорит

Различает формы предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная

располагает изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Использует и знает новые цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); имеет представление о том, как можно получить эти цвета, умеет получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства

Умеет создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Рисование фигуры человека

Умеет изображать человека, соблюдая элементарные пропорции.

Старшая группа

Критерии

Результат

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изо искусства

Проявляет эмоциональный интерес к живописи, народному искусству.

Продолжать формировать интерес к живописи, народному искусству

Знание различных видов изо искусства

Различает жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение). Узнает произведения живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.). Называет художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин.

Умение свободно владеть кистью и

                                               карандашом

        Умеет рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

       Умеет рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

       Умеет рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Передача в рисунке выразительного образа, используя форму

                                                                                                 композицию

                                                                                                 колорит

Умеет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

       

Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Знает цвета (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый. Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами умеет передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства

Умеет составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Умеет создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Может ритмично располагать узор. Умеет расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Рисование фигуры человека

Умеет рисовать фигуру человека в движении.

Подготовительная группа

Критерии

Результат

Восприятие и эмоциональное отношение к произведениям изо искусства

Эмоционально откликается на восприятие произведений художников, изделий народного искусства

Знание различных видов изо искусства

Узнает храмовую архитектуру: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.

Узнает и называет Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.

Умение свободно владеть кистью и

                                               карандашом

Умеет изображать предметы по памяти и с натуры.

Использует различные наборы материалов в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), может соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

 Умеет использовать новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Умеет свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), может осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Передача в рисунке выразительного образа, используя форму

                                                                                                 композицию

                                                                                                 колорит

Может рисовать с натуры, умеет сравнивать предметы между собой, выделяет особенности каждого предмета, может создавать коллективные работы.

- Умение смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков

Умеет делать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

 Использует цвета, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. П)

Создание узоров по мотивам декоративно – прикладного искусства

Умеет создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.)

Может создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек

Рисование фигуры человека

Умеет изображать человека в движении, передавая правильные пропорции.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребёнка

Приобщение к искусству:

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

         Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

         Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. Учить различать жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

         Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

        Продолжать формировать интерес к живописи, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.)

        Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

        Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

       Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

       Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

       Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (изобразительному искусству, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, архитектура).

        Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

        Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.

       Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.) Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).

       Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

       Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

       Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.

      Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

      Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, архитектор, скульптор). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

      Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).

      Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Изобразительная деятельность

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

       Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

       Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании.

        Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

        Рисование.    

        Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

       Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

       Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

       Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

       Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

       Декоративное рисование.

       Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

        Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

       Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

       Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

       Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

       Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

        Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).

        Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

       Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

        Предметное рисование.

        Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур.

       Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

        Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

       Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

       Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

       Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

       Сюжетное рисование.

       Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).

       Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

      Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

       Декоративное рисование. 

       Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

       Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

        Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

        Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

        Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

        Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

        Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

        Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

        Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

         Предметное рисование. 

         Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

         Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

         Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

         Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

         Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

         Сюжетное рисование.

         Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

         Декоративное рисование. 

        Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

        Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.2. Региональный компонент

2.2. Региональный компонент, реализуемый воспитателем по изобразительной деятельности

                Реализация регионального компонента поддерживается парциальной программой «Мой край родной – ЯМАЛ» (разработанной творческой группой педагогов ДОУ). Содержание данной программы способствует исторической преемственности поколений, знакомит воспитанников  с национальными и культурными традициями народов населяющих край. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

         Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.      

          Вариативная часть обеспечивает реализацию национально-регионального компонента, формируется ДОУ, отражая специфику детского сада и его социума.

Региональная составляющая области «Художественно-эстетическое развитие», в данном случае в рисовании, выражена в специфике изучения - декоративно-прикладного искусства народов, населяющих регион, их традиций и быта, знакомство с природой родного края. Региональный компонент реализуется через непрерывную образовательную деятельность [см. тематическое планирование], взаимодействие с родителями, социумом, (проведение акций «Посади елочку», «Чистая тундра», «Не рубите елочку!», «Люди, не сорите!»), участие детей в институциональных, муниципальных и региональных конкурсах.

Модель образовательного процесса по реализации регионального компонента

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная  деятельность детей

Взаимодействие и сотрудничество с семьей

  • Непрерывная образовательная деятельность
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Эксперименты, исследования
  • Игровая деятельность
  • Досуги, развлечения
  • Чтение литературы
  • Трудовая деятельность
  • Слушание музыки и музыкальных произведений
  • Двигательная деятельность
  • Решение кроссвордов, проведение викторин, конкурсов
  • Музейная деятельность
  • Акции
  • Проекты
  • Игровая деятельность
  • Трудовая деятельность
  • Рассматривание альбомов, картин художников, плакатов
  • Изобразительная деятельность
  • Исследование, экспериментирование
  • Творческие задания
  • Музейная деятельность
  • Музыкально-художественная деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Экскурсии, походы
  • Исследования, опыты
  • Проведение праздников, развлечений
  • Участие в конкурсах
  • Оформление экологической студии и зимнего сада
  • Создание макетов
  • Консультации
  • Участие в акциях
  • Родительские клубы
  • Участие в организации развивающей предметно – пространственной среды
  • Музейная деятельность
  • Проекты

Помимо этого, вариативная часть реализуется через занятия детей по интересам, согласно запросу родителей. В рамках творческой мастерской «Волшебная кисть» по изобразительной деятельности [См. Приложение1].

Цель: научить детей с помощью рисования яснее мыслить, глубже чувствовать окружающий мир

Задачи: формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Решение экологических и эстетических задач воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства.

- развивать творчество, воображение, фантазию, память, внимание;

- формировать эстетический вкус;

- воспитывать чувство прекрасного

Занятия по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня, в соответствии с СанПиН.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

       Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Первоначальная задача ДОУ – сделать так, чтобы как можно больше родителей захотели пользоваться его услугами. Детский сад создан для того, чтобы удовлетворять социальный заказ родителей. «Семья и дошкольное учреждение – это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимодействовать». Чтобы налаживать отношения «двух берегов» воспитатель по изобразительной деятельности в своей работе с родителями устанавливает партнёрские отношения, создает общность интересов, активизирует и обогащает педагогические знания и умения родителей, поддерживает их уверенность в собственных силах.  

 

Формы взаимодействия

-консультации (групповые и индивидуальные);

-дни открытых дверей;

- использование предметов информационного банка изобразительной студии (библиотека, фонотека, видеотека);

- досуги, развлечения и праздники;

-информационные стенды в изобразительной студии и группах ДОУ;

-родительские собрания;

-родительские клубы;

-выпуск газеты «Дошколёнок»;

-участие в тематических выставках;

-семинары – практикумы;

-совместные  проекты;

-анкетирование;

-страничка на сайте ДОУ.        

Цель: Включение родителей в совместный образовательный процесс и повышение их  педагогической компетентности, в вопросах художественного образования ребенка.

План взаимодействия воспитателя ИЗО с родителями воспитанников

месяц

мероприятия

сентябрь

Знакомство с творчеством детей: детское издательство (стенгазета ко Дню Воспитателя)

октябрь

Консультация «Изостудия дома»

Посещение родительских собраний «Давайте сотрудничать»

Участие в выставке «Кладовая узоров» (Ко дню народного единства)

ноябрь

Участие в городском конкурсе творческих работ в рамках празднования Всероссийского Дня Матери.

Консультация для родителей «Научите ребёнка рисовать»

Анкетирование родителей.

КВН «Разноцветный мир» в подготовительной группе.

декабрь

«Новогодний серпантин» творческая выставка работ детей и их родителей

Выпуск праздничных газет

Консультация для родителей «Если дома нет кисточки»

январь

Консультация для родителей «Развитие творчества»

Участие в вернисаже «Кисти, краски, полотно – я талантлив!»

Развлечение «Путешествие в Цветляндию» в старших группах

февраль

 Детское издательство (стенгазета к празднику пап).

 

март

Консультация для родителей«Как выбрать раскраску?»

Участие в городском конкурсе рисунков

Творческая выставка «Книжка в картинках»

апрель

 Консультация для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки»

 «В гости к краскам» - развлечение в средних группах.

Выпуск газеты «Дошкольник»

май

Консультация для родителей «Как развивать художественное восприятие у детей»

2.4. Взаимодействие с педагогами групп и узкими специалистами

Художественно-эстетическое образование в ДОУ не является изолированным, все педагоги и специалисты работают в тесном сотрудничестве на основе интегрированного подхода. Сотрудничество между специалистами и воспитателями ДОУ регламентируется общим планом деятельности Учреждения, оно же отображено в годовом плане деятельности педагога по изобразительной деятельности. Взаимодействие и сотрудничество, осуществляется через: консультации, круглые столы, семинары – практикумы, наставничество, акции, реализацию проектов, подготовку и участие в совместных утренниках, спектаклях, досугах, выставках и др

Работа с воспитателями

месяц

мероприятия

сентябрь

Советы и рекомендации, практическая помощь в оформлении групп, приемных, уголков рисования к началу учебного года.

Участие в городском конкурсе «Мои любимые бабушка и дедушка», подготовка детских рисунков, оформление рамочек.

Консультации по запросу.

октябрь

Оформление детских работ для творческой выставки

«Кладовая узоров»

Консультация «Как оформить творческие работы детей»

Советы и рекомендации «Предметно развивающая среда в группах, её динамичность, эстетичность и наполненность»

Консультации по запросу.

ноябрь

Подготовка детских работ (оформление паспарту или рамочки) к городскому конкурсу, посвящённому Дню Матери.

Консультации по запросу.

КВН «Разноцветный мир» в подготовительной группе.

декабрь

Участие в творческой выставке «Новогодний серпантин».

Памятка «Как сделать коллаж?»

январь

Консультация для воспитателей «Игры по цветовосприятию».

Развлечение «Путешествие в Цветляндию» в старших группах

февраль

Консультация для педагогов «Рисуем человека»

март

Консультация «Как нарисовать портрет?»

апрель

Диагностика

Советы, рекомендации и практическая помощь в оформлении зала, при подготовке к выпускному в

подготовительных группах.

Отчет о проделанной работе

«В гости к краскам» - развлечение в средних группах.

май

Консультация для воспитателей «Игры по рисованию»

План взаимодействия воспитателя ИЗО с узкими специалистами и педагогами

Месяц

Тема

Воспитатель по изобразительной деятельности

Учитель-Логопед

Педагог-Психолог

Воспитатель-Эколог

Музыкальный руководитель

Руководитель по физическому воспитанию

Педагог по театральной деятельности

СентябрьДень знаний

Конкурс «Мои любимые бабушка и дедушка»

Подбор игр по рисованию

Подготовка рисунков: проведение конкурса в группах, отбор рисунков на городской конкурс

Подбор стихов и загадок

Подбор стихов

Эмоциональный настрой

Повторение явлений природы

Музыкальное сопровождение

Слушание песен про бабушек и дедушек Музыкальное сопровождение

Подбор игр

Подбор сценок, игр

Октябрь

Выставка «Кладовая узоров»

Праздничный концерт «Самым красивым и любимым» (Ко  Дню Воспитателя)

Консультации к оформлению рисунков, работа по подготовке рисунков

Оформление газеты

Подбор стихотворений

подбор стихотворений, литературы и сценария

Эмоциональный настрой

Участие в выставке, подбор иллюстраций, природного материала

Участие в выставке

Музыкальное сопровождение и подбор сценария

Участие

Подбор игр и различных конкурсов

Советы и рекомендации

Изготовление сувениров с детьми

Ноябрь

Участие в городском конкурсе, посвящен. Дню матери

Вернисаж в группах «Как я помогаю маме»

КВН «Разноцветный мир»

Подготовка и оформление рисунков

Подготовка и оформление рисунков, рамок

Подбор стихотворений

Подбор стихотворений

Эмоциональный настрой

Участие в конкурсе

Советы и рекомендации

Изготовление сувениров с детьми

Декабрь

Выпуск праздничных газет

Творческая выставка «Новогодний серпантин»

Оформление газеты

Консультация и помощь по оформлению коллажей, рисункков, поделок

Подбор стихотворений

Участие в выставке и изготовление открыток

Эмоциональный настрой

Участие в выставке и изготовление открыток

Подбор примет, загадок, рассказов и книг о зиме

Помощь в сборе новогодних открыток

Помощь в оформлении выставки

Музыкальное сопровождение

Участие в выставке и изготовление открыток

Помощь в оформлении рамок

Помощь в оформлении выставки

Советы и рекомендации

ЯнварьФормирующая диагностика

Досуг «Пришла Коляда»

Развлечение Путешествие в «Цветляндию»

Оформление приглашений на гуляние, участие в досуге

Поиск информации о колядках

Выявление способностей детей в рисовании в % соотношении

Участие в праздничных гуляниях

Участие в гуляниях

Подбор сценария и музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение

Картотека русских народных игр

Участие в гуляниях

Февраль

Стенгазета к празднику пап

Консультация и помощь по оформлению

Подбор стихотворений

Участие в выставке, изготовление поделок

Советы и рекомендации по оформлению работ

Март

Праздник «Веселая масленица»

Творческая выставка «Книжка в картинках»

Консультация и помощь по оформлению

Консультация и помощь по оформлению

Подбор литературы

Эмоциональный настрой

Музыкальное сопровождение

Апрель

Итоговая диагностика

Развлечение В гости к краскам

Выявление способностей детей в рисовании в % соотношении

Проведение музыкально – театральной композиции «Мы помним эти дни»

Советы и рекомендации

Май День Победы

Оформление детских работ

Подбор стихов и литературы

Музыкальное сопровождение

Подбор и разработка сценария

III Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

   Модель ежедневной организации жизни и деятельности

Модель образовательного процесса

Совместная деятельность

- Непосредственно образовательная деятельность по рисованию (проводится согласно планирования);

- Занятия в творческой мастерской

Самостоятельная деятельность

Свободная самостоятельная деятельность детей осуществляется в изостудии. Для детей организована развивающая предметно-пространственная среда, которая меняется согласно плану воспитателя ИЗО, сезонности, интересам детей. В изостудии организованы рабочие зоны, в которых ребенок может самостоятельно играть в различные игры, экспериментировать с цветом, рассмотреть картины в мини- музее, уединиться, или просто отдохнуть на мягких модулях

Индивидуальная деятельность

Индивидуальная деятельность детей осуществляется при сопровождении ребёнка с ОВЗ, творчески одаренного, требующего помощи при освоении ООП.

Взаимодействие с родителями

При взаимодействии с семьей /социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями и др.) –педагог основывается на:

-уровень развития детей и их индивидуальные особенности;

 -запрос родителей

-план работы ДОУ;

-запрос социальных    институтов.

3.1.1. Учебный план

Дошкольный возраст от 4-ех до 7 лет

Основные направления образовательной деятельности (образовательной области)

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная

деятельность

Средняя группа (4-5 лет)

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная (6-7 лет)

Рисование

(в неделю/за год)

1/32

2/64

2/64

Вариативная часть

Дополнительное

образование

(в неделю/ за год)

1/32

1/32

Длительность НОД

Количество условных часов в неделю

1

3

3

Длительность условного часа (мин)

20 минут

25 минут

30 минут

3.1.2.  Расписание непосредственно образовательной деятельности

Название

Группы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Средняя гр. №5

«Рябинка»

9.00-9.20

9.30-9.50

           Старшая  гр. №6

«Золотая

рыбка»

16.00-16.25

16.35-17.00

16.00-16.25

16.35-17.00

Средняя гр. №7

«Ромашка»

16.00-16.20

16.30-16.50

Подготовительная   гр.№10

«Дюймовочка»

9.00-9.30

9.40-10.10

9.00-9.30

9.40-10.10

Подготовительная  гр. №9

«Буратино»

16.00-16.30

16.40-17.10

16.00-16.30

16.40-17.10

Старшая   гр. №8

«Колокольчик»

9.00-9.25

9.35-9.00

9.00-9.25

9.35-9.00

Кружок

«Волшебная кисть»

15.20-15.50

                                                                                   

3.1.3.  Календарно – тематическое планирование образовательного процесс.

Образовательный процесс по реализации художественно-эстетического направления в части раздела «Рисование» основывается на календарно- тематическом принципе построения, в основу которого положена идея интеграции содержания различных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенный период становится определяющей.

Месяц:  Сентябрь

Группа: Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема:  «Осень – в гости просим»

  1. Гриб. Колдина Д.Н.стр.15

1.Листья деревьев. Колдина Д.Н.,15

2. Сказочный лес. Колдина Д.Н., 16.

1. Осенний букет из листьев.

2. Грибная поляна. Колдина,15

2. Осенние листья. Колдина Д.Н., 17

3.  Разноцветный дождь. Колдина,21

4.  Ёжик. Колдина Д.Н.,23

3.Берёза (Рисование угольным карандашом) Колдина Н.Д, 18

4. Каргопольские птички. Колдина, 22

Месяц: Октябрь

Группа:

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема:  «Осень – в гости просим»

1.Осеннее дерево с жёлтыми листьями.

Швайко, стр.32

1.Загадки с грядки.

Лыкова, стр.44

2. Фрукты. Колдина, 14

1.Натюрморт из осенних листьев. Колдина, 13

2.Лес, точно терем расписной. Лыкова, 50

Тема: «Мы на севере живём

2.Кисть рябинки.

Лыкова, стр.46

3.Красная рябинка (нетрадиционная техника)

4. Осеннее дерево и кусты, Швайко, 28

3. Ямальская осень. Дерево под ветром и дождём.

4. Летят перелётные птицы. Лыкова, 62

Тема: «Мир вещей»

3.Платочки и полотенца сушатся на верёвке.

Швайко, стр52

5.Расписные ткани.

Лыкова, стр.84

6. Фартук для дымковской куклы, Швайко, 62

5. Какие бывают узоры? Узор хохломы на полосе, Тюфанова, 19

6. Золотая хохлома. Ложки для трех медведей.

Тема: «Я - человек»

4.Мы собрали урожай.

Швайко, стр11

7.Рассматривание картин «Золотая осень» Левитана и Поленова. Осень может быть разной. Н.А.Курочкина,14

8. Веселые портреты. Лыкова, 18

7. Девочка и мальчик.  Рисование портрета.

8. Мы любим спорт. Я делаю зарядку.

Месяц: Ноябрь

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: «Путешествие по России»

1.Яблоко спелое, красное, сладкое. Лыкова,42

1.Рисование узора на полосе из бутонов и листьев. Швайко,122

2. Золотая хохлома и золотой лес. Лыкова,66

1.С чего начинается Родина. Лыкова,38

2. Деревья смотрят в озеро. Лыкова,58

Тема: «Я и другой: мы разные»

2.Перчатки и котятки. Лыкова, 64

3.Забавные рожицы. Швайко, 101

4. Какое выражение лица бывает у человека. Швайко,92

3. Девочка и мальчик танцуют.

