Опыт работы по реализации проекта: «Использование нетрадиционного рисования детей младшего дошкольного возраста».
проект по рисованию (младшая группа)

Новоселова Надежда Юрьевна

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем, так как проблема нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна. В изменяющихся условиях современного общества жизни знакомство с нетрадиционной техникой рисования необходимо начинать именно с дошкольного возраста - в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка

Новизной и отличительной особенностью проекта по нетрадиционной технике рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 116» г. Сыктывкар

Опыт работы по реализации проекта:

«Использование нетрадиционного рисования  детей  младшего дошкольного возраста».

воспитателя Новоселовой Надежды Юрьевны

г. Сыктывкар, 2018 г.

Актуальность проекта:

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем, так как проблема нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна. В изменяющихся условиях современного общества жизни знакомство с нетрадиционной техникой рисования необходимо начинать именно с дошкольного возраста - в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка

Новизной и отличительной особенностью проекта по нетрадиционной технике рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Ведущей педагогической идеей  работы является изучение проблемы нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Вся образовательная деятельность педагога проводится в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым днем всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом образовательная деятельность остаётся игрой, сохраняя свою притягательность.

Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…

Анализируя  проделанную работу можно сделать вывод, что тема разработанного проект выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную,); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель проекта:

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

  • - Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки, одноразовые вилки).
  • - Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т.д.).
  • - Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
  • - Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
  • - Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  • - Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

Этапы проекта.

  1. Предварительный этап (Сентябрь)

- Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты.

- Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

- Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.

2. Основной этап (Октябрь- апрель).

Поведение НОД по рисованию нетрадиционными методами.

3. Заключительный этап (май).

Оформление выставки детских рисунков;

Мастер - класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование». Мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.

Описание проекта:

Реализация проекта строилась в три этапа:

Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы;

На предварительном этапе мной была изучена методическая литература по проблеме; был разработан тематический план работы.

Цель второго этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.

На втором этапе (практическом) мной проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомились с новой техникой рисования, затем шла работа по формированию и закреплению полученного навыка. В последних работах дети сочетали нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.

На заключительном этапе была оформлена выставка детских рисунков. Проведён мастер - класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование», где родители были познакомлены с нетрадиционными техниками рисования, и с удовольствием попробовали использовать их, рисуя вместе со своим ребёнком.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель

Ноябрь

1 неделя

 Коллективная работа «В гости осень к нам пришла» (рисование пальчиками )

учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

2 неделя

Тема: «По дороге в детский сад», (следы по дорожке и опавшие листья) рисование пальчиками

учить рисовать детей красками при помощи пальцев, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.

3 неделя

«Ветка рябины», рисование пальчиками

. учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

4 неделя

«Украсим зонт девочке»

.развивать умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров, линейное выстраивание

Декабрь

1 неделя

«Левушка», рисование ладошками

учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

2 неделя

«Солнышко», рисование ладошкой (лучики), коллективная работа.

учить детей опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе.

3 неделя

«Курочка и цыплята»

учить детей опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе.

4 неделя

«Коллективная работа ко дню матери, рисование ладошками»

закреплять умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаге с изображением, подготовленными воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

Январь

1 неделя

«Зимушка зима пришла»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками,

2 неделя

«Рукавички для Снегурки»

Учить оставлять следы от ватных палочек равномерно по всему периметру заданного поля

3 неделя

«Новогодний
Дед мороз»

закреплять умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаге

4 неделя

«Нарядим елочку»

учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Февраль

1 неделя

«Елочка нарядная»

Познакомить детей с такой нетрадициооной техникой рисования как рисование вилками.

2 неделя

«Катится колючий ежик»

 Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Развитие творческих способностей детей;

3 неделя

«Левушка»

Продолжать учить детей осваивать новый способ рисования вилками и  работать с гуашью; Закреплять умения узнавать и называть цвет, способствовать проявлению интереса к экспериментированию; развитие мелкой моторики рук; формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;

4 неделя

«Петушок золотой гребешок»

Закрепить способ рисования вилками

Март

1 неделя

«Открытка маме на 8 марта»

Закреплять умение рисовать ладошками и ставить отпечаток паролоновой губкой

2 неделя

«Цветок для мамы»

Учить детей самым простым способом получать изображения, делая отпечатки штампами.

3 неделя

«Воздушные шары»

Учить детей самым простым  способом получать изображения, делая отпечатки штампами.

4 неделя

«Пасхальное яйцо»

Закрепить в умении ставить штампы, закреплять цвета.

Апрель

1 неделя

«Медвежонок»

Познакомить с новым способом получения изображения  -  рисования втулкой от туалетной бумаги.

2 неделя

«Осенний лес»

Упражнять в умении отпечатывать губкой деревья

3 неделя

«Дельфин»

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона; развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

4 неделя

«Цыпленок»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования по трафаретус ипользованием поролона

 Май

1 неделя

Пушистый одуванчик

Закрепить умение рисовать  ватными палочками

2 неделя

«Салют»

Вспомнить технику рисования ладошками, закрепить цвета.

3 неделя

Коллективная работа «Голуби мира»

Закрепить технику рисования ладошками.

4 неделя

Мастер- класс с родителями по теме «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего школьного возраста»