Модифицированная программа по обучению рисования песком "Сыпучие картинки" детей 6-7лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Руденко Марина Кирилловна

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд приемуществ. Песок даёт детям возможность изменить творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями, а главное быстро достич желаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Рецензия  на программускан\Программа Руденко М.К. 1.jpg


E:\Рецензия  на программускан\Программа Руденко М.К. 2.jpg


E:\Рецензия  на программускан\Программа Руденко М.К. 3.jpg


D:\Мои документы\Документы сканера\титульный лист Руденко.jpg


Содержание

№п/п

Основные разделы программы

Стр.

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность

1.3.

Методологическая основа

1.4.

Принципы реализации программы

1.5.

Цель и задачи реализации программы

1.6.

Особенности возрастной группы детей

1.7.

Планируемые результаты освоения программы

1.8.

Мониторинг

1.9.

Формы промежуточной аттестации воспитанников

2.

Содержательный раздел

2.1.

  • Содержание программы

2.1.

Методы и приемы обучения

2.3.

Структура игровых занятий

2.4.

Сроки реализации программы

3.

Организационный раздел

3.1.

Формы организации деятельности

3.1.

Режим занятий

3.3.

Учебно-тематический план

3.4.

Календарный учебный график

3.5.

Техническое оснащение занятий

3.6.

Список литературы

4.

Приложение

4.1.

Мониторинг развития

4.2.

Игровая пальчиковая гимнастика

4.3.

Упражнения для развития мелкой моторики

4.4.

Развивающие кинезиологические упражнения

4.5.

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Таким образом, нетрадиционное рисование в дошкольной организации одно из направлений решения ФГОС дошкольного образования, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности детей.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, то есть

"искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т.д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.№ 1155)

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва)   Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13)

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

1.2. Актуальность

Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения

–и детям, и взрослым, –как медитативная, расслабляющая техника, а также как способ заземления своих негативных эмоций.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Рисование песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии. Более того, рисование на песке оказывает благотворное влияние на психику детей. Так же такие занятия смогут решить ряд психологических проблем, с которыми сталкиваются дети —страх, неуверенность в себе, тревога, обидчивость и прочее. Играя в песок, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке.

Обращаясь к созидательному началу ребенка, создается ситуация успеха, что

укрепляет его веру в себя и свои способности, ощущение «Я могу». Ведь песок

столь пластичен, что здесь не страшно ошибиться и любую игровую ситуацию

можно изменить одним движением руки.

1.3.Методологическая основа

     Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В.Ахутиной, З.М.Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А.Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р.Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. В мире признанных мастеров, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне, не так уж много – Ференц Цако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), россиянин Артур Кириллов, а с недавних пор и молодая украинская художница Ксения Симонова – одни из самых известных художников этого направления. Рисование песком, как метод арттерапии и как нетрадиционная техника рисования стали использовать уже в наши современные дни арттерапевты,  художники, педагоги и психологи, адаптировав этот современный и красивейший вид искусства – рисование песком для детей дошкольного возраста. Рисунок песком становится очень популярным. Действительно, с помощью песка можно рассказать, о чем угодно, создавая целые истории, импровизируя.

  1.4.Принципы реализации программы:

 Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  • принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, с учётом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка;
  • принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе партнерского сотрудничества со взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
  • принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;
  • принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку ребёнка в сложной ситуации, предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;
  • принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности сибирского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

1.5.Цели и задачи программы:  

Цель:

1.Знакомство с необычной техникой рисования.

2.Развитие художественно-эстетического вкуса.

3.Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
  • учить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.
  • учить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  • учить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
  • учить выстраивать композиции на песке.
  • овладеть техникой песочного рисования.
  • учить основам цвето-  и свето-видения.
  • передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  • учить работать кистью и пальцами обеих рук;

Развивающие:

  • развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;
  • развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • развивать творческие способности;
  • развитие плавности, изящества и точности движений;
  • развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический и художественный вкус;
  • способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
  • повышать самооценку детей;
  • формировать положительное отношение к себе и окружающим.

1.6.Особенности возрастной группы детей

В шесть лет ребенок проявляет способности к рисованию и готов к освоению предметов ИЗО. В этом возрасте дети готовы к восприятию всех основных законов рисования. Охотно участвуют в рисовании сюжетных картин, растений, животных, рыб, предметов быта, человека. Так же дети с удовольствием рисуют портреты своих друзей и родителей, автопортреты. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

1.7. Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения:

- использования светового стола и песка для создания изображений;

- освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

- умение различать приёмы рисования (наброс – закидывание, засыпание, насыпание, расчищение - вытирание, процарапывание, техника отпечатка);

- умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

В результате занятий должны произойти изменения в психологическом состоянии детей:

- повышение уверенности в себе;

- пробуждение внутренних ресурсов, творческого начала.

1.8.Мониторинг

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, ДьяченкоО.М., Мытацин В., содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

(Приложение 1)

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития

Развитие

воображения

Развития

восприятия

Развитие

моторики

руки

1

2

3

4

1.9. Формы промежуточной аттестации воспитанников

При подведении итогов реализации программы проводятся:

-Выставки детских работ.

-Мастер-классы для родителей.

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание программы

Необходимо детей заинтересовать, научить правилам обращения с песком, показать приёмы рисования.

Для заинтересованности используются: фотографии рисунков; видеоматериал; показ способов и приёмов рисования песком; демонстрация создания рисунка педагогом.

Для ознакомления детей с приемами и способами рисования песком, сначала, используется демонстрация создания рисунка педагогом, затем показ, напоминание способа рисования, словесная инструкция. По мере усвоения способа рисования, показ и указания становятся индивидуальными. Демонстрация создания рисунка педагогом помогает детям увидеть сам процесс возникновения образа рисунка.

Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, активно используются методы и приёмы образного восприятия мира, проживания образа. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию.

Художественное слово (стихи, загадки), придуманные истории, беседы, вопросы, музыка на занятиях помогают лучше воспринять образы и выразить их в рисунке.

Рисунки песком создаются пальцами, ладонями, поэтому важно перед рисованием разработать их, используя пальчиковую гимнастику. Дети могут делать по показу воспитателя, по словесной инструкции, самостоятельно по схеме рисунка.

Взаимодействуя с песком, ребёнок непроизвольно создаёт какие-либо линии, образы, поэтому необходимо давать детям возможность самостоятельно рисовать, а педагогу помочь увидеть образ.

Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Это позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Дети отмечают, обсуждают понравившиеся образы, способы изображения, делятся впечатлениями, рассказывают о своем рисунке. Анализ учит ребенка задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей.

С первых занятий необходимо стимулировать стремление детей к самостоятельности, творческой активности – поощрять за инициативность, экспериментирование, нестандартное воплощение художественного образа. Возникшие у ребенка затруднения надо решать индивидуально, исходя из его творческого замысла и способностей.

Основными формами проведения занятий являются совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, индивидуальная работа с детьми.

При планировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, учитываются интересы, как отдельных детей, так и группы в целом.

2.2.Методы и приёмы рисования песком:

Способы рисования

рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами;

несколькими пальцами одновременно;

симметрично двумя руками;

насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего;

скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;

выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;

создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.

Приемы рисования песком

Рисование на стекле включает в себя определенные приемы, с помощью которых выполняется рисунок:

Рисование «светлым по темному».Для него готовят фон –равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии.

Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе

эти техники легко совмещаются и комбинируются.

Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.

Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка

зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых и кривых линий, зигзагами, кругами, спиралями.

Рисование по песку с помощью пальцев. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими –таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.

При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это рисование толстых линий, например, стволов деревьев. Могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.

 Рисование с помощью кулачков. Используется при рисовании облаков, камней.

 Точечными движениями подушечек пальцев. Используются при рисовании объектов помельче (звезд, дождевых капель, точек).

Техника - описание

Техника закидывания. Используется для создания темного фона на большей

части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями.

Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения

будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При

закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной

техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания. Используется для создания затемненных поверхностей.

Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно –таким образом, чтобы

песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в

нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.

Техника насыпания.

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с

простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними,

меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания.

Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

Техника процарапывания. Итог процарапывания – создание светлого контура,

схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.

Техника отпечатка. Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.

2.3.Структура занятий:

 Подготовительная часть - проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психо-гимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная  часть - предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть - предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

Адресат: программа будет интересна педагогам дошкольного образования.

2.4.Сроки реализации программы 

Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.

3.Организационный раздел

3.1. Формы организации деятельности. 

Программа кружка предусматривает подгрупповую форму  работы.

3.2. Режим занятий.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Количество:1раз в неделю

Продолжительность: 30 мин.

