"Исследовательский метод в изобразительной деятельности"
статья по рисованию

Щелканова Людмила Константиновна

Описание различных видов исследований, применяемых в изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Щелканова Л.К.

Исследовательский метод в изобразительной деятельности

        Издавна цвет считался одним из важных признаков предметов и явлений окружающей жизни. Уже  в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение. Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Одним из первых, кто начал исследовать воздействие  цвета, был И.Гете («К учению о цвете), его работа содержала анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета бодрящие, возбуждающие - красные, красно-желтые; порождающие печально - беспокойное настроение - сине-фиолетовые, успокаивающего умиротворения-зеленые. И.Гете опоэтизировал воздействие цвета, отмечая, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

   На протяжении веков люди по - разному воспринимали и чувствовали цвета. Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из 4 красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать позднее.

    В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплен определенный цвет - предметный или собственный, но обычно в жизни  чистых локальных цветов не так много. Цвета в природе обусловлены окружающим воздействием (свет, перспектива, соседство крашеных предметов, поверхностей…)

   В наше время  исследователями – физиками было установлено, что лучи солнечного цвета разлагаются на цветные лучи, среди которых выделяется семь главных цветов, называемых спектром. Но в природе существуют еще и другие цвета: белый, черный и серый. Как указывают исследователи Л.Рихтер, С.Алексеев в науке о цвете, - белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическим, остальные - хроматическими. С.Алексеев поясняет, что ахроматическими цветами называют лишь чисто – белые и чисто - черные цвета. Они не имеют цвета и отличаются друг от друга только по тону. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить 300-400 переходных оттенков от белого  к черному. Если сравнить между собою белый лист бумаги, гипс и мел, то один из них будет светлее, чем другие. Черные цвета тоже неодинаковы: например, черный бархат темнее черного сукна, а черное сукно темнее черного ситца. Но больше всего по градации дают серые тона.

   Хроматические цвета  отличаются друг от друга по трем признакам - светлоте, цветовому тону и насыщенности. Цвет также делится на теплые и холодные тона. Связь деления цветов на теплые и холодные тона с эмоциональным опытом несомненна. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а теплая – впечатление жизни, активности, радости, драматизма. Обозначение, безусловно, является лишь образом, заимствованным из повседневной жизни.

   Исходя из положений этих теорий, А.В.Запорожец выделил пути развития восприятия:- расширение круга сенсорных эталонов - развитие перцептивных действий детей.

Педагоги и психологи отмечают в применении цвета две тенденции.

1. Отражение реального цвета объекта.

2. Произвольное использование цвета, в роли средства, выражающего отношение, либо украшение.

   Эта тенденция является связующим звеном между представлениями о цвете, чувством цвета, и с другой стороны творческим мышлением, воображением, системой оценок.

   В работе по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей  психологами было замечено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Это объясняется тем, что ребенка в первую очередь привлекает форма предмета, стремление передать ее в рисунке, а не цвет. По–этому в работе с детьми, мы должны идти от наблюдения, рассматривания предметов и явлений окружающей действительности, а затем к изобразительной деятельности. К 6-7 годам при соответствующей педагогической работе уже складываются предпосылки для развития эстетического чувства цвета, чтобы свободно владеть им в творческой деятельности. Одним из эффективных методов можно считать метод сказочных историй на основе цветоэффектов, где сама проблема возникает в виде увлекательного сюжета и решается в ходе поисковой  деятельности с цветом в рисунке.

«Как   небо заглянуло в глаза озеру».

    Однажды, голубое ясное небо отправилось на поиски друга по цвету. Увидело оно землю, лес, город и озеро. Кто по цвету может быть другом для неба? Конечно озеро, оно такое же синее. И заглянуло небо в глаза озеру. Что же оно  увидело? (Ответы детей.)

И сказало небо: «Мы с тобой синего цвета, но почему-то мы разные. Я голубое и светлое, а ты темное и глубокое. Что произошло с твоим цветом, почему ты такое темное?» Что ответило глубокое озеро светлому небу?

(Какая краска помогла небу стать светло - синим?  Какой цвет делает синее озеро темным и глубоким?)

