Методика проведения диагностики уровня освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию для подготовительных групп
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Ширай Татьяна Дмитриевна

Материал содержит методику проведения мониторинга по трем показателям: 1) Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия. 2) Ориентация в видах и жанрах изобразительного искусства. 3) Развитие изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_publikatsiyu.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения мониторинга

освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию

для подготовительных групп

1.Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия.

Цель: выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы проведения мониторинга: беседа, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры, наблюдения за работой детей во время занятий и самостоятельной деятельности.

Ситуация

В игровой форме предложить рассмотреть:

  • пейзаж (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Ф, Васильева);
  • портрет (В. Серова, М. Нестерова), натюрморт (И. Хруцкого, П. Кончаловского);
  • иллюстрации к сказкам (В. Васильева, В.Васнецова);
  • изделия декоративно-прикладного искусства (например, дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки).

Ребенку предлагается:

1.Рассказать о картине (предмете) «все, что захочется», описать «что изображено, что чувствуется».

2.Ответить на вопросы:

-Тебе нравится картина?

-Что ты чувствуешь, когда рассматриваешь эту картину?

-Какое настроение представлено в картине? Почему?

 Подбери слова, которые подходят к картине (тихий-громкий, грустный веселый, яркий-тусклый, теплый-холодный).

-Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал, почувствовал?

-Как ты думаешь, почему художник именно так назвал картину?

-Нарисуй свои впечатления о картине: что чувствовал, что запомнилось, что понравилось.

При рассматривании игрушек ответить на вопросы:

-Выбери из них те, которые тебе больше других нравятся. Чем они тебе нравятся?

-Выбери из них те, которые тебе кажутся самыми красивыми. Почему они красивые?

-Выбери из них те, с которыми тебе больше всего хочется поиграть. Как будешь играть?

2.Ориентация в видах и жанрах изобразительного искусства.

Цель: выявление особенностей предпочтения детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, сформированности представлений о них.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы мониторинга: беседа, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры, наблюдения за поведением детей во время занятий и самостоятельной деятельности.

Выявление опыта изобразительной деятельности.

Ситуация

1.Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Любишь ли ты рисовать, лепить, делать аппликацию?

-Что ты обычно рисуешь, лепишь?

-Чем любишь рисовать?

-Что бы ты хотел научиться рисовать, лепить?

-Кому ты показываешь свои работы? Что они обычно говорят?

Выявление представлений о видах и жанрах искусства.

Ситуация

1.Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Как называется человек, который пишет картины?

-Как называется человек, который создает скульптуры?

-Как ты думаешь, зачем рисуют картины? Создают скульптуры?

-Ты любишь рассматривать книжки с картинками? Как ты думаешь, зачем в книжках картинки?

2.Художественно-развивающая игра «Помоги веселым человечкам». (Разложить карточки с репродукциями по жанрам). Предложить ответить на вопросы:

-К каким жанрам живописи относятся эти картины?

-Имена каких художников ты запомнил?

-Найди картину, которая тебе очень нравится, и расскажи о ней.

-Посмотри на эти фотографии. Они тебе нравятся? Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Что такое пейзаж (что там нарисовано)?

Показатели уровней развития

Опережает развитие своего возраста:

  • Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.
  • Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
  • Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, понимает единство содержания и языка художественного образа.
  • Замечает произведения искусства в быту, знает о профессии художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда.
  • Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения, индивидуальную манеру творчества, высказывает своё отношение к ним, проявляя избирательность.
  • Может самостоятельно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом и отрицательно относиться к безобразному, грубому, агрессивному, несправедливому.
  • Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы и т.д., сопоставить и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Правильно использует в речи искусствоведческие термины.

Соответствует развитию своего возраста:

  • Ребенок проявляет интерес и потребность в обращении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.
  • Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Знает о творческом труде художников, скульпторов, графиков, мастеров прикладного искусства, архитекторов, высказывает своё отношение к ним.
  • Может самостоятельно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающей действительности, рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями, с образами других видов искусства.
  •  Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Свои суждения пытается доказать, используя нравственно-эстетические оценки, эпитеты, сравнения, образные выражения, некоторые искусствоведческие термины.

Не соответствует развитию своего возраста:

  • Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений.
  • Видит и понимает эмоциональные состояния окружающих, а также художественных образов.
  • Отличает виды, жанры и некоторые средства выразительности изобразительного искусства.
  • Имеет представление о творческом труде художника, скульптора, иллюстратора книги, знает имена некоторых художников и их произведения. Он понимает для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди.
  • При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения, используя сравнения.

3.Развитие изобразительной деятельности

Цель: выявление особенностей освоения компонентов изобразительной деятельности, уровень самостоятельности и проявления творчества.

Условия проведения мониторинга: индивидуальные или подгрупповые занятия.

Методы проведения мониторинга: наблюдения  в процессе предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, создание игровых ситуаций, художественно-развивающие игры.

Диагностические задания

Ребенку предлагается:

-выполнить работу по определенной теме (предметное, сюжетное, рисование по замыслу);

-выполнить работу по самостоятельно выбранной теме (предметное, сюжетное, рисование по замыслу);

-выполнить работу нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике;

-выполнить работу приемами декоративного рисования.