4. Лицо человека (Изображение упрощенного лица)

Тема: Твои права малыш

3.Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

5.Весёлые клоуны. Швайко,96

6. Чудесные превращения кляксы. Лыкова, 80

5.  Рассматривание картины И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы» Н.А.Курочкина,стр.15

6. Изба лубяная и ледяная. Комарова, 161

Тема: Никого роднее мамы в целом свете нет

4.Украшение платочка (дымка)

7.Портрет мамы. Швайко,90.

8. Кружка, украшенная городецким узором

7. Букет цветов для мамы. Лыкова

8. Рисование по замыслу

Месяц: Декабрь

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: Здравствуй, зимушка – зима!

1.Маленькой ёлочке холодно зимой. Швайко,85

1.Белая берёза под моим окном. Лыкова,92

2. Снеговики в шапочках и шарфиках. Лыкова, 90

1.Голубое чудо.

2. Гжельские цветы

Тема: Здравствуй, зимушка – зима!

2.Мы вылепили разных снеговиков. Швайко,100

3.Волшебные снежинки. Лыкова,94

4. Где-то на белом свете. Лыкова, 110

3.Солнечный день в зимнем лесу.

4. Морозные узоры. Лыкова, 92

Тема: Мир волшебства

3.Снегурочка. Швайко,110

5.Еловые веточки. Лыкова,100

6. Звонкие колокольчики. Лыкова104

5.Снежинки за окном

6.Дремлет лес под сказку сна (гжель) Лыкова,98

Тема: Мир волшебства

4.Наша нарядная Ёлочка. Лыкова 74

7.Новогодние шары (коллективная работа)

8. Новогодние открытки. Лыкова, 102

7.Наступает Новый год (коллаж)  

8. Наступает  Новый год (коллаж) 2-ое занятие

Месяц: Январь

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: Пришла Коляда - открывай ворота

1.Морозные узоры. Лыкова,66

1.Снегурочка возле ёлочки. Швайко,84

2. Заснеженный дом. Лыкова, 113

1.Баба Яга и Леший. Лыкова,110

2. Перо Жар – птицы. Лыкова 114

Тема: Пришла Коляда – открывай ворота

2.Весёлые матрешки. Швайко,116

3. Узоры на кухонных досках. Швайко,129

4.Рассматривание картины И.И Шишкина «Зима»

3.Сказочный дворец Снежной королевы.

4.  Сказочный дворец Снежной королевы. 2-занятие

Тема: Весёлый этикет

3.Мы едем в автобусе. Галанов А.С.,13

5 Зимние забавы. Лыкова 115

6.Забавные рожицы. Швайко, 101

5. Детки в клетке. Путешествие по зоопарку

6.Разные автомобили

Тема: Безопасность человека

4.Снег, снег кружится, белая вся улица. Швайко,96

7. Разные автомобили

8.Какие автомобили привозят продукты в магазин. Швайко,108

7.Городецкие цветы

8. Городецкие лошадки

Месяц Февраль

Тема.  Все профессии нужны, все профессии важны

1.Как розовые яблоки, на ветках снегири. Лыкова,90

  1. Роспись дымковской куклы.  Швайко,64
  2. Козлики и бараны. Швайко, 55

1.Кем ты хочешь быть

2.Пир на весь мир. Лыкова, 128

Тема: Все профессии нужны, все профессии важны

2.Филимоновские игрушки

3.Городецкий конь. Швайко,131

4.Украсим кукольную мебель узором. Швайко, 132

3.Сравнение картин И.И Шишкина «Зима», «Сказка инея и восходящего солнца, «Февральская лазурь» И. Э.Грабаря

4.Аквалангисты. Лыкова, 138

Тема: Защитники Отечества

3.Нарисуеи папе дом. Швайко,57

5.Папин портрет. Лыкова,136.

6. Летят самолеты

5.Солдат Российской армии

6. Я с папой (профиль, парный портрет) Лыкова,146

Тема: Игровой калейдоскоп

4.Рассматривание картины Шишкина «Зима»

7.Фантастические цветы. Лыкова,132

8.Разные жучки

7.Белый медведь и северное сияние. Лыкова,140

8.Рыбки играют, рыбки сверкают. Лыкова,134

Месяц: Март

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: Весна - красна

1.Украсим кукле платье

1.Солнышко, нарядись. Лыкова 152

2. Нежные подснежники. Лыкова, 170

1.Ранняя весна. Комарова,168

2. Жучки просыпаются (рисование чернилами)

Тема: Женщины планеты Земля

2.Поздравляем мамочку

3.Весенний букет для мамы

4. Красивые цветы на шкатулке (городец) Швайко, 126

3.Мы с мамой улыбаемся. Лыкова,152

4. Птица-счастья в подарок маме.

Тема: Ребёнок и мир информации

3.Развесистое дерево

5.Рассматривание картины Левитана «Большая вода»

6. Кошки на окошке. Лыкова,38

5. Подводный мир (рисование ладошками и пальчиками)

6. Пушистые картинки. Лыкова,71

Тема: Театральный переполох

4.Воробьи в лужах. Лыкова,118

7.Весеннее небо.Лыкова,168

8. Солнечный переполох, Лыкова, 154

7.Золотой петушок. Лыкова,164

8. Чудо-писанки. Лыкова, 168

Месяц Апрель

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: Что такое хорошо и что такое плохо

1.Ярмарка

1.Палочные человечки. Швайко,95

2. Весёлые клоуны. Швайко,96

1.Рисование пастелью Золотые облака. Лыкова,172

2.Такие разные зонтики, Лыкова, 68

Тема: Всезнайка. Неделя детской книги

2.Кто из сказки к нам пришёл.Швайко,119

3.Дымковская игрушка. Швайко, 66

4.Сказочный герой

3.Летающие тарелки. Лыкова,184

4.Звезды и кометы. Лыкова, 180

Тема: Азбука здоровья

3.Красивые цветы (пальчиковое рисование)

5.Я рисую море. Лыкова,172

6. И весело и грустно. Швайко, 94

5 Комнатное растение контурное рисование

6.Комнатное растение в цвете

Тема: Путешествие по стране знаний

4.Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»

7.Моя семья

8. Домик в деревне

7.Рассматривание картины П.П.Кончаловского «Сухие краски»

8.Многоэтажный дом

Месяц: Май

Средняя

Старшая

Подготовительная

Тема: Пусть всегда будет солнце

1.Бабочка – красавица

  1. Праздничный салют
  2. Весеннее настроение. Рисование по замыслу

1.Праздник Победы

2.Цветут сады весенние

Тема: Пусть всегда будет солнце

2.Вагончики поезда. Швайко,55

3.Зелёный май.Лыкова,196

4.Морская азбука. Лыкова,178

3.Заря алая разливается. Лыкова,178

4. Весенняя гроза. Лыкова,194

Тема: Весна кончается –лето начинается

3.Радуга – дуга, не давай дождя.Лыкова,136

5.Бабочки проснулись

6. Цветы луговые. Лыкова, 198

5. Мы на луг ходили. Лыкова,92

6. День и ночь, лыкова,178

Тема: Весна кончается – лето начинается

4.Здравствуй, лето!

7.Радуга –дуга.Лыкова,202

8. Чем пахнет лето? Лыкова, 206

7. Лето, ах лето!

8.Рисование по замыслу

3.2. Условия реализации программы

3.2.1. Материально – техническое обеспечение Программы

В изобразительной студии имеются:

Столы для рисования (круглые, квадратные).

Стулья.

Мольберты (металлические, оргстекло).

Полки для демонстрации изделий декоративного творчества.

Шкафы для хранения инвентаря, плакатов, иллюстраций, красок.

Интерактивная доска.

Ноутбук.

Магнитофон.

МП3 плеер.

Альбомы, цветная бумага, цветной картон.

Ватманы.

Краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, пастель, ножницы.

3.2.2. Методическое обеспечение Программы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Москва. Мозаика-Синтез 2014 г.
  2. Общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР ДС «Белоснежка», авторы: Власова М.В, Ефимова Л.А, Ценер М.В, Трофимова М.Н.
  3. Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006г.
  4. Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий (младшая – подготовительная группа).
  5. Т.С. Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве»
  6. С.Д.Сажина. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. / Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г
  7. С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое пособие, Творческий Центр «Сфера», Москва 2008г.
  8. А.К.Беневольская. Культура цвета у ребенка // Детский сад со всех сторон. 2000 №6.
  9. Г.Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва 2000г.
  10. Коллективное творчество дошкольников / Под редакцией А.А.Грибовской. Москва 1985г.
  11. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Москва: «Карапуз – дидактика» 2007 г.  
  12. Азбука русской живописи. Под редакцией Л.Жукова. / Издательство «Белый город» 2008г.
  13.  Е.А.Мартынава, И.М.Сучкова. Художественно-творческая деятельность. Развернутое тематическое планирование. / Издательство «Учитель» 2009 г.
  14.  О.А.Белобрыкина. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей , воспитателей ДОУ. Новосибирск 1993 г.
  15.  Н.И.Сергиевская. Левитан. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
  16.  Л.А.Ефремова. Васнецов. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
  17.  Е.Н.Евстратова. Репин. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
  18.  Пал Корчмарош. Карандаш – волшебник. / г.Новосибирск «Галатея».
  19.   Т. Н. Доронова «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва 2005г.
  20. 2.  Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2004г.
  21. 3. И. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом»
  22.  Л. Яхнин «Радуга. Программа развития и обучения дошкольников. Книга о цвете». Санкт-Петербург 2002г.

3.2.3. Организация развивающей предметно- пространственной среды

Требования к предметно-пространственной среде

Содержание

Насыщенность среды

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами;

Это обеспечивает:

  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • Двигательную активность, развитие крупной и мелкой  моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности

Вариативность среды

  • Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды

  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Развивающая предметно- пространственная среда студии:

Мини –музей декоративно-прикладных изделий (гжель, дымка, жостово, хохлома, городец,), изделий из дерева, бересты, керамики; выставка «Вернисаж»; выставка детских работ «Территория творчества»; выставка «Виды и жанры искусства»; демонстрационные стенды: «Смешивание цветов», «Генеалогическое дерево цвета»; зона экспериментирования с цветом и светом; зона нетрадиционного рисования; зона декоративно прикладного искусства; зона игр по рисованию; зона отдыха; мольберты для рисования пальчиками; схемы для рисования; папки по рисованию (сюжетное, предметное, декоративное) средний, старший, подготовительный возраст; Папки «Портреты», «Натюрморты», «Пейзажи», «Нетрадиционное рисование», «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Филлимоновская роспись», «Эскизы», «Трафареты», «Заготовки к занятиям»; аудиокассеты. РППС меняется в соответствии с тематикой недели, учетом сезонности, дат, событий, с учетом интересов и возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет

Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...

Рабочая программа художественно-эстетического направления по изобразительной деятельности «Цветной мир» на 2016-2017 уч.год

Учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» «Цветной мир» (рисование, аппликация) является компилятивной, и базируется на программе художественного воспитания, обучения и ...

Методическое обеспечение рабочей программы:комплекс дидактических игр по изобразительной деятельности

laquo;… В игре, как в фокусе, собираются, проявляются в ней и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Дидактические игры, используемые на заня...

Рабочая программа педагога доп. образования по изобразительной деятельности.

Программа направлена на развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей и предметов окружающего мира как эстетических объектов; развитие художественно творческих способностей в проду...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательного компонента «Изобразительное искусство» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 3 – 7(8) лет общеразвивающей направленности

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет. 2022-2023 уч.г

Рабочая программа  педагога дополнительного образования по «Изобразительному искусству» для детей 4-7 лет...