«Цвет земли».

    После долгой зимы разбудило солнышко  землю от снега. Потекли ручейки, показалась сырая земля. Какого цвета сырая земля?

    А вот показалась из-под снега прошлогодняя  трава. Какого же я цвета задумалась трава, глядя на себя в лужи?

    Вот остатки снега на мокрой земле перешептываются между собой и думают, какого же мы цвета?

    А теперь вспомним все цвета земли и нарисуем пятнами на листе.  Какая разноцветная и  красивая  наша земля!

«Сказка о заре утренней и заре вечерней».

     Жили- были две сестрицы, две зари: утренняя и вечерняя. Пришли они к художнику и попросили: «Художник, нарисуй нас двух сестриц, зарю утреннюю, да зарю вечернюю, чтобы мы похожи были, но люди могли нас различать?» Задумался художник, а потом решил, что поможет ему в этом только…солнышко. Пошел он к солнцу, рассказал о том, что две сестрицы – зореньки красные попросили его нарисовать их, но так, чтобы люди могли их различать.

    Что подсказало ему солнце? Какое оно утром? Какое солнце вечером?

    И рассказало  оно о своем цвете. Утром солнце яркое, бодрое и свет от него белый. Добавляю я белого цвета в красную зарю и становится она…розовая. А к вечеру устаю я светить и  цвет у меня желтый, тусклый. Добавляю я желтый цвет в красную зарю и становится она… оранжевой.

    А теперь мы будем художниками и изобразим цветом зарю утреннюю и вечернюю, смешивая цвета. Загадаем Солнцу, какая из сестриц на нашем рисунке.

 «Каким  бывает снег?»

    В лесу выпал беленький, пушистый снежок. Села на снег ворона, топ-топ, прошлась, наследила и говорит снегу. - Не люблю я снег! Толи дело весной, вся полянка молодой зеленой травкой покрывается. А летом здесь цветов не счесть и ягод полно, вкусных, душистых. А осенью листьями пошуршать можно. Они яркие, пестрые и желтые, и красные, и оранжевые. А вот от тебя, снег, ни пользы, ни красоты никакой!

    Обиделся снег, возмутился - Я деревья и землю от мороза оберегаю. - Я толстым, пушистым  слоем ее укрываю, словно одеялом!

-Ну и что, а красота в тебе какая? Вечно белый по цвету!,- каркнула ворона. Хорошо!- сказал снег на поляне - прилетай к вечеру и посмотришь.

    Прилетела ворона под вечер. Солнце не так ярко уже светило. Глянула ворона, а снег стал голубым под цвет вечернего неба. - Вот невидаль! Ну, подумаешь, забыла я, что ты к вечеру голубым цветом отливаешь. Разве это красота? Голубой цвет мне не по душе.- А ты еще немного подожди, - сказали пушистые снежинки в сугробе. Стало темнеть, солнце ушло за лес. И на небе показался молодой месяц, засверкали звезды. И снег наш стал темно синим, а от блеска звезд даже темно- фиолетовый. Словно фиолетовым покрывалом принакрылась поляна…

   Ночью в лесу спали все звери. Уснула и наша неугомонная ворона. А к утру проснулось солнце, да такое свежее, румяное, красное, словно яблоко спелое. От первых солнечных лучей проснулась и ворона, словно солнце ей шепнуло на ухо - «не спи, а то все проспишь!»  Встрепенулась ворона, глаза открыла и видит, что от утренних солнечных лучей  небо стало красным. И отблеск красного восхода окрасил снег в розовый цвет. - Вот это да! Ну и чудеса, - прошептала ворона. - И правда, что ты снег очень красив. Ты можешь быть не только белым и голубым, а синим, фиолетовым, и даже розовым! И ворона полетела по лесу разносить эту чудесную весть всем зверям лесным. И вы наверно слышали иногда, как громко кричит ворона. Это она рассказывает про то, каким бывает снег зимой.

«Как подружились птицы из холодной и теплой страны».

    Встретились в синем небе две необычные и яркие птицы. Одна птица из теплой страны. Какого она была цвета? (Красная, желтая, оранжевая). Другая птица из страны холодной. Какого цвета будет эта птица? (Синяя, голубая…).

    Одиноко и тоскливо было им в бескрайнем небе, каждая искала себе друга. Увиделись они и решили подружиться.

    Может быть дружба между холодом и теплом? Могут дружить теплые и холодные краски. Давайте посмотрим, что из этого получится?

Занятие на тему: «Ткань на платье Королевы времени года».

Программное содержание:  Научить определять краску по степени  прозрачности – непрозрачности. Закрепить знания детей о гуаши (глухой) и акварели (прозрачный). Познакомить с особенностью работы на ткани. Закрепить оттенки зеленого цвета (зеленовато- желтый, зеленовато- зеленый).  Закрепить навыки закрашивания в одном направлении. Воспитывать аккуратность в работе с акварелью.

Предварительная работа Рассматривание иллюстраций и репродукций картин о весне, чтение художественной литературы, стихотворений, получение цветовых оттенков на палитре, рассматривание ткани разной фактуры и узора.

Материал: гуашь, акварель, палитры, белые листы бумаги. Кукла «Королева времени года». Кусочки ткани разной фактуры и плотности, кусочки прозрачной ткани (шифон, органза) по кол-ву детей, кисти № 6,3.

Ход занятия.

Входит Королева времени года в плате из теплой ткани.

- Здравствуйте ребята! Наступает весна, просыпается природа, земля освобождается ото сна. А мое платье подходит для этого времени года?

Почему вы так думаете?

- Какое платье должно быть у весны?

- Я принесла кусочки ткани, может что-то можно мне подобрать?

(Дети выбирают легкую прозрачную материю нежных тонов.)

К сожалению этой ткани мало и  на платье не хватит. Можно разрисовать ткань для платья, но какой краской это лучше сделать я не знаю. Я предлагаю исследовать на плотность и прозрачность гуашь и акварель. Дети пробуют на лоскутках прозрачной ткани, проверяют краску на прозрачность (смотрят на свет какая краска просвечивает).

-Какой краской можно нарисовать легкую, прозрачную ткань? А что будет, если мы захотим нарисовать на бумаге?

Чтобы ткань получилась действительно весенней, я подскажу вам, что краски брать следует немного, только каплю на палитру и разводить водой.

Я очень люблю зеленый цвет и его оттенки. У весны могут быть теплые и холодные оттенки. Какую краску можно добавить в зеленый, чтобы он стал теплым (холодным)?

После высыхания цвета делаем выкройку платья. Дети вырезают платье для весны.

 

Тема: «Зимняя шубка для Снегурочки».        

Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие, умение исследовать изобразительные средства (гуашь, пастель - густая , акварель, карандаши -прозрачные).

Закреплять навыки изображения фигуры человека в длинной одежде, передавать несложные движения (ловит, танцует, машет рукой, несет подарки…)

Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью, доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: Наблюдение за снегом и льдом, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций, рисование человека в длинной одежде.        

Материал: гуашь, акварель, восковая пастель, карандаши, синий картон с силуэтом головы Снегурочки, кисти № 3,1, палитра.

Ход занятия:

-Я думаю, у вас есть  любимые праздники. Приближается один из загадочных и веселых праздников - Новый год. В этот праздник много подарков, сюрпризов, веселых превращений. В гости приходят чудесные герои. Отгадайте, о каком персонаже моя загадка.

Я добрая, веселая,

Живу в зимнем лесу

И с дедушкой под Новый год

Подарки всем дарю.

 - Это Снегурочка, внучка Деда Мороза.

-Но у нашей Снегурочки проблема. Ей нужна зимняя шубка, чтобы долго ходить по зимнему лесу. (На мольберт ставлю картинку Снегурочки, шубка прикрыта листом бумаги).

-Какого цвета может быть шубка у Снегурочки?

-Белая, голубая, синяя.

-Чем можно нарисовать зимнюю, густую шубку на темном листе бумаги я не знаю. Посмотрите, что я приготовила для рисования.

-Гуашь, восковая пастель, акварель, карандаши.

- Интересно, чем лучше всего получится  шубка для Снегурочки на темном фоне? Как это можно проверить?

- Можно исследовать краски на полоске темной бумаги, нарисовать цветовые пятна и сравнить, что лучше видно.

Дети исследуют акварель, гуашь, пастель восковую, карандаши.

-Сравним пятна гуаши и акварели. Что можно сказать о них?

-Гуашь густая, а акварель прозрачная. Гуашь хорошо видно.

-Сравните карандаши и гуашь (либо восковую пастель), что имеет прозрачный цвет?

 -У карандашей и акварели цвет прозрачный.

-Что подойдет лучше всего для изображения зимней шубки на синем фоне?

-Можно нарисовать шубку  гуашью или восковой пастелью, она густая, ее хорошо видно на синем фоне.      

 -Почему не подходит акварель для изображения зимней  шубки?

- Она прозрачная,  её не видно.

 -Значит можно сказать о красках так: если наш рисунок будет выполняться на темном фоне, то лучше всего…

 -Рисовать густой краской, гуашью или восковой пастелью.

-На шубке Снегурочки могут быть узоры: геометрические или растительные. Какие узоры геометрические, какие растительные?

-Полоски, круги, овалы, треугольники… - геометрические узоры, цветы, листья, ягоды, трава - растительные узоры.

-Снежинки на шубке - это геометрический или растительный узор? Почему?                        -Геометрический узор, потому что снежинку мы рисуем из пересекающихся полосок.          - В рисунке  можно передать движение Снегурочки. Что может делать Снегурочка в лесу?

-Танцевать, ловить снежинки, петь песни, нести подарки…

-Нарисуйте свой узор на шубке Снегурочки. Какой узор бывает на шубке у Снегурочки?

-Снежинки, льдинки, сосульки…

- Когда рисунки готовы показываю свой вариант шубки у Снегурочки. (Открываю часть рисунка под которым нарисована шубка.) Рассматриваем узор на шубке в виде снежинок и сосулек.

 В конце занятия вопросы к детям:

-Чем можно нарисовать густую зимнюю шубку Снегурочке? (Гуашью, восковой пастелью).

 -Какие цвета смешиваются для получения голубого цвета? (Синий и белый.)

-Какой узор на твоей шубке у Снегурочки, геометрический или растительный?

-Если тебе надо нарисовать прозрачное море, чем лучше его нарисовать? (Акварелью или карандашами.)

-Что делает Снегурочка в лесу? Какие движения переданы в твоем рисунке?

Благодарю детей за интересные и творческие работы.

Список литературы:

  • Грибовская «Цвет в детском изобразительном творчестве», Москва, 2005г.
  • Дьяченко О.М., Агаева Е.Л.:Чего на свете не бывает?- М.: Просвещение, 1991.- 64с.
  • Комарова Т.С. Размыслова А.В.: Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-144с.
  • Котенко Л.В.: Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников.- М.: Книголюб, 2003-48с.
  • Ремезова Л.А.: Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет.: Методика. –М.: Школьная пресса, 2004.- 96с.
  • Соломенникова О.А. : Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / Под ред. Комаровой Т.С.- М.: ИПК и ПРНО, 2001.-176с.
  • Степанова О.А.: Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») – М.:ТЦ Сфера, 2003-128с.
  • Шпарева Г.Т., Коновалова И.П.: Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2001-.256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

Нетрадиционные формы и методы по изобразительной деятельности в ДОУ.

Нетрадиционные формы и методыпо изобразительной деятельности в ДОУ.                   Важнейшая задача, котора...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе занятия изобразительной деятельностью путем нетрадиционных методов. Задачи развития:1. обес...

Интегрированная организоаванная обрзовательная деятельность: Познавательно – исследовательская деятельность и изобразительная деятельность «Красная книга Астраханской области».

Цель: познакомить детей с Красной книгой Астраханской области; формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде;  воспитание эмоционально-положительного отношения к природ...

картотека "Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности"

Картотека содержит описание нетрадиционных методов изображения, используемых в детском саду...

Мастер – класс для педагогов « Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов« Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»...