«Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста»
консультация по рисованию (младшая группа)

Бонарь Лилия Владимировна

Статья для родителей о развитии творческих способносьей в изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_izo.docx583.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи: «Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности для  детей младшего дошкольного возраста»

В детском саду развитие творческих способностей происходит на занятиях: рисование, лепкой, музыкой, театрализованной деятельностью. Каждый из этих видов работ имеет свои способы отображать впечатление, эмоции, опыт ребёнка об окружающем мире и развития его творческих способностей.

Рисование – одно из любимых занятий детей. Что для родителя «каляка-маляка», для ребёнка целая история, которую он хотел рассказать. Но для того чтобы уметь «рассказ» историю нужно ловкие пальчики.

В период с момента рождения и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.C:\Users\САША\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\photo_2023-04-15_19-28-20.jpg

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Нетрадиционные техники рисования обучают ребенка использовать весь мир для своих творческих экспериментов. Так ребенок будет творить, и вместе с тем учиться взаимодействовать с окружающим миром во всем его многообразии.

Пальчиковая живопись. Думаю, из названия вы уже поняли, что этот метод отличается использованием в процессе рисования только ладошек и пальчиков, без кисточек и карандашей. Вся работа осуществляется специальными красками (такими, которые не навредят здоровью малыша) и, соответственно, самими ладошками и пальчиками. Также вам понадобятся мисочки для краски и воды, где после рисования ребенок сможет обмыть руки, а также салфетки. Этот метод хорош тем, что ребенок сможет опробовать творчество без специальных инструментов, как говорится «изнутри». Полет фантазии обеспечен.

Кляксография. Очень специфический метод рисования. Хотя его можно объяснить логически. С самого рождения лет до 3–4 ребенок не может переносить картинку, которую он видит на бумагу, но уже в своей голове он может воображать. Этот метод как раз направлен на развитие воображение детей. Смысл заключается в рисовании обычных клякс, а как вы знаете, наш мозг при виде неопределенного изображения пытается подыскать точный образ или точный предмет, который будет иметь хотя бы каплю схожести с этой кляксой. Мозг додумывает образ.

Рисование отпечатками листьев. Очень интересный способ рисования. Его можно отнести к технике штамповки, однако такой способ требует большей аккуратности и координации движений. Вам понадобятся листья различных форм, бумага, ну и, конечно же, гуашь. Первым делом, соответственно, следует покрасить листок бумаги цветом, который больше нравится ребенку. Затем берем листок и аккуратно кладем на окрашенный лист бумаги, этот листочек стоит прижать, для того чтобы цвет более четко отпечатался. Затем стоит повторить данный процесс несколько раз и отпечатать на чистом листе бумаги. Но стоит помнить о том, что ребенок не сможет все это выполнить в одиночку, здесь обязательна помощь воспитателя.

Монотипия. Такая техника применяется для изображения зеркального отражения чего-либо на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Складывается пополам лист бумаги, на одной половинке рисуются будущий пейзаж и раскрашивается красками, а потом лист складываем лист пополам и проглаживаем ладонью. После, разворачиваем лист и исходный пейзаж оживляем красками, а отпечатанный объект имеет более расплывчатые контур, он похож на отражение на водной глади.

Ниткография – рисование нитками. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно – от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Нетрадиционные техники рисования способствуют:

• освобождению от детских страхов;

• развитию уверенности в своих силах;

• развитию пространственного мышления;

• развитию мелкой моторики рук;

• развитию творческих способностей;

• развитию воображения;

• развитию внимания и усидчивости.

Такие методы можно придумывать и воспроизводить до бесконечности. Они все позитивно влияют на развитие ребенка. Порой очень трудно заинтересовать ребенка (точнее – удивить его чем-то), поэтому постоянно надо придумывать что-то необычное. А для того, чтобы ребенок начал заниматься творчеством, все время нужно придумывать что-нибудь новое, нестандартное. Пуговички, веревочки, листья деревьев и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Ведь потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками.

Чтобы ребёнок стал творческой личностью, в детстве необходимо  развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своём творчестве. Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Её удовлетворение даёт детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребёнке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом своей жизни, своей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость

Изобразительный  труд,  включающий  рисование,  лепку,  аппликацию,  способствует  разностороннему  развитию  детской  личности.Формирование  худ...

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»...

Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».

Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....

Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшего возраста

Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности детей. Например в изобразительную деятельность.  ...

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности"

quot;Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В.И. Сухомлинский...

"Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования для детей младшего дошкольного возраста"

Современного ребёнка трудно заинтересовать стандартными наборами изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциала нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной ...