Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Солонинкина Татьяна Вячеславовна

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе занятия изобразительной деятельностью путем нетрадиционных методов.

 

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.

 

 

Эта тема была мною выбрана, потому что очень важно знать, что изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на всесторонние развитие личности ребёнка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувство формы, цвета, композиции).

        Перед тем как начать самообразование, проводились занятия по лепке, рисованию, аппликации, в процессе которых выявился низкий показатель умений и навыков детей в изодеятельности. И я решила приступить к совершенствованию своих знаний по данной теме.

        В процессе работы над этой темой я изучила:

1. Приёмы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности:

а) эмоциональный настрой;

б) художественное слово;

в) педагогическая драматургия («Сказочное путешествие в страну рисования»);

г) пластика (используются такие упражнения, как: «Танец цветов», «Воздушный бал», «Весёлый зоопарк», «Море» - они не только развивают пластику, но и направлены на ощущения ребёнком свободы, эмоциональная самовыражение);

д) театр;

е) игра.

2. Правила рисования карандашом.

3. Правила рисования кистью.

4. Интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

5. Вариативность использования интегрированного метода.

6. Как воспитывать у детей интерес к рисованию?

7. Возможности пальчикового рисования. Место кисти – ладошка.

8. Нарисовал и … Съел ! (В качестве красок можно использовать варённую свеклу или её сок, яркие ягоды, варённую морковку, зелень).

9. Обогащаем палитру. (Активное использование фломастеров, карандашей).

10. Осваиваем новые возможности (использование настоящего художественного материала: гуашь, акварель, специальные краски для рисования пальцами).

11. Вместо красок – пластилин (рисование пластилином).

12. Игры, используемые на занятиях по изодеятельности: «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее».

          Из теоретического материала я применила на практике:

  1. Музыку на занятиях для настроя детей на единый лад;
  2. Художественное слово;
  3. Танцевальные движения: «Танец цветов»;
  4. Теневой театр;
  5. Рисование ладошкой, пальчиком.

 

  «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

 Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе-творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма-компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима малышу для физического, психического и умственного развития.

При действии кисточкой и красками работают пальцы-развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Рисунок-зеркало чувств, зрелости, развитости малыша.

Рисование для ребенка-радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. В нашей работе мы часто используем различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь  главным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Это увлекательная, завораживающая деятельность. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. В качестве художественных материалов можно использовать хорошо знакомые предеты: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки.

А сейчас хотелось бы поделиться несколькими приемами нетрадиционного рисования:

«Рисование ладошкой», «Печатаем пальчиками», «Рисование печатками из картофеля» (то же поролоном и пенопластом), «Рисование смятой бумагой», «Кляксография с трубочкой», «Вместо красок-пластилин», «Рисуем пеной», «Точечный рисунок», «Поролоновые рисунки».

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Руки и пальцы-это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем  по пыльному блоку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке автобуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.                

 

Изобразительная деятельность- это этап создания ребенком индивидуальной символики и специальных приемов отражения реальности, соответствующих уровню развития мышления. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно- творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация из вырезанных бумажных фигурок и из природного материала. Такие занятия дают детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Этот вид художественности для малышей должен носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность направлена на формирование элементарных технических навыков и умений, изображение простейших предметов; лепка: знакомство со свойствами глины, пластилина, теста. Формирование технических навыков- отщипывание , сплющивание, раскатывание, соединение нескольких частей.

Рисование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного , сформировать умение самому создавать красивое , воспитывать эстетические чувства ( чувство формы, цвета, композиции) . Занятия рисованием приучают малыша действоваст самостоятельно , быть занятым делом. Способствуют умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать ( фломастер, карандаши, кисть) , их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях, стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как сравнение, анализ.

Цель обучения изобразительной деятельности — развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное — не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его себя как творческой личности.

 

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ в ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования — все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Также дети могут путешествовать в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа, зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.

 


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Все дети любят рисовать. Порой они начинают это делать раньше, чем говорить.

И очень важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ!”. Многие ошибочно считают, что ребенок действительно начинает рисовать только с того момента, когда он может передать в рисунке характерные черты предмета - нарисовать похоже. На самом же деле это происходит намного раньше - в каракульный период. Каракульное рисование имеет три фазы:
1. Хаотических каракулей (случайных, неорганизованных)
Период от 1 года до 1,5 лет.
2. Стадии циркулярных каракулей. Графические движения имеют характер повторения.
3. Стадия развитых каракулей. Период - около 2 лет. Ребенок начинает реагировать на край листа - линия огибает край листа или заканчивается на краю. В это время детям нравится рисовать разными цветами. А также, очень активно формируется графический язык. Всего бывает 16 видов графических движений и чем больше разновидность каракуль, тем выше интеллект ребенка.

Рисовать с детьми с самого раннего возраста надо по следующим причинам:                          - пусть развивается;

- пусть трудится;
- пусть радуется;
- пусть творит!                               

Правила рисования карандашом


1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии.
Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы треугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить по-ярче , и слабо - если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования кистью
1. Кисть нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, несильно сжимая пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

 

Часто еще от трехлетнего ребенка можно услышать: « Я не умею рисовать». Невольно возникают вопросы: «Откуда ты это знаешь? Кто тебе это сказал? А ты пробовал? Давай попробуем вместе. Тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, на весь лист, круглое, доброе, теплое. Оно улыбается, как мама. Смотри, оно протягивает к нам свои руки - лучи. Разве это не чудо!? Только что лист был белый, чистый и вдруг... Родилось Солнце, настоящее, живое, родилось не само - мы ему помогли. Наше Солнышко»!

В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность.

Интегрированный метод обучения  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
• Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.


Как воспитать у детей интерес к рисованию?

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими, в нашем случае, это : мед сестры, воспитатели, няни. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как взрослые действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.
У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.
В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.
Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».
Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.
Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.
Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые.
Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых порах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку -маляку ?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.
Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если в свободное от занятий время или в процессе самостоятельной игровой деятельности ребенок проявляет желание к рисованию, то ни в коем случае это желание не подавлять. Можно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы рисовать.

 

Вместо кисти- ладошка. Возможности пальчикового рисования

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется отвзрослого, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.

Нарисовал и… съел!

1-2 года

Все дети в этом возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому и в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными. Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Главное их достоинство в том, что они легко оттираются с любых поверхностей и отстирываются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горькие, не всегда мешает малышам их отведать. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях.

Подросший малыш уже способен испытывать настоящее удовольствие от художественного процесса. Для творческих экспериментов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут большие листы с шероховатой поверхностью - обратная сторона старых обоев или ватман.

В качестве красок можно использовать вареную свеклу или ее сок, яркие ягоды - чернику, голубику или черную смородину, вареную морковку, зелень или шпинат. Показать малышу, какой след оставляют на листе эти необычные краски, могут сами взрослые. Маме, папе или бабушке достаточно размазать пальцем лужицу свекольного сока, раздавить на листе яркую ягодку или провести линию морковкой, и карапуз с увлечением начнет экспериментировать и творить: размазывать "краски" пальцами, хлопать ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивать необычные краски между собой. Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета.

Малышу можно показать, как проводить пальчиком линию, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и как изобразить большой след слона или медведя целой ладонью или кулаком. Такое рисование пальцами полезно не только для эстетического, но и для речевого развития малыша - недаром логопеды так любят пальчиковые игры и пальчиковый массаж. Тренируя раздельные движения пальцев, кроха стимулирует отдел мозга, отвечающий за речь.

Рисовать можно не только овощами и фруктами. Краски для пальчикового рисования прекрасно получаются из обычной манной каши - ее нужно лишь разделить на порции и добавить в каждую безвредные пищевые красители. Каша должна быть не очень жидкой, тогда мазки пальцами получаются насыщенными, густыми.