Рисование

Композиция

1.Выявить умение располагать изображение на листе, выделять композиционный центр, пропорциональность в изображении разных предметов.

2.Выявить способность выстраивать три плана (близкий, средний, дальний),  обозначать линию горизонта, перспективу.

Цвет

1.Выявить знания о свойствах цвета: теплой, холодной и контрастной гамме.

2.Выявить умение составлять новые цветовые тона и оттенки разными способами.

3.Выявить способность использовать разнообразие цветовой гаммы, использовать цвет как средство передачи настроения.

Рисунок

1.Выявить умение добиваться определенного сходства с реальным объектом.

2.Выявить способность передавать форму, пропорции, характерные и  индивидуальные признаки предметов или живых объектов, дополнять рисунок деталями.

3.Выявить умение передавать взаимосвязь между объектами.

Уровень технических умений

Ситуация

  • Предложить выбрать материалы  (уголь, сангину, пастель, цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, фломастеры) для того, чтобы нарисовать:
  • пушистого котенка, мягкие облака, колючего ежика;
  • угрюмое дерево, дождливую осень;
  • яркий вечерний закат, радугу, фейерверк, красивые цветы;
  • нежный утренний рассвет, волны в океане.

1.Выявить навыки владения различными приемами работы красками («по-сырому», мазком, всем ворсом, концом кисти, примакиванием).

2.Выявить умение регулировать силу нажима на карандаш, мелок, кисть, произвольно измененять амплитуду, темп движения, особенности раскрашивания и штриховки.

3.Выявить способность комбинировать материалы, интегрировать техники.

4.Выявить умение использовать нетрадиционные материалы и техники (кляксографию, дорисовывание отпечатков предметов и штампов, пальцевую и ладонную техники).

Показать несколько работ в подобной технике, предложить самостоятельно выбрать материал и сюжет.

Декоративное рисование

1.Выявить умение украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию, варианты композиционного построения.

Ситуация

Ребенку предлагается6

        -украсить тарелку орнаментом;

        -украсить платок узором;

        -создать узор на полосе.

Показатели уровней развития

Опережает развитие своего возраста:

  • Владеет приемами создания гармоничной композиции, законами симметрии.
  • Создает формы предметов из комбинаций линий, частей сложной конфигурации.
  • Передает движения, позы, отображает взаимодействия объектов, точно передает характерные особенности предметов.
  • Использует богатую цветовую гамму, соотносит цвет с особенностями образа, экспериментирует с цветом.
  • Регулирует силу нажима, владеет плавными формообразующими движениями в разных направлениях.
  • Свободно владеет художественными материалами. Знает выразительные особенности разного материала. Использует различные техники, интегрирует их, экспериментирует.
  • Проявляет самостоятельность, инициативу, творчество. Оригинален в раскрытии темы, имеет собственный почерк.

Соответствует развитию своего возраста:

  • В целом владеет приемами создания гармоничной композиции, законами симметрии.
  • Передает движения, позы, характерные особенности предметов, отображает взаимодействия объектов.
  • Регулирует силу нажима, передает форму предметов геометрическим, комбинированным способом, владеет формообразующими движениями.
  • Составляет разнообразные цвета, умеет получать насыщенные и приглушенные тона, использует разнообразную цветовую гамму.
  • Владеет художественными материалами, знает их основные выразительные особенности.
  • Использует различные приемы и техники, пытается экспериментировать.
  • Проявляет самостоятельность, иногда требуется помощь взрослого.

Не соответствует развитию своего возраста:

  • Владеет техническими изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно.
  • Композиционное построение часто случайно, не продуманно, есть искажения пропорционального соотношения.
  • В целом передает форму и пропорции предметов, однако изображения статичные, основные черты предметов переданы схематично, изображение без большого числа деталей.
  •  Владеет основными приемами работы художественными материалами, знает их основные выразительные особенности, но ожидает подсказки или помощи взрослого.
  • Цветовое решение однообразно, не всегда соответствует образу, настроению.
  • Творческие проявления выражены слабо.

Форма фиксации образовательных результатов

Фамилия, имя

ребенка

Эмоц. Отклик

на художест-

венные

образы

Ориентация

в видах

 и жанрах

Рисование

Проявление творчества

Итог

Начало года

Итог

Конец года

Освоение

цвета

Освоение техник

Предметное изображние

Изображение

с натуры

Сюжетное

изображение

Декоративное

рисование

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV

IX

IV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная диагностика уровней освоения программы«Программа

Комплексная диагностикауровней освоения программы«Программа воспитания и обучения в детскду»под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КомаровойПодготовительная группа...

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...

Методика проведения диагностики уровня художественного и творческого развития для старшей группы

Материал содержит методику проведения дивгностики уровня художественного развития дошкольников старшего возраста : формы проведения, критерии оценки, показатели уровней развития,  формы подведени...

Конспект открытой Непосредственной Образовательной Деятельности по Художественно - эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Тема: «Роспись дымковского индюка»

Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция видов деятельности: «Художественное развитие», «Познавательное развитие»,  «Реч...

Конспект открытой Непосредственной Образовательной Деятельности по Художественно - эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Тема: «Роспись дымковского индюка»

Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция видов деятельности: «Художественное развитие», «Познавательное развитие»,  «Реч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в освоении программы(Художественно-эстетическое развитие)...