Форма организации детей: занятие

3.3.Учебно-тематический план

Календарный учебный график

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

0,2

1,8

 «Волшебные истории»

1

0,1

0,9

 «Всякая погода благодать»

1

0,1

0.9

«Деревья»

1

0,1

0.9

"Поющая тишина морских глубин»

1

0,1

0.9

«Посуда»

1

0,1

0.9

«Едем, едем, едем в далекие края»

1

0,1

0.9

«Ночное небо»

1

0,1

0.9

 «Яблоня»

1

0,1

0.9

«Сказочные птицы»

1

0,1

0.9

«Золотая рыбка»

1

0,1

0.9

 «Весёлый снеговик»

1

0,1

0.9

«Идет волшебница зима»

1

0,1

0.9

Новогодние игрушки

1

0,1

0.9

 «Елочки -красавицы»

1

0,1

0.9

«Морозные узоры»

1

0,1

0.9

«Теремок»

1

0,1

0.9

«Дом в котором я живу»

1

0,1

0.9

«Животные жарких стран»

1

0,1

0.9

«Зимние виды спорта»

1

0,1

0.9

Сказка на песке «Три медведя»

1

0,1

0.9

«Корзина с фруктами»

1

0,1

0.9

«Мама, солнышко моё»

1

0,1

0.9

Насекомые

1

0,1

0.9

«Этот загадочный космос»

1

0,1

0.9

Мы с подружкой (другом) вдвоем

1

0,1

0.9

«Подснежники на проталинах»

1

0,1

0.9

На другой планете

1

0,1

0.9

«Бабочка»

1

0,1

0.9

«Одуванчики»

1

0,1

0.9

«Праздничный салют!»

1

0,1

0.9

«Радуга над поляной»

1

0,1

0.9

«Лебеди»

1

0,1

0.9

Свободная тема

1

0,1

0.9

36

Учебно - тематический план

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1-2

 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Мастер – класс по рисованию песком

 Познакомить детей с песочной анимацией. Вызвать интерес к рисованию песком. Познакомить детей с техникой безопасности.

 Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показ видео мультфильма. Беседа по технике безопасности. 

3

 «Волшебные

истории»

Ознакомление с рисованием песком, освоение некоторых приемов рисования.

Просмотр

мастер -класса, практические упражнения в песочнице.

4

 «Всякая

погода благодать»

Развитие навыков рисования. Освоение новых приемов рисования на песке.

Обратить внимание на свое настроение, ассоциировать его с погодой.

Осознать, что хорошее и плохое настроение бывает у всех, даже у погоды.

Работа за световыми

столами.

Рисование пальцем (коротких, длинных линий), кулачком(облаков)

Октябрь

1

«Деревья»

Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования. Техника засыпания, рисование при помощи декоративных материалов

Работа за световыми

столами.

Рисование ребром большого пальца, прорисовывание палочкой (веточек)

2

"Поющая

тишина морских

глубин».

Развитие навыков рисования.

Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя

руками, используя дополнительные

инструменты.

Работа за световыми

столами.

Рисование указательным пальцем(волнистых линий, точек)

Использование стеклярусов, ракушек, цветных камушков для оформления.

3

«Посуда».

Закрепить умение созвать композиции; рисования простых по форме предметов, умение украшать.  Воспитывать эстетическое восприятие

Рисование одним или несколькими паль-цами (ветки, листок, простой цветок). Работа за световыми

столами.

4

«Едем, едем, едем в далекие края»

Учить моделировать необычные виды транспорта, путем дополнения деталями готовой формы.

Развивать воображение, чувство формы.

Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т.д. по замыслу (с использованием трафаретов, схем). Работа за световыми

столами.

Ноябрь

1

«Ночное небо»

Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками; техникой засыпания. Использовать дополнительные инструменты. Развивать воображение

Работа за световыми

столами.

Прорисовывать тонкой палочкой.

2

 «Яблоня»

Развитие навыков рисования. Учить рисование двумя руками одновременно точечными движениями подушечек пальцев. Использовать ребро ладони.

Учить отсекать лишнее. Использовать технику закидывания.(крона дерева)

Работа за световыми

столами. Прорисовываем (указательным пальцем, ногтем мизинца) веток, (ребром ладони) ствол.

3

«Сказочные птицы»

Учить рисовать пальцами синхронно, закреплять приемы получения точек и навык рисования завитков.

Передавать в рисунке образ птицы. Развивать воображение, фантазию.

Работа за световыми

столами. Украшение с помощью цветных камешек и палочек.

4

«Золотая рыбка»

Упражнять в рисовании овальной формы, ребром ладони. Закрепить умение украшать простым узором, используя рисование пальчиками. Продолжать знакомить с морскими обитателями. Показ рисования ребром ладони. Закреплять умение делать точки (щепоткой песка) Прорисовывать прямые и волнистые линии.

Работа за световыми

столами. Рисование (прямые, извилистые линии), отпечатки подушечкой пальца (чешую, листочки, пузырьки воздуха). Украшать пайетками.

Декабрь

1

 «Весёлый снеговик»

Учить рисовать снеговика с прорисовыванием мелких деталей (глаз, носа, рта, пуговиц).

Учить приему прищипывания, насыпания песка. Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку (сугробы, снеговик), Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт.

Работа за световыми

столами. Рисование

песочной струей, рисования кулачком.

2

«Идет волшебница зима»

Продолжать учить создавать сюжетный рисунок используя знакомые техники рисования. Несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки).  Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему.

Работа за световыми

столами. Прорисовывание

тыльной стороной руки, пальцем,

насыпание песка

щепотью.

3

Новогодние игрушки

Учить рисовать простые новогодние игрушки, используя разные способы рисования песком. Учить    использовать точку и линию как средство выразительности.  Развивать воображение, фантазию.

Работа за световыми

столами. Рисование

песочной струей,

точки, завитки.

4

 «Елочки -красавицы»

Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Работа за световыми

столами. Прорисовывать детали тонкой палочкой. Использовать цветные камушки (стеклярусы) для украшения.

Январь

1

«Морозные узоры»

Учить рисовать узоры песочной струей,

дополнять изображение другими способами рисования (щепотка, рисо-

вания пальчиком). Развивать воображение, фантазию. Закреплять приемы получения точек и навык рисования завитков.

Развивать творческое мышление и фантазию.

Работа за световыми

столами. Рисование

песочной струей,

точки, завитки.

2

«Теремок»

Продолжать учить детей рисовать на песке передавая в работе образ дома, прорисовывая мелкие детали (окно, труба, дым).

Работа на световом столе. Рисование пальцем, песочной струёй.

3

«Дом в котором я живу»

Показать способы рисования кулачком; (высотные дома, рисование одним пальцем, телевизионные антенны)

Рассматривание фотографий с видами г. Северска, Рисование пальцем, песочной струёй.

Февраль

1

«Животные жарких стран»

Учить приему прищипывания , насыпания песка в рисовании животных. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Развитие навыков рисования, творческих

способностей.

Работа на световом столе. Рисование пальцем, песочной струёй. Рассматривание иллюстраций животных.

2

«Зимние виды спорта»

Учить рисовать человека в движении. Показать способы изменения образа путем добавления деталей (спортивный инвентарь; превращаем коньки в лыжи) Использовать дополнительные инструменты.  

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта». Рисование пальцем, песочной струёй, прорисовывать детали палочкой.

3

Сказка на песке

«Три медведя»

Совершенствовать умение рисовать кулачком. Учить выстраивать «сюжетные картинки» в логически верной последовательности согласно тексту сказки. Способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. 

Работа на световом столе. Сказка. Рисование кулачком, пальцем.

4

«Корзина с фруктами»

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.

Работа на световом столе. Рисование ребром большого пальца, указательным пальцем.

Март

1

«Мама, солнышко моё».

Закреплять умение рисования ребром ладони, делать точки (щепоткой песка). Прорисовывать прямые и волнистые линии. Совершенствовать

приёмы и навыки рисования песком.

Работа на световом столе. Рисование ребром ладони, делать точки (глаза), пальцем (прямые, волнистые линии).

2

Насекомые

Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку опираясь на наглядный материал. Рисования струйкой из кулачка и другие способы рисования песком.

Совершенствовать навыки нанесения фона (весь или частично),

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций насекомых.

Рисование кулачком, пальцем.

3

«Этот загадочный космос»

Показать способ рисования -насыпание песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.  Развивать память, внимание. Вызвать интерес к космосу.

Работа на световом столе. Просмотр видеофильма о космосе. Рисование пальцем, палочкой.

4

Мы с подружкой

(другом)

вдвоем..

Закреплять умение детей рисовать портрет людей (детей), придумывать истории про них. Закреплять приемы прищипывания, насыпания песка, Развивать память, внимание, воображение.

Работа на световом столе. Рисование пальцем, ребром ладони, щепоткой (черты лица)

Апрель

1

«Подснежники на проталинах».

Учить рисовать цветы тонкими, короткими линиями.

Развитие навыков рисования, формирование эстетического вкуса,

Развитие воображения, творческие способности. Воспитывать эстетические чувства.

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций весны, подснежников. Рисование пальцем, ребром большого пальца, прорисовка палочкой.

2

На другой планете

Продолжать формировать умение придумывать сюжет и трансформировать его. Совершенствовать навыки рисования песком. Учить приему прищипывания , насыпания песка. Развивать тактильную чувствительность, моторику пальцев.

Работа на световом столе. Просмотр мультфильма. Рисование пальцем, ребром большого пальца, прорисовка палочкой.

3

«Бабочка»

Продолжать учить рисовать пальцами обеих рук синхронно, развивать воображение. Закреплять навык рисования завитков показать приемы использования дополнительных инструментов для рисования на песке.

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций бабочек. Рисование пальцем, ребром ладони, прорисовка палочкой.

4

«Одуванчики»

Учить выдувать круглые формы из песка пользуясь соломинкой, дорисовывать рисунок четками движениями пальцев рук. Развивать тактильную чувствительность, моторику пальцев. Развитие воображения, творческие способности. Воспитывать эстетические чувства.

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций. Рисование пальцем, прорисовка палочкой. Трубочки для коктейля.

Май

1

«Праздничный салют!»

Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, побуждать детей изображать салют разными способами рисования песком.

используя дополнительные инструменты. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

Работа на световом столе. Рассматривание иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая- день Победы» Рисовать ребром ладони, указательным пальцем.

2

«Радуга над поляной»

Продолжать учить детей равномерно

рассыпать песок по поверхности

стола, делать непрерывные линии

по всему рисунку. Дополнять сюжет по своему замыслу. Развивать у детей чувство композиции, чувство фактурности, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе.

Работа на световом столе. Рассыпание

песка,

прорисовывание пальцем, кулачком, ребром большого пальца.

3

«Лебеди»

Обучать навыкам симметричного отпечатывания, ославлять четкий, не размазанный отпечаток ладони, дорисовывать рисунок кончиком пальца.

Развивать сюжет, добавляя растения воду т.д.творческое воображение, творческую

активность, развивать чувство

композиции.

Работа на световом столе. Дорисовывать отпечаток ладони пальцем, прорисовывать палочкой.

4

Свободная тема

Совершенствовать умение придумывать сюжет, развивать замысел и воплощать его через трансформацию картинок

используя ранее усвоенные приёмы рисования.

Работа на световом столе. Самостоятельный выбор техники выполнения.

Техническое оснащение занятий.

  • Световые столы
  • Просеянный песок
  •  Цветной песок
  • Манка
  • Кисточки широкие
  • Палочки
  • Цветные камушки
  • Стеклярусы
  • Пайетки
  • Мелкие игрушки
  • Трафареты
  • Ноутбук
  • Муз. носитель
  • Антистатик

Список литературы.

1.  Белоусова  О.А.  Обучение  дошкольников  рисованию  песком. Журнал  «Старший воспитатель» No5/ 2012г.

2.  Горькова  Л.Г.,  Обухова  Л.А.  Сценарии  занятий  по  комплексному  развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). -М.: ВАКО, 2005г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4.  Грабенко  Т.М.,  Зинкевич-Евстигнеева  Т.Д.  Коррекционные,  развивающие  и адаптирующие игры. —СПб.: Детство-Пресс, 2002г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.

—М.: Речь, 2003г.

6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г.

7. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера, 2007г.

8.  Швайко  Г.С.  Занятия  по  изобразительной  деятельности  в  детском  саду:

подготовительная группа:  программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М. гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1.http://www.sandpictures.ru

2.http://www.jlady.ru

3.http://www.u-sovenka.ru

4.http://www.vita-studia.com

5.http://www.mc-art.ru

6.http://www.sandproject.ru

4.ПРИЛОЖЕНИЕ

4.1. Мониторинг развития творческого мышления, воображения, восприятия

1.Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг,десяти конечная звезда, буква. Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

2.Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого – либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

3.Рисование «Чего на свете не бывает?».

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.

«Что не дорисовано?»

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.

4.Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?»

В. Мытацин.  Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой

рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой

руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.

5.Тест «Дорисуй предметы»

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания –10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов –высокий уровень; 8-9 предметов –средний; 5 предметов –низкий.

6.Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение

оригинальности решения задач на воображение.

Контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры(треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась

красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип  –   Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – Ребёнок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;

2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь

воображаемый сюжет (например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);

4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например: девочка гуляет с собакой);

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень–ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

Средний уровень-ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

Высокий уровень-ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.

4.2. Игровая пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Пальцы будем разминать.

Не ленись повторять,

Начинаем рисовать.

  1. « Мы учимся считать»

Взять губку в правую руку (локоть находится на столе) и резкими движениями кисти рук сжимать губку, при этом считать от 1 до 10.Руки поменять (левая) и продолжить упражнение со счѐтом от 10 до1.

  1. « Резинка»

Взять губку двумя руками, но так чтобы еѐ держать кончиками пальцев. Локти разведены в разные стороны ( губка находиться на уровне груди).Резкими движениями растягивать губку как «резинку» в разные стороны, при этом считать до 5.

Упражнение повторить 3 раза.

             3. « Колбаска»

Губку положить между ладонями и скатать «колбаску», при этом , вращения движений рук увеличиваются.

Упражнение повторить 3-4 раза.

             4. «Рулетик»

Губку положить шероховатой поверхностью вверх на стол. Скатать «рулетик», начиная выполнять упражнение с узкого края губки.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

             5. «Погладим ладошки»

Шероховатой поверхностью погладить круговыми движениями почасовой стрелки ладонь правой руки, затем левой. (релаксация для рук).

Время для выполнения упражнения -10 секунд

            6. «Музыканты»

Губку положить на стол и кончиками пальцев надавить на неё, как будто играешь на пианино. Упражнение необходимо начинать с большого пальца, плавно переходя к мизинцу, и в обратном направлении от мизинца к большому пальцу.

Упражнение выполняется 3-5 раз.

         7 «Фокусник»

Взять губку и положить на ладонь правой руки, затем ладонь крепко сжать (локоть руки находиться на столе). На счёт 1,2,3,4,5.. ладонь медленно разжать.

Губку переложить в левую руку, упражнение повторить.

Упражнение выполняется 2-3 раза.

Проведение с детьми игровой пальчиковой гимнастики способствует развитию лёгкости и не напряжённости руки, что облегчает процесс письма. Для активизации развития мелких мышц кисти рук и суставов фаланг пальцев рекомендуется использовать мягкую губку с шероховатой односторонней поверхностью. Тактильные ощущения предмета (губки) помогут ребёнку сосредоточить эмоциональную реакцию при проведении игровой пальчиковой гимнастики.

4.3. Упражнения для развития мелкой моторики:

1. "Гроза" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по                            столу

Пауков перепугали.    (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы        слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней.      (постучать по столу всеми пальцами обеих рук

Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной              стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони) 

В небе молния сверкает,

Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) 

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) 

Вновь посмотрит нам в оконце!

2. "Цветочки" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Их польем мы спозаранку, (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

3. "Колокольчик" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

 - Дон-дон-дон, - Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук) 

- Ля-ля-ля, - Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко   рту)

Динь-динь-динь, - Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз) 

Бом-бом-бом, - Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам) 

Дзынь-дзынь-дзынь, - Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)

Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой) 

4.4. Развивающие кинезиологические упражнения

  1. "Колечко"

Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. "Кулак - ребро - ладонь" 

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя. 3. "Зеркальное рисование" 

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

4."Ухо - нос" 

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

5."Горизонтальная восьмерка" 

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

6."Симметричные рисунки" 

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

7."Медвежьи покачивания" 

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

8."Снеговик" 

Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

9."Накачаем мышцы" 

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

10."Часики" 

Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения. 11."Рожицы"

 Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

12."Жонглер" 

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

13."Водный велосипед" 

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

14."Пианист" 

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

4.5. Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

1.Игра "Тень" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

2. "Запретный номер" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

3."Вот он какой" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

4.Упражнение "Как ты себя чувствуешь?" 

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

5.Упражнение "Мое настроение" 

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

6.Упражнение "Общение в паре" 

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

7.Упражнение "Сидящий - стоящий" 

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

8.Упражнение "Исследование лица" 

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

9.Упражнение "Зеркало" 

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

10.Упражнения "Животные" 

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

11.Упражнение "Танец под музыку" 

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

12.Упражнение "Рисование на спине" 

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки» для воспитанников с 3-7 лет

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ п...

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки» для воспитанников с 6 лет

Развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком....

Модифицированная программа по обучению грамоте детей подготовительного возраста "По дороге к школе"

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развити...

модифицированная программа по обучению чтения в подготовительной группе "Хочу читать"

Чтение- один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс который входит способность воспринимать информацию, понимать информацию передаваемую тем или иным способом, воспроизводить ее....

Программа по обучению рисованию песком на световых столах детей дошкольного возраста «Мир песочных фантазий»

Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения.Ребенок рисует &l...