К манным краскам можно предложить дополнения в виде ягодок для украшения "шедевра" или ложечки варенья (джема) для создания более насыщенного колорита. Конечно, очень скоро продуктовая картина превратится в однородную и не слишком привлекательную внешне массу. Но увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата. У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла - он просто наслаждается и радуется всему, что делает. Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате "художественных" упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления - эта взаимосвязь давно доказана учеными.

 

Обогащаем палитру

после 2 лет

В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники.

После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их.

Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.

Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы.

Осваиваем новые возможности

Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами.

В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.

По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.

Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Вместо красок - пластилин

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.;

дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

 

Заключение:

         В работе по теме отслеживается положительный результат. Дети уже начинают реагировать на край листа – линия огибает край листа или у некоторых заканчивается на краю. Дети уже стараются правильно держать карандаш, правильно пользоваться кистью. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающего в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов, а это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение. Линиями дети изображают дорожки, палочки, ниточки. Некоторые дети уже научились замыкать линию в круг, при помощи этого движения они рисуют шарики, мячики, солнышко.      

              Я считаю, что роль педагогов состоит не только в том, чтобы дать ребенку определенные умения и навыки. Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества . Нужно помнить о том, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Спешите сделать детей счастливыми, ведь счастливое детство- это умное детство.

Список используемой литературы:

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в Д/с М., 1974

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972

Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 1999

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников

Бакушинский А.В. Художественное творчество

6. http://defacto.examen.ru/ExamineBase.nsf

7. http://parent.fio.ru/

8. http://www.iro.yar.ru/resource/distant

9. http://www.genesis.ru/pedologia

10. http://oldesign.by.ru/

11. http://preschool.by.ru/

12. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998

13. http://www.teenart.ru/docs/files/kriterii.html

14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.

15. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. – 2005.

16.  Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.               

17. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение

18. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006.

19. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.// Дошкольное воспитание. – 1996.

 

           

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».

        

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе занятия изобразительной деятельностью путем нетрадиционных методов.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.

Эта тема была мною выбрана, потому что очень важно знать, что изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на всесторонние развитие личности ребёнка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувство формы, цвета, композиции).

        Перед тем как начать самообразование, проводились занятия по лепке, рисованию, аппликации, в процессе которых выявился низкий показатель умений и навыков детей в изодеятельности. И я решила приступить к совершенствованию своих знаний по данной теме.

        В процессе работы над этой темой я изучила:

1. Приёмы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности:

а) эмоциональный настрой;

б) художественное слово;

в) педагогическая драматургия («Сказочное путешествие в страну рисования»);

г) пластика (используются такие упражнения, как: «Танец цветов», «Воздушный бал», «Весёлый зоопарк», «Море» - они не только развивают пластику, но и направлены на ощущения ребёнком свободы, эмоциональная самовыражение);

д) театр;

е) игра.

2. Правила рисования карандашом.

3. Правила рисования кистью.

4. Интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

5. Вариативность использования интегрированного метода.

6. Как воспитывать у детей интерес к рисованию?

7. Возможности пальчикового рисования. Место кисти – ладошка.

8. Нарисовал и … Съел ! (В качестве красок можно использовать варённую свеклу или её сок, яркие ягоды, варённую морковку, зелень).

9. Обогащаем палитру. (Активное использование фломастеров, карандашей).

10. Осваиваем новые возможности (использование настоящего художественного материала: гуашь, акварель, специальные краски для рисования пальцами).

11. Вместо красок – пластилин (рисование пластилином).

12. Игры, используемые на занятиях по изодеятельности: «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее».

          Из теоретического материала я применила на практике:

  1. Музыку на занятиях для настроя детей на единый лад;
  2. Художественное слово;
  3. Танцевальные движения: «Танец цветов»;
  4. Теневой театр;
  5. Рисование ладошкой, пальчиком.

  «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

 Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе-творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма-компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима малышу для физического, психического и умственного развития.

При действии кисточкой и красками работают пальцы-развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Рисунок-зеркало чувств, зрелости, развитости малыша.

Рисование для ребенка-радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. В нашей работе мы часто используем различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь  главным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.        Это увлекательная, завораживающая деятельность. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. В качестве художественных материалов можно использовать хорошо знакомые предеты: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки.

А сейчас хотелось бы поделиться несколькими приемами нетрадиционного рисования:

«Рисование ладошкой», «Печатаем пальчиками», «Рисование печатками из картофеля» (то же поролоном и пенопластом), «Рисование смятой бумагой», «Кляксография с трубочкой», «Вместо красок-пластилин», «Рисуем пеной», «Точечный рисунок», «Поролоновые рисунки».

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Руки и пальцы-это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем  по пыльному блоку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке автобуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.                

Изобразительная деятельность- это этап создания ребенком индивидуальной символики и специальных приемов отражения реальности, соответствующих уровню развития мышления. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно- творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация из вырезанных бумажных фигурок и из природного материала. Такие занятия дают детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Этот вид художественности для малышей должен носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность направлена на формирование элементарных технических навыков и умений, изображение простейших предметов; лепка: знакомство со свойствами глины, пластилина, теста. Формирование технических навыков- отщипывание , сплющивание, раскатывание, соединение нескольких частей.

Рисование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного , сформировать умение самому создавать красивое , воспитывать эстетические чувства ( чувство формы, цвета, композиции) . Занятия рисованием приучают малыша действоваст самостоятельно , быть занятым делом. Способствуют умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать ( фломастер, карандаши, кисть) , их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях, стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как сравнение, анализ.

Цель обучения изобразительной деятельности — развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное — не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его себя как творческой личности.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ в ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования — все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Также дети могут путешествовать в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа, зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Все дети любят рисовать. Порой они начинают это делать раньше, чем говорить.

И очень важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ!”. Многие ошибочно считают, что ребенок действительно начинает рисовать только с того момента, когда он может передать в рисунке характерные черты предмета - нарисовать похоже. На самом же деле это происходит намного раньше - в каракульный период. Каракульное рисование имеет три фазы:
1. Хаотических каракулей (случайных, неорганизованных)
Период от 1 года до 1,5 лет.
2. Стадии циркулярных каракулей. Графические движения имеют характер повторения.
3. Стадия развитых каракулей. Период - около 2 лет. Ребенок начинает реагировать на край листа - линия огибает край листа или заканчивается на краю. В это время детям нравится рисовать разными цветами. А также, очень активно формируется графический язык. Всего бывает 16 видов графических движений и чем больше разновидность каракуль, тем выше интеллект ребенка.

Рисовать с детьми с самого раннего возраста надо по следующим причинам:                          - пусть развивается;

- пусть трудится;
- пусть радуется;
- пусть творит!                

Правила рисования карандашом


1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии.
Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы треугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить по-ярче , и слабо - если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования кистью
1. Кисть нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, несильно сжимая пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Часто еще от трехлетнего ребенка можно услышать: « Я не умею рисовать». Невольно возникают вопросы: «Откуда ты это знаешь? Кто тебе это сказал? А ты пробовал? Давай попробуем вместе. Тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, на весь лист, круглое, доброе, теплое. Оно улыбается, как мама. Смотри, оно протягивает к нам свои руки - лучи. Разве это не чудо!? Только что лист был белый, чистый и вдруг... Родилось Солнце, настоящее, живое, родилось не само - мы ему помогли. Наше Солнышко»!

В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность.

Интегрированный метод обучения  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
• Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.


Как воспитать у детей интерес к рисованию?

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими, в нашем случае, это : мед сестры, воспитатели, няни. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как взрослые действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.
У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.
В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.
Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».
Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.
Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.
Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые.
Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых порах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку -маляку ?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.
Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если в свободное от занятий время или в процессе самостоятельной игровой деятельности ребенок проявляет желание к рисованию, то ни в коем случае это желание не подавлять. Можно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы рисовать.

Вместо кисти- ладошка. Возможности пальчикового рисования

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется отвзрослого, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.

Нарисовал и… съел!

1-2 года

Все дети в этом возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому и в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными. Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Главное их достоинство в том, что они легко оттираются с любых поверхностей и отстирываются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горькие, не всегда мешает малышам их отведать. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях.

Подросший малыш уже способен испытывать настоящее удовольствие от художественного процесса. Для творческих экспериментов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут большие листы с шероховатой поверхностью - обратная сторона старых обоев или ватман.

В качестве красок можно использовать вареную свеклу или ее сок, яркие ягоды - чернику, голубику или черную смородину, вареную морковку, зелень или шпинат. Показать малышу, какой след оставляют на листе эти необычные краски, могут сами взрослые. Маме, папе или бабушке достаточно размазать пальцем лужицу свекольного сока, раздавить на листе яркую ягодку или провести линию морковкой, и карапуз с увлечением начнет экспериментировать и творить: размазывать "краски" пальцами, хлопать ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивать необычные краски между собой. Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета.

Малышу можно показать, как проводить пальчиком линию, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и как изобразить большой след слона или медведя целой ладонью или кулаком. Такое рисование пальцами полезно не только для эстетического, но и для речевого развития малыша - недаром логопеды так любят пальчиковые игры и пальчиковый массаж. Тренируя раздельные движения пальцев, кроха стимулирует отдел мозга, отвечающий за речь.

Рисовать можно не только овощами и фруктами. Краски для пальчикового рисования прекрасно получаются из обычной манной каши - ее нужно лишь разделить на порции и добавить в каждую безвредные пищевые красители. Каша должна быть не очень жидкой, тогда мазки пальцами получаются насыщенными, густыми.

К манным краскам можно предложить дополнения в виде ягодок для украшения "шедевра" или ложечки варенья (джема) для создания более насыщенного колорита. Конечно, очень скоро продуктовая картина превратится в однородную и не слишком привлекательную внешне массу. Но увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата. У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла - он просто наслаждается и радуется всему, что делает. Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате "художественных" упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления - эта взаимосвязь давно доказана учеными.

Обогащаем палитру

после 2 лет

В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники.

После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их.

Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.

Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы.

Осваиваем новые возможности

Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами.

В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.

По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.

Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Вместо красок - пластилин

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.;

дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Заключение:

         В работе по теме отслеживается положительный результат. Дети уже начинают реагировать на край листа – линия огибает край листа или у некоторых заканчивается на краю. Дети уже стараются правильно держать карандаш, правильно пользоваться кистью. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающего в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов, а это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение. Линиями дети изображают дорожки, палочки, ниточки. Некоторые дети уже научились замыкать линию в круг, при помощи этого движения они рисуют шарики, мячики, солнышко.      

              Я считаю, что роль педагогов состоит не только в том, чтобы дать ребенку определенные умения и навыки. Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества . Нужно помнить о том, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Спешите сделать детей счастливыми, ведь счастливое детство- это умное детство.

        

Список используемой литературы:

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в Д/с М., 1974

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972

Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 1999

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников

Бакушинский А.В. Художественное творчество

6. http://defacto.examen.ru/ExamineBase.nsf

7. http://parent.fio.ru/

8. http://www.iro.yar.ru/resource/distant

9. http://www.genesis.ru/pedologia

10. http://oldesign.by.ru/

11. http://preschool.by.ru/

12. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998

13. http://www.teenart.ru/docs/files/kriterii.html

14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.

15. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. – 2005.

16.  Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.        

17. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение

18. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006.

19. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.// Дошкольное воспитание. – 1996.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к глине как художественному материалу; учить правильно работать с нею; познакомить со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно...

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование уровня развития интереса детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности....

Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Статья содержит материал об особенностях развития интереса к изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста....

Конспекты занятий